СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Дубровский». Особенности сюжета и композиции произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере произведения Пушкина А.С. дать представление о романе, как эпическом жанре., воспитывать сознательное ответственное отношение к своей судьбе

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Дубровский». Особенности сюжета и композиции произведения.»

Урок №2

Тема урока: А.С. Пушкин "Дубровский". Характеристика героев романа, их судьбы, главная мысль произведения

Цель урока: выяснить, как события романа раскрывают характеры героев;

формировать умение характеризовать образы героев через их поступки, умение высказывать собственную точку зрения, аргументируя ее, доказывая цитатами из текста;

обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь, мышление;

воспитывать вдумчивого читателя, ответственное, сознательное отношение к своей судьбе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Читайте Пушкина, читайте,

и не живите днём одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И дружбой светлой дорожите,

Её как свет звезды неся.

Как Пушкин пламенно живите,

Нам жить без Пушкина нельзя.

Пытливо вчитывайтесь в строки,

Вникая в смысл их до конца,

Где и размах души широкий,

И опыт жизни мудреца.

Глубинный кладезь чувств и мыслей,

Любви восторженности гимн ..

Читайте Пушкина всей жизнью,

Он в жизни всем необходим.

Он каждый раз иною гранью

Сверкнёт - таинственный алмаз...

Пусть длится с Пушкиным свиданье,

Не покидающее нас.



- Почему автор стихотворения советует читать А.С. Пушкина?

Современный, интеллигентный человек должен быть вдумчивым внимательным читателем, понимать замысел автора, его позицию. Будем работать над этими задачами и мы. Сформулируем тему урока.

(Ученики на основе домашнего задания объявляют тему урока, помогают поставить задачу)

3. Запись темы урока, объявления заданий, домашнего задания

Чтобы исследовать главную мысль произведения, попробуем проанализировать поступки героев, понять их намерения в той или иной ситуации, проследить, какие факторы влияют на судьбу героя. Будьте особенно внимательными на уроке – домашнее задание будет итогом вашего труда на уроке – составить письменную характеристику одного из героев романа 3. Анализ художественного текста.

- О каких особенностях характеров героев рассказывает автор в начале романа? Работа с художественными деталями.

Схематическая запись о главных героях произведения, их черт характера.

Кирилл Петрович Троекуров – богатый, знатный, гостеприимный, самолюбивый, невежественный, избалован жизнью и окружающими, надменный, високомерный, чванливый, жестокий, мстительный, однако есть остатки совести в характере. Кается, приезжает мириться к приятелю, но поздно, любит свою дочь, но считает себя хозяином ее судьбы, выдает насильно замуж за нелюбимого.

Какие черты характера прослеживаем в истории с наследием Дубровского? Как повели себя герои? Был ли выход из сложившегося положения?

Троекуров - задумал показать свое превосходство, отомстить, поставить человека на место.

Зачитать отрывок из произведения. Приезд Троекурова к больному Дубровскому

Можем сказать, что это моральное и физическое убийство Андрея Гавриловича?

Кто разделяет другую точку зрения, что это судьбоносное стечение обстоятельств?



Андрей Гаврилович Дубровский – гордый, обедневший. Имеет чувство собственного достоинства, не гонится за богатством, вспыльчивый, опрометчивый, непредсказуемый, любит сына, заботится о нем, завидует богатству приятеля, добрый помещик, крестьяне его любят, не хотят идти в собственность к соседу.

Разбор отрывков романа.

История на псарне, судебное дело, предложение Троекурова женить детей.

Как ведет себя Дубровский в истории с наследством? Он и не подозревает, какую ловушку готовит ему бывший приятель, он порядочный человек.

Почему Александр Сергеевич наделяет своих героев такой фамилией?

Дуб – крепкое, сильное дерево. Его нельзя сломать, можно уничтожить – спилить, срубить под корень, но вырвать с корнем нельзя. Корни Андрея Гавриловича – это его сын Владимир.

Характеристика Владимира.

Владимир – «настоящий герой повести», воспитывается без родителей, играет в карты, транжирит деньги отца, но любит его, волнуется за состояние здоровья, корит себя за невнимание к жизни родного человека, мстительный, отстаивает достоинство рода, собственное достоинство, смелый, благородный, полюбив Машу, отказывается от своих злых намерений, гордый.

- Как Пушкин называет Владимира? Кто главный герой романа?

- Хороший ли сын Владимир?

- Какова роль Владимира в пожаре дома? Знал ли он о том, что двери закрыты?

- Какой эпизод произведения указывает на то, что Владимир благородный разбойник?

- Почему Владимир обворовывает Антона Пафнутьевича?

- Почему Владимир опоздал и не смог спасти Марию?

- Почему разбойники не ответили на кровь своего атамана?

4. Психолого-педагогическое исследование. Заключение психолога о состоянии воспитания Владимира

Представим, что вы практический психолог, вам нужно составить заключение о состоянии воспитания героя. Ваше мнение…

Не смотря на отсутствие родительской ласки, заботы, внимания, Владимир волнуется за жизнь и здоровье отца, тяжело переживает его безумие, решает отомстить за несправедливость в истории с наследством. Это человек с собственным достоинством, гордый, считает, что род, семья, защита чести рода – приоритеты порядочного человека. Воспитание Владимира – это типичная история воспитания мальчиков из дворянских семей. А.С. Пушкина воспитывали так же. Обратитесь к биографии поэта, узнаете об этом!

Маша – красавица, 17 лет, увлекается чтением, не любит шумных компаний, добра – отказывается от предложения Дубровского уничтожить князя Верейского, любит Владимира, ведь принять его помощь и любовь равноценно смерти или постриг – монастырь.

- Как вы понимаете такую художественную деталь?

«Она привыкла прятать свои чувства и мысли от отца»

- Когда впервые Маша обратила внимание на француза-учителя?

- Что значит для Маши принять помощь и любовь Владимира?

- Как Маша ответила на слова Дубровского «Вы свободны»?

- Все люди равны для Марии? Как считаете, любит ли Маша Владимира?

Она дочь своего отца, воспитание в семье избалованного помещика сделало свое дело.

5. Итог урока. Определение главной мысли произведения

Какова главная мысль произведения?

Не стоит мстить, месть – это могила для всех. Владимир губит свою жизнь, любовь, Троекуров предрекает Машу на жизнь со старым, нелюбимым князем, гибнет много людей. Наибольшие ценности уничтожены, потеряны!

6. Работа с афоризмами Каждый ученик получает карточку с крылатыми выражениями.

- Какие изречения являются главной мыслью произведения?

- Какие из них характеризуют наших героев?

Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.

Эпиктет

Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью.

Будда



Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение.

А. Герцен

Не то жалко, что человек родился и умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность – свое достоинство.

Эпиктет

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны

Вольтер




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!