СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Дубровский". Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Дубровский". Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. 6 класс (Меркин)»

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе и история создания.

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе и история создания.

ЦЕЛИ познакомиться с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев сформировать навыки сопоставительного анализа развить интерес к истории отечества

ЦЕЛИ

  • познакомиться с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев
  • сформировать навыки сопоставительного анализа
  • развить интерес к истории отечества
Выявление первоначальных читательских впечатлений Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему? Какой эпизод запомнился вам более всего? Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

Выявление первоначальных читательских впечатлений

  • Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?
  • Какой эпизод запомнился вам более всего?
  • Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?
Роман – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве. Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

Роман – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

Первая глава романа «Дубровский» была напечатана 21 октября 1832 г. Пушкин увлечённо работает над рукописью и 6 февраля 1833 г. заканчивает 19-ю главу. Роман увидел свет лишь в 1842 г. Он должен был иметь продолжение, содержание которого представлялось Пушкину таким: Жизнь Марьи Кириловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка. Сюжет романа «Дубровский» был характерен для русской действительности XIX в. Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника . Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Первая глава романа «Дубровский» была напечатана 21 октября 1832 г. Пушкин увлечённо работает над рукописью и 6 февраля 1833 г. заканчивает 19-ю главу. Роман увидел свет лишь в 1842 г. Он должен был иметь продолжение, содержание которого представлялось Пушкину таким: Жизнь Марьи Кириловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка.

Сюжет романа «Дубровский» был характерен для русской действительности XIX в. Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника . Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Друг А.С.Пушкина, П.В.Нащокин, рассказал ему похожую историю о небогатом дворянине Островском: «Помещик взял своих крестьян, оставшихся без земли, и пошёл с ними разбойничать, несколько раз был пойман, переходил через суды разные очень оригинально…» В записи Бертенева акцентирован другой момент: Островский, «оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Незадолго до начала работы над романом Пушкин стал свидетелем волнений болдинских крестьян, требовавших смещения управляющего.

Друг А.С.Пушкина, П.В.Нащокин, рассказал ему похожую историю о небогатом дворянине Островском: «Помещик взял своих крестьян, оставшихся без земли, и пошёл с ними разбойничать, несколько раз был пойман, переходил через суды разные очень оригинально…» В записи Бертенева акцентирован другой момент: Островский, «оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Незадолго до начала работы над романом Пушкин стал свидетелем волнений болдинских крестьян, требовавших смещения управляющего.

Местом действия романа сделано Поволжье, где в 1774 г. бушевало восстание под предводительством Емельяна Пугачёва . В произведении сохранены реальные названия населенных пунктов (в восьми километрах от Болдина расположено село Кистенёво). Можно также найти черты сходства пейзажей Покровского и Петровского парка. В романе нашли отражение нравы, царившие в Петровском, имении двоюродного деда Пушкина, генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала. Некоторые черты К.П.Троекурова сродни тем наклонностям, которые были свойственны П.А.Ганнибалу.

Местом действия романа сделано Поволжье, где в 1774 г. бушевало восстание под предводительством Емельяна Пугачёва . В произведении сохранены реальные названия населенных пунктов (в восьми километрах от Болдина расположено село Кистенёво). Можно также найти черты сходства пейзажей Покровского и Петровского парка.

В романе нашли отражение нравы, царившие в Петровском, имении двоюродного деда Пушкина, генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала. Некоторые черты К.П.Троекурова сродни тем наклонностям, которые были свойственны П.А.Ганнибалу.

Действие романа происходит в начале XIX в. Обращаясь к недавнему прошлому, Пушкин ищет ответы на многие вопросы об отношении человека и общества, причинах несправедливого социального устройства. В романе богатый и властный помещик Троекуров оказывается виновником разорения и смерти своего друга, бедного дворянина Андрея Дубровского, а сын Дубровского, Владимир, и дочь Троекурова, Маша, не могут быть вместе, хотя любят друг друга.

Действие романа происходит в начале XIX в. Обращаясь к недавнему прошлому, Пушкин ищет ответы на многие вопросы об отношении человека и общества, причинах несправедливого социального устройства. В романе богатый и властный помещик Троекуров оказывается виновником разорения и смерти своего друга, бедного дворянина Андрея Дубровского, а сын Дубровского, Владимир, и дочь Троекурова, Маша, не могут быть вместе, хотя любят друг друга.

Исторические лица в романе Чтение фрагмента: «Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне  на двор коляска. Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости  просим; входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева». Яков Петрович Кульнев  (1763—1812) — военный деятель, генерал-майор. Герой Отечественной войны 1812 г. Один из самых популярных военачальников русской армии. Будучи уже генералом, он носил шинель грубого солдатского сукна и ел самую простую пищу. Он считал бедность необходимым атрибутом воина. Кульнев был хорошо образован, проявлял живой интерес к истории, особенно к истории России и Древнего Рима. Придерживаясь демократических взглядов, Яков Петрович отпустил на волю своих крепостных. Время подтвердило правоту слов Кульнева: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает». О популярности героя в начале XIX в. свидетельствует упоминание его имени в романе А.С. Пушкина.

Исторические лица в романе

Чтение фрагмента: «Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева».

Яков Петрович Кульнев  (1763—1812) — военный деятель, генерал-майор. Герой Отечественной войны 1812 г. Один из самых популярных военачальников русской армии. Будучи уже генералом, он носил шинель грубого солдатского сукна и ел самую простую пищу. Он считал бедность необходимым атрибутом воина. Кульнев был хорошо образован, проявлял живой интерес к истории, особенно к истории России и Древнего Рима. Придерживаясь демократических взглядов, Яков Петрович отпустил на волю своих крепостных. Время подтвердило правоту слов Кульнева: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает». О популярности героя в начале XIX в. свидетельствует упоминание его имени в романе А.С. Пушкина.

