СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"- гений и злодейство несовместимы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"- гений и злодейство несовместимы".»

Тема урока: А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство-две вещи несовместимые»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:

- развитие навыков анализа поэтического драматического произведения через групповую и индивидуальную работу;

Образовательная цель:

- знакомство с циклом «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением к вопросу о гении и злодействе;

- проанализировать два типа мировосприятия персонажей трагедии и их нравственные позиции в сфере творчества;

Воспитательная цель:

- воспитание интереса к поэтическим произведениям, к творчеству, решению мировоззренческих проблем.

Формирование УУД:

Личностные действия:

- воспитание любви к творчеству, и к его поэтическим произведениям;

- учиться анализировать поэтическое произведение.

Регулятивные действия:

- учиться определять тему урока и ставить цели своей деятельности на уроке;

-  составлять план своих действий по достижению цели;

- учиться оценивать свои действия на уроке.

Познавательные действия:

-  знакомство с циклом «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением к вопросу о гении и злодействе;

- проанализировать два типа мировосприятия персонажей трагедии и их нравственные позиции в сфере творчества.

Коммуникативные действия:

- учиться работать в группе, команде;

- учиться правильно выражать свои мысли.

Оборудование урока:

презентация урока (портрет, иллюстрации к трагедии; определения литературоведческого понятий и т. д.) тексты трагедии «Моцарт и Сальери».

Этап урока Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. I. Организационный момент.

2.

II. Актуализация знаний.




















3.

III. Постановка учебной задачи














4.

IV. «Открытие нового знания»

(решение проблемы)












































































V. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.


VI. Заключение.



VII. Домашнее задание

I.  Приветствие детей. Проверка готовности детей к работе. 




II.  1.  Ребята, рассмотрите иллюстрации к «Маленьким трагедиям», определите, к каким произведениям написаны эти иллюстрации и назовите эти произведения.

«Скупой рыцарь»

«Моцарт и Сальери»

«Пир во время чумы»

«Каменный гость»

(показ презентации).

2.  Словарная работа. Трагедия, цикл. (Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования)

3.  Проверка индивидуального задания.

Задание: Слушая сообщение «История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии», записать в тетрадь особенности цикла.

Особенности цикла в трагедии «Моцарт и Сальери» (общий замысел, самостоятельность, центральная роль монологов, мало действующих лиц, острота конфликтов, в центре-характер, одержимый какой-нибудь страстью)

Проверка записей в тетрадях.

III. 1. Формулировка темы урока и определение основной проблемы.

  Какая из трагедий затрагивает вопросы искусства, творчества и в связи с этим поднимает важнейшие нравственные проблемы?  Сформулируйте тему урока.  Прочитайте заключительные строчки трагедии. Какой вопрос волнует и героя произведения, и автора? Может ли он стать основной проблемой для нашего исследования на уроке?

2. Определение целей урока и составление плана действия.

. Какие цели мы перед собой ставим, чтобы решить проблему? (выявить мотивы убийства Моцарта Сальери, определить, как герои и автор относится к вопросу о «гении и злодействе»?) Что для этого необходимо сделать? Составление плана действий:

1. анализ ключевых сцен трагедии;

2. анализ образов главных героев и их сопоставление;

3. сделать выводы по поводу отношения героев и Пушкина к вопросу о гении и злодействе.

IV. «Открытие нового знания» (решение проблемы). Изучение нового материала.

- Что вы знаете о Моцарте и Сальери?

Дается задание по группам: «Как особенность, свойственная всем произведениям цикла, проявляется в трагедии «Моцарт и Сальери» и какой художественный смысл несет?»

Анализ трагедии. Сцена I. Демонстрируется видеофрагмент (отрывок из художественного фильма «Моцарт и Сальери») - первый монолог Сальери: «Все говорят: нет правды на земле...». (4 мин) Словарная работа. Определение слова ремесленник. Дается задание по группам. Обсудить в группах и коротко записать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему Сальери называет себя ремесленником?» Выразительно прочитайте второй монолог Сальери «Нет, не могу противиться я доле…». Подумайте над вопросом: «Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, что его нужно было остановить?
Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери.
Так почему же Сальери убивает Моцарта (именно Моцарта, хотя рядом с ним, как он говорит, на вершине славы находятся Глюк, Гайдн, Пуччини)?

Дается задание по группам. Во время анализа текста произведения заполнить сравнительную таблицу. Критерии: отношение героев к игре слепого скрипача, своим творениям и себе, творчеству друг друга, окружающим людям, искусству.

