Государственное учреждение образования
“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс
детский сад - базовая школа Клецкого района”
Урок русской литературы
в 7 классе
Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”
(с использованием мультимедийной презентации)
Подготовила:
учитель русского
языка и литературы
Хаванская Н.В.
2016
План-конспект урока русской литературы в 7 классе
_______________________
Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цель и задачи:
- создание условий для исследования исторической эпохи, показанной А.С.Пушкиным в повести, для выявления основных черт образа Пугачёва;
- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, помочь ответить на вопрос: «Пугачёв – народный защитник или злодей?»;
- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;
- способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство».
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
Технология: информационно-коммуникативная
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: мультимедийная презентация, видео, портрет А.С.Пушкина, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст повести, эпиграф (записан на доске):
Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь
назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда
нужно вам идти.
Л.Андреев
Ход урока
1. Организационный момент
2. Эмоциональный настрой на урок
- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто, может быть, не выспался, тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.
3. Стадия вызова
Мотивация и целеполагание. Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) Слайд 1.
1) Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного ….
С.М.Петров
2) … - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.
В.Б.Броневский
- Перед вами высказывания критика-литературоведа С.Петрова и польского историка В.Броневского.
- Как вы думаете, о ком идет речь? (О Пугачёве)
- Какова тема нашего урока? (Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Слайд 2.
- По опорным словам определите цели урока Слайд 3:
- Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»);
- Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)
- Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в жизни).
4. Вступление
- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (зачитывают учащиеся с доски).
- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся).
- Именно это советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".
Итак, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. А кто же такой Емельян Пугачёв?
5. Основная часть
1) Биографическая справка о Емельяне Пугачёве (индивидуальные сообщения учащихся).
Слайд 4.
- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, мать – Анна Михайловна. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементий, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семья его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице. В 1765 году был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.
Слайд 5.
В 1771 году, Пугачев заболел. Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с зятем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.
После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.
Слайд 6.
В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.
2) Первая встреча с Гринёвым. Глава «Вожатый».
- «Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?» - такова была тема домашнего сочинения-миниатюры для 5 уровня. (Зачитываются некоторые работы).
- Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику - БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв - с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.
– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.
3) Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Глава «Приступ».
Просмотр отрывка из кинофильма.
- Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»
- Жестокость - "Унять старую ведьму!",
- беспощадность - "Вешать его!",
- милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву.
ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.
4) Чтение отрывка «Есть упоение в бою…» Слайд 7.
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин "Пир во время чумы"
- Как соотносятся эти слова с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)
5) Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII «Незваный гость»)
- Вспомните сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва. Какие качества Гринева импонируют Пугачеву?
ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.
Работа в парах:
Несколько минут работают самостоятельно, затем озвучивают свои ответы.
Слайд 8.
пара: А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь Петр III?
Ответ: 1. не умеет читать (гл. Разлука)
2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)
- Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- "Казнить - так казнить, миловать - так миловать!"), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).
6) Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)
Слайд 9.
2 пара: В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?
Ответ:
- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - "люди, обречённые виселице, поют о виселице";
- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его;
- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения).
7) Выразительное чтение калмыцкой сказки
- Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?
- Что он хочет сказать этим Гриневу?
- Какой символ присутствует в этой сказке?
(Орел – символ свободы. В ней "мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни – короткой, но яркой, свободной. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет)
Слайд 10.
3 пара: Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.
Ответ: ("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:
- Конечно же, никакой Пугачев не царь - это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)
8) Четвертая встреча Гринева и Пугачева
- Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.
Просмотр эпизода фильма - казнь Пугачёва.
- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?
(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ).
6. Подведение итога урока.
- Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)
6. М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:
"От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности:
В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел".
- Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?
(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем - значит, по мне, клевать мертвечину".)
7. Домашнее задание Слайд 11.
Подготовить письменную характеристику Пугачёва и Гринёва.
5 уровень – взять виртуальное интервью у Пугачёва.
8. Комментированное выставление оценок
9. Рефлексия Слайд 12.
«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ
А – активный участник
Б – более-менее участвовал
В - воодушевился
Г – горжусь собой
Д – достиг поставленной цели
Е – есть!