«Разбойничий» роман часто имел такую схему: герой, вынуждаемый вопиющим социальным (или семейным) беззаконием, бросает вызов обществу, становится разбойником во имя восстановления попранной справедливости. Обычно главарь шайки вдохновляется чистыми, благородными побуждениями, а разбойники бесчестны и кровожадны, хотя они по-своему преданы атаману. Злодеяния тяготят душу благородного разбойника, но путь обратно ему отрезан. Герой влюблен . Он появляется в доме избранницы под чужим именем и рассказывает правду о себе. Возлюбленная отвечает взаимностью, однако, следуя законам нравственности, герой не может подвергнуть ее опасности союза с преступником и во имя любви бежит от счастья.

«Разбойничий» роман часто имел такую схему: герой, вынуждаемый вопиющим социальным (или семейным) беззаконием, бросает вызов обществу, становится разбойником во имя восстановления попранной справедливости.

Обычно главарь шайки вдохновляется чистыми, благородными побуждениями, а разбойники бесчестны и кровожадны, хотя они по-своему преданы атаману. Злодеяния тяготят душу благородного разбойника, но путь обратно ему отрезан. Герой влюблен . Он появляется в доме избранницы под чужим именем и рассказывает правду о себе. Возлюбленная отвечает взаимностью, однако, следуя законам нравственности, герой не может подвергнуть ее опасности союза с преступником и во имя любви бежит от счастья.

Русская усадьба XIX в. Архангельское. Его владельцем был Юсупов, который считал, что имение существует «для веселья, а не для прибыли». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи». В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства. В память о посещении Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен памятник поэту.

Русская усадьба XIX в.

Архангельское. Его владельцем был Юсупов, который считал, что имение существует «для веселья, а не для прибыли». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи». В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства. В память о посещении Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен памятник поэту.

Михайловские рощи. Дом, построенный дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Возле озера Маленец сохранились вековые сосны – современники Пушкина. Аллея ведёт к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами.

Михайловские рощи. Дом, построенный дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Возле озера Маленец сохранились вековые сосны – современники Пушкина. Аллея ведёт к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами.

Петровское. Сюда в 1783 г. после выхода в отставку с военной службы прибыл двоюродный дед А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал. Господский дом (Дом-музей Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей. Пушкин не раз встречался с ним, посещая Петровское. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом сходен с тем, что видел поэт в Покровском.

Петровское. Сюда в 1783 г. после выхода в отставку с военной службы прибыл двоюродный дед А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал. Господский дом (Дом-музей Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей. Пушкин не раз встречался с ним, посещая Петровское. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом сходен с тем, что видел поэт в Покровском.

Кистенёво, Болдино . В Болдино остались дом Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две людские избы, баня, каретный сарай, конюшни. В самом Кистенёве в 1830 г. не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных два флигеля для вотчинного правления». В связи с оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз. И как знать, если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино, где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его творческое наследие.

Кистенёво, Болдино . В Болдино остались дом Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две людские избы, баня, каретный сарай, конюшни. В самом Кистенёве в 1830 г. не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных два флигеля для вотчинного правления». В связи с оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз. И как знать, если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино, где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его творческое наследие.

Сравнение описаний имений с местами событий романа «Дубровский» Выразительное чтение эпизодов. Покровское . От слов «Вот Покровское!» до слов «…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III).  Кистенёвка . От слов «Выехав из деревни, поднялись они на гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника» (глава III).  Арбатово.   От слов «В тридцати верстах от него находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III). От слов  «Они пили кофе…» до слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться» (глава XIII).

Сравнение описаний имений с местами событий романа «Дубровский»

Выразительное чтение эпизодов. Покровское . От слов «Вот Покровское!» до слов «…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III). Кистенёвка . От слов «Выехав из деревни, поднялись они на гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника» (глава III). Арбатово.   От слов «В тридцати верстах от него находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III). От слов «Они пили кофе…» до слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться» (глава XIII).

Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений? Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей свидетельствуют о достатке их владельцев .  Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому. Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?
  • Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений?

Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей свидетельствуют о достатке их владельцев . Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.

  • Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?
Выразительное чтение эпизодов «На псарне Троекурова». От слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I). Устройство псарни свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём. «Праздник в доме Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний» (глава IX).

Выразительное чтение эпизодов

«На псарне Троекурова». От слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I).

Устройство псарни свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём.

«Праздник в доме Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний» (глава IX).

Как ведёт себя Троекуров во время церковной службы? Троекуров ведёт себя как хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение». Какие порядки заведены в доме? Даже за обедом Троекуров демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место («Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина, гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.
  • Как ведёт себя Троекуров во время церковной службы?

Троекуров ведёт себя как хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение».

  • Какие порядки заведены в доме?

Даже за обедом Троекуров демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место («Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина, гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.

Приём у князя Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

Приём у князя Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Какие особенности русской жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их обитателей? Описания усадеб и развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика , не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к независимости обедневшего дворянина.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Какие особенности русской жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их обитателей?

Описания усадеб и развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика , не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к независимости обедневшего дворянина.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Перечитать первую главу романа А.С.Пушкина «Дубровский» и ответить на вопрос: «Каковы причины ссоры Дубровского и Троекурова?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Перечитать первую главу романа А.С.Пушкина «Дубровский» и ответить на вопрос: «Каковы причины ссоры Дубровского и Троекурова?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!