2) Анализ сцены со слепым музыкантом. Зачитывается отрывок данной сцены. Вопрос к учащимся:

«Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?

3) Отношение Моцарта к своим творениям и к себе. Зачитать фрагмент со слов «Ты с этим шел ко мне...» до «Но божество мое проголодалось».

- Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? (Легкость, стройность, глубина творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше).

- Но прав ли Сальери? Он слышит, что Моцарт называет написанное им безделицей, но не слышит, что он говорит, о времени, когда это было написано: «Бессонница моя меня томила...»

- В каком случае можно называть бессонницу своей? (Если она постоянная спутница).

- Какое еще слово подчеркивает трагичность вдохновения? (томила).

4) В чем главное отличие Моцарта и Сальери?

Какие взгляды Моцарта Сальери настолько не приемлет, что даже готов на убийство? (Отношение к искусству).

4) Отношение героев к искусству и его целям.

- А теперь давайте попробуем, работая в группах, сформулировать отношение к искусству и его целям двух героев трагедии.


Анализ трагедии. Сцена II.

1)  Анализ отрывков из произведений Моцарта.

Задание. Прослушать музыку Моцарта (2-Зфрагмента). Сделать выводы о настроении нескольким словами и словосочетаниями (например, солнечная, веселая, звонкая, радость, надежда, свет, счастье и т. д.)

- Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминаний о смерти? (Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта... Согласившись писать реквием, он был рад случаю, позволившему ему обратиться к крупным хоровым формам)

  2) Словарная работа. Определение слова реквием.

Ре́квием (от лат. requies «покой», «упокоение») — траурная заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда.

Анализ сцены отравления. Просмотр видеофрагмента. Беседа по вопросам:

- Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе?

- Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?»

- Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему).

Слушают отрывок из «Реквиема»- «Лакримоза»

- Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери? (чтобы опровергнуть слова Сальери о его правде)

- Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело? (оправдаться хочет)

V. Работа над проблемным вопросом урока:

- Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе? (гений и злодейство- две вещи несовместные)

Учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки.

VI. Заключение. Ф. М. Достоевский писал:

  «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...»

VII. Домашнее задание. Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?

2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?

3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои?

4. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта».

Рефлексия.

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?

Вывод.

- Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.)

- Какова миссия человека на земле? (Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.)

Послушаем еще одно произведение Моцарта (соната № 17). Слушая, попытайтесь воспроизвести ее в образах (музыкальное рисование).






Дети приветствуют учителя.



Дают названия пьес к иллюстрациям.

Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3

Слайд 4




Вспоминают определения терминов, объясняют.

Слайд 5



Короткие сообщения об истории создания пьес

Слушают, записывают коротко в тетрадь

Слайд 6

Определяют тему урока, записывают в тетрадь

Формулируют проблему, поднятую в пьесе

Слайд 7

Ставят цели и составляют план действий

Слайд 8












Слайд 9


Слайд 10



Слайд 11

Работают в группах, отвечают на вопрос, привлечение текста, нахождение важных деталей

Дают понятие ремесленник и отвечают на вопросы (ремесленник- человек, хорошо знающий своё дело)



Слайд 12





Слайд 13

Составляют сравнительную характеристику



Слушают отрывки, анализируют

Выводы: Пушкин дал Моцарту часть своей души, беспечного и праздного гуляку. Моцарт для Пушкина- идеальный образ художника-творца. Избранник, отмеченный свыше.

Пушкин разрушает типичные представления о художниках.

Формулируют отношение двух художников к искусству и его целям

Слушают музыку, подбирают эпитеты

Слайд 14


Слайд 15

Определяют понятие реквием, записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы.

Слайд 16

Отвечают на проблемный вопрос. (Моральная победа достаётся Моцарту, фактическая- Сальери)

Слайд 17

Отвечают на проблемный вопрос

Слайд 18

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы, связанные с рефлексией


Регулятивные: умение мобилизовать себя для работы






















Познавательные: умение понимать и принимать чужую информацию и её перерабатывать








Регулятивные:

учиться определять тему урока и ставить цели








Познавательные: умение сформулировать проблему и найти способы её решения














Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей

















Коммуникативные: умение работать в группе



Познавательные: умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения













Познавательные: умение работать с информацией, структурировать полученные знания






Познавательные: контролировать и оценивать свои знания





Познавательные: умение решить проблему



Познавательные: умение делать обобщения, оценивать полученные знания












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!