СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель и задачи:

- создание условий для исследования исторической эпохи, показанной А.С.Пушкиным в повести, для выявления основных черт образа Пугачёва;

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, помочь ответить на вопрос: «Пугачёв – народный защитник или злодей?»;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию,  выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;

- способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство».

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: информационно-коммуникативная

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"»

Государственное учреждение образования

“Гурновщинский учебно-педагогический комплекс

детский сад - базовая школа Клецкого района”













Урок русской литературы

в 7 классе


Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”

(с использованием мультимедийной презентации)








Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хаванская Н.В.










2016

План-конспект урока русской литературы в 7 классе

_______________________

Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель и задачи:

- создание условий для исследования исторической эпохи, показанной А.С.Пушкиным в повести, для выявления основных черт образа Пугачёва;

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, помочь ответить на вопрос: «Пугачёв – народный защитник или злодей?»;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;

- способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство».

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: информационно-коммуникативная

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео, портрет А.С.Пушкина, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст повести, эпиграф (записан на доске):

Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь

назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда

нужно вам идти.

Л.Андреев

Ход урока

1. Организационный момент

2. Эмоциональный настрой на урок

- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто, может быть, не выспался, тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

3. Стадия вызова

Мотивация и целеполагание. Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) Слайд 1.

1) Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного ….

С.М.Петров

2) … - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.

В.Б.Броневский

- Перед вами высказывания критика-литературоведа С.Петрова и польского историка В.Броневского.

- Как вы думаете, о ком идет речь? (О Пугачёве)

- Какова тема нашего урока? (Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Слайд 2.

- По опорным словам определите цели урока Слайд 3:

- Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»);

- Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)

- Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в жизни).

4. Вступление

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (зачитывают учащиеся с доски).

- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся).

- Именно это советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".

Итак, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. А кто же такой Емельян Пугачёв?

5. Основная часть

1) Биографическая справка о Емельяне Пугачёве (индивидуальные сообщения учащихся).

Слайд 4.

- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, мать – Анна Михайловна. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементий, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семья его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице. В 1765 году был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

Слайд 5.

В 1771 году, Пугачев заболел. Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с зятем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

Слайд 6.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.

2) Первая встреча с Гринёвым. Глава «Вожатый».

- «Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?» - такова была тема домашнего сочинения-миниатюры для 5 уровня. (Зачитываются некоторые работы).

- Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику - БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв - с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

3) Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Глава «Приступ».

Просмотр отрывка из кинофильма.

- Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»

- Жестокость - "Унять старую ведьму!",

- беспощадность - "Вешать его!",

- милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву.

ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.

4) Чтение отрывка «Есть упоение в бою…» Слайд 7.

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъярённом океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смутного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

А.С. Пушкин "Пир во время чумы"

- Как соотносятся эти слова с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

5) Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII «Незваный гость»)

- Вспомните сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва. Какие качества Гринева импонируют Пугачеву?

ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.

Работа в парах:

Несколько минут работают самостоятельно, затем озвучивают свои ответы.

Слайд 8.

  1. пара: А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь Петр III?

  2. Ответ: 1. не умеет читать (гл. Разлука)

2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)

- Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- "Казнить - так казнить, миловать - так миловать!"), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

6) Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)

Слайд 9.

2 пара: В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

Ответ:

- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - "люди, обречённые виселице, поют о виселице";

- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его;

- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения).

7) Выразительное чтение калмыцкой сказки

- Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

- Что он хочет сказать этим Гриневу?

- Какой символ присутствует в этой сказке?

(Орел – символ свободы. В ней "мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни – короткой, но яркой, свободной. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет)

Слайд 10.

3 пара: Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.

Ответ: ("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

- Конечно же, никакой Пугачев не царь - это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

8) Четвертая встреча Гринева и Пугачева

- Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

Просмотр эпизода фильма - казнь Пугачёва.

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ).

6. Подведение итога урока.

- Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)

6. М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:

"От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности:

В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел".

- Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?

(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем - значит, по мне, клевать мертвечину".)

7. Домашнее задание Слайд 11.

Подготовить письменную характеристику Пугачёва и Гринёва.

5 уровень – взять виртуальное интервью у Пугачёва.

8. Комментированное выставление оценок

9. Рефлексия Слайд 12.

