СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.

Категория: Литература
Тема: Проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая работа с текстом художественного предложения.

Просмотр содержимого документа
«Победа романтической мечты над реальностью»

Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.
Тип урока:
урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
Обучающая:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;
познакомить с повестью «Алые паруса»;
сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
находить ответы на поставленные вопросы;
совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.
Развивающая:
развивать устную речь;
развивать способность высказывать собственное мнение;
развивать творческое воображение, память, мышление;
совершенствовать навык монологической речи.
Воспитательная:
воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;
показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;
воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
мультимедийная установка, белый парусник, кадры из х/ф «Алые паруса».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщение учащихся об Александре Грине.
4. Слово учителя.
5. Инсценировка.
6. Работа по теме урока.
7. Физминутка.
8. Фрагмент из фильма.
9. Беседа по фрагменту из фильма.
10. Работа с эпиграфом.
11. Викторина.
12. Рефлексия. Домашнее задание.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
2. Вступительное слово учителя.
- Тема урока - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь).
- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю-фантасту, романисту – Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный,
С прославленных бригов бегут по заре 
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои гриновских произведений.
- Сегодня на уроке мы обратимся к одному из произведений Александра Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.





3. Сообщение учащихся об Александре Грине.
1 ученик:
Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счётоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала. 

2 ученик:
Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.

3 ученик:
Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём.

Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.

4 ученик:
В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и о матросе. С этого рассказа Грин начал печататься постоянно. 

5 ученик:
В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений.

После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – леса, моря, океаны, услышать шум гаваней, пройти через человеческие страсти и любовь.

4. Слово учителя.
- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока. 
- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.

Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?
- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)
- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)
- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»)
- Что же случилось дальше? (Ответ: Мама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)
- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)
- Маленькую Ассоль отличает праздничное ви´дение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…)

5. Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль.

– Как зовут тебя, крошка? – спросил старик. 
— Ассоль, — сказала девочка.
— Хорошо, — продолжал речь старик, — Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?
— Лодочки, — сказала Ассоль,— потом пароход да еще три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль,— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
— Я это знал.
— А как же?
— Потому что я — самый главный волшебник.
— Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова.
Подумав, он продолжал так:
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.
— Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?
— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.


6. Работа по теме урока.
- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.
- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. 
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради): 
-любят всё живое,
-близки к природе,
-добры и бескорыстны,
-трудолюбивы,
-верят в мечту.)
7. Физминутка. 
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 




8. Анализ произведения.

1.Анализ композиции

Определите элементы композиции повести: завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия.

2. Давайте вспомним главных героев.

3. Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».

Блок вопросов:

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки.

5. Найдите описание Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её внешности. Какой и зачем?

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

9. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

Вывод: Попытки к сближению ни к чему не привели, но Ассоль кротко терпит оскорбления, не озлобившись душой.

  1. группа: Сказка, рассказанная Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

2. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

4. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

5. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

6. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

7. Почему паруса алые, а корабль белый?

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью?(специальный корабль) В чем разница?

9. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?



3 группа: Артур Грэй.

УЧИТЕЛЬ. Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй. Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения.

1. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

ВЫВОД:Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

4. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

6.Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

7. Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

УЧИТЕЛЬ. Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи  вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.

Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина

8. Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

 (Она в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

9. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

УЧИТЕЛЬ:  Но вот герои встречаются. Грэй говорит девушке: “Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?”. Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”). Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)


9. Работа с эпиграфом.- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их. Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса. К. Паустовский.
- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)
- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. 
- Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками превратить эти белые паруса в алые. Ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов.


10. Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? .( Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?( Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести ? ( На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла...)

7.«Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ? ( О Лонгрене).

8.«Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»

9.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу )

10.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? (О жителях Каперны.)

11. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

12. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)

13. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)

14.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

15.Кто такой Эгль?

16.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

17. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)

18. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

19. А что же произойдет однажды утром ? ( «…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)

20. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно  жизнеописанию Грея ? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)

21. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ? (Живой душой.)

22. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)

23. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать , как больно девушке.)

24. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)

25.С кем играл в детстве Артур Грей ? ( Один)

26. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

27. Продолжите фразу :« Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…») 

28. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» ( Я хочу к маме…)

29. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? (Капитана Гопа, к Грею).

30. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)

31. Как назывался новый корабль Грея ?( «Секрет»)

32. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?  (Спящую Ассоль).

33. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)

34. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

35.Кому принадлежат данные реплики из текста.   

 “У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа” ( Марии).

36.  “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру” (Ассоль).

37.  “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею” (Лонгрен)

38.   “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.(Артур Грей)

39. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»   «…живое стихотворение.»

40. Кто истинные друзья Ассоль ? ( Это крупные старые деревья)

41. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль?

42. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

43.  «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? (О алом шелке, купленном Греем.)

44. Сколько метров алой материи купил Грей ? (Две тысячи метров.)

45. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» («.. она зацветет.»)

46.  Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)

47. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» ( «Новая душа будет у него и новая у тебя».)

48. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея.)

49. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

50. Как Летика назвал Ассоль ? (Лучшим грузом , лучшим призом «Секрета»)

51. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина.( «…о счастье.»)


12. Рефлексия. Домашнее задание.
- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?» На доске записываю слово «СЧАСТЬЕ – ЭТО», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению. 
- И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение.
- Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!