10. Заключительное слово
- Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу. Для чего же нам нужно оборачиваться назад, чтобы идти вперёд? (ответы учащихся)
- "Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.
Слайд 13.
№ 1
А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь Петр III?
№ 2
В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?
№ 3
Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.
Слайд 4.
- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, мать – Анна Михайловна. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементий, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семья его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице. В 1765 году был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.
Слайд 5.
В 1771 году, Пугачев заболел. Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с зятем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.
После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.
Слайд 6.
В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.
Самоанализ урока русской литературы
Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Задачи:
- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, помочь ответить на вопрос: «Пугачёв – народный защитник или злодей?»;
- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;
- способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство».
Тип урока: комбинированный урок с использованием интерактивных средств обучения.
Технология: информационно-коммуникативная
Урок проводился в 7 классе. Средний балл класса по предмету – 7,7. На высоком уровне (9 баллов) – 2 учащихся, на достаточном 4, 2 из них имеют 8 баллов, 2 - 7 баллов, 1 учащийся имеет средний балл (6).
Данный урок является четвёртым по изучению творчества А.С.Пушкина, его повести «Капитанская дочка». Поэтому целью урока было создание условий для исследования исторической эпохи, показанной А.С.Пушкиным в повести, для выявления основных черт образа Пугачёва. Для реализации данной цели я использовала:
- отрывки фильма по данному произведению для мотивации учебной деятельности;
- мультимедийную презентацию с целью активизации внимания учащихся;
- приём «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) на этапе мотивации и целеполагания;
- работу в парах для характеристики образа героя произведения;
Учащимся были предложены опережающие задания:
- подготовить сообщение о Пугачёве;
- написать мини-сочинение «Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?»;
- подготовить выразительное чтение калмыцкой сказки.
На уроке соблюдены требования здоровьесбережения: проведена зрительная гимнастика, выполнены нормы использования мультимедийной презентации (до 25 минут), урок носил динамичный характер: все учащиеся активно работали. Считаю, что задачи урока реализованы. Оценки выставлены. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
3. Прием «Маркировка текста» «Характеристика Пугачева».
Глава
Характеристика Пугачева
1 группа
II гл. «Вожатый»
Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
2 группа
VII гл. «Приступ»
«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».
«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».
Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.
3 группа
VIII гл. «Незваный гость»
«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»
Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.
4 группа
XI гл. «Мятежная слобода»
«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».
Глаза засверкали.
«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».
«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».
«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».
5 группа
XII гл. «Сирота»
Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.
«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».
* Соотнесите трансформацию образа с каждой из глав произведения (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек)
4. Просмотр эпизода фильма - казнь Пугачёва.
* Какие новые черты мы видим в Пугачёве? (Он попросил прощения, а люди простили - ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ)
5. Прием «Диаграммы Вена»
* Что объединяет образ Е. Пугачева в истории и повести? И в чем различие?
6. Просмотр эпизода фильма – калмыцкая сказка.
*Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Послушайте ее и скажите, что заключено в ней?
(Орел – символ свободы. В ней "мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни – короткой, но яркой, свободной. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет)
"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности (любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому), милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.
Рефлексия урока
СЛАЙД 12
1. Составление синквейна «Пугачев»
*Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачев»
2. Прием «Острова»
*Определите, на каком острове вы оказались в конце урока?
Оценивание
СЛАЙД 13
Прием формативного самооценивания
* Своё ощущение на уроке передайте с помощью оценки
«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ
А –абсолютный нуль (1-3б.)
Б – более-менее участвовал (4-5б.)
В - воодушевился (6-7б.)
Г – гораздо ближе к вершине (8-9б.)
Д – достиг (10б.)
Е – есть! (11-12б.)
Последующее задание
СЛАЙД 14
1. Всем! Составить вопрос по уровням мышления (знание, применение, анализ, синтез, оценка) (по 1 вопросу).
2. Дифференцированное задание:
1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?
2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?
3. Каким я представляю себе Е. Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»
СЛАЙД 15
Спасибо за сотрудничество!