«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ

А – активный участник

Б – более-менее участвовал

В - воодушевился

Г – горжусь собой

Д – достиг поставленной цели

Е – есть!

10. Заключительное слово

- Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу. Для чего же нам нужно оборачиваться назад, чтобы идти вперёд? (ответы учащихся)

- "Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

Слайд 13.














1

А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь Петр III?





2

В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?





3

Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.















Слайд 4.

- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, мать – Анна Михайловна. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементий, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семья его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице. В 1765 году был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

Слайд 5.

В 1771 году, Пугачев заболел. Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с зятем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

Слайд 6.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.














Самоанализ урока русской литературы

Тема: Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Задачи:

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, помочь ответить на вопрос: «Пугачёв – народный защитник или злодей?»;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;

- способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство».

Тип урока: комбинированный урок с использованием интерактивных средств обучения.

Технология: информационно-коммуникативная

Урок проводился в 7 классе. Средний балл класса по предмету – 7,7. На высоком уровне (9 баллов) – 2 учащихся, на достаточном 4, 2 из них имеют 8 баллов, 2 - 7 баллов, 1 учащийся имеет средний балл (6).

Данный урок является четвёртым по изучению творчества А.С.Пушкина, его повести «Капитанская дочка». Поэтому целью урока было создание условий для исследования исторической эпохи, показанной А.С.Пушкиным в повести, для выявления основных черт образа Пугачёва. Для реализации данной цели я использовала:

- отрывки фильма по данному произведению для мотивации учебной деятельности;

- мультимедийную презентацию с целью активизации внимания учащихся;

- приём «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) на этапе мотивации и целеполагания;

- работу в парах для характеристики образа героя произведения;

Учащимся были предложены опережающие задания:

- подготовить сообщение о Пугачёве;

- написать мини-сочинение «Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?»;

- подготовить выразительное чтение калмыцкой сказки.

На уроке соблюдены требования здоровьесбережения: проведена зрительная гимнастика, выполнены нормы использования мультимедийной презентации (до 25 минут), урок носил динамичный характер: все учащиеся активно работали. Считаю, что задачи урока реализованы. Оценки выставлены. Домашнее задание носит дифференцированный характер.






























3. Прием «Маркировка текста» «Характеристика Пугачева».


Глава

Характеристика Пугачева


1 группа


II гл. «Вожатый»


Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

2 группа


VII гл. «Приступ»


«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

3 группа


VIII гл. «Незваный гость»

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

4 группа


XI гл. «Мятежная слобода»

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».

Глаза засверкали.

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

5 группа


XII гл. «Сирота»


Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

* Соотнесите трансформацию образа с каждой из глав произведения (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек)

4. Просмотр эпизода фильма - казнь Пугачёва.

* Какие новые черты мы видим в Пугачёве? (Он попросил прощения, а люди простили - ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ)

5. Прием «Диаграммы Вена»

* Что объединяет образ Е. Пугачева в истории и повести? И в чем различие?

6. Просмотр эпизода фильма – калмыцкая сказка.

*Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Послушайте ее и скажите, что заключено в ней?

(Орел – символ свободы. В ней "мужицкий царь" изложил своё жизненное кредо, своё представление о настоящей жизни – короткой, но яркой, свободной. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – навсего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет)

"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности (любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому), милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.

Рефлексия урока

СЛАЙД 12

1. Составление синквейна «Пугачев»

*Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачев»

2. Прием «Острова»

*Определите, на каком острове вы оказались в конце урока?

Оценивание

СЛАЙД 13

Прием формативного самооценивания

* Своё ощущение на уроке передайте с помощью оценки

«Я НА УРОКЕ» - АБВГДЕ

А –абсолютный нуль (1-3б.)

Б – более-менее участвовал (4-5б.)

В - воодушевился (6-7б.)

Г – гораздо ближе к вершине (8-9б.)

Д – достиг (10б.)

Е – есть! (11-12б.)


Последующее задание

СЛАЙД 14

1. Всем! Составить вопрос по уровням мышления (знание, применение, анализ, синтез, оценка) (по 1 вопросу).

2. Дифференцированное задание:

1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?

2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?

3. Каким я представляю себе Е. Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»

СЛАЙД 15

Спасибо за сотрудничество!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!