СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для всех, кто умеет мечтать

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.»

Уроки литературы 6 класс (2 часа)



Тема: А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

Цели: сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы.

Задачи:
Обучающая:
- знакомство повестью «Алые паруса»;

- находить ответы на поставленные вопросы;

- совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.

Развивающая:
- развивать устную речь;

- развивать способность высказывать собственное мнение;

- развивать творческое воображение, память, мышление;

- совершенствовать навык монологической речи.

Воспитательная:
- создать условия для воспитания чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;

- показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;

- воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;

- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

Время проведения: 2 урока.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Приёмы: беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:
портрет А.Грина, текст повести, иллюстрации к повести «Алые паруса», аудиозапись «Ноктюрна» Ф.Шопена и песни «Ребята, надо делать чудеса…».

Ход урока:

1-й урок.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

(на фоне звучащей музыки и звука плещущих о берег волн)

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный,

С прославленных бригов бегут по заре 

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в январе,

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Виссарион Саянов.

- О ком это стихотворение? (о Грине).

- Что вам подсказало это?

- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои гриновских произведений.
- Сегодня на уроке мы продолжим чтение и размышление над повестью Александра Грина «Алые паруса».

- А для этого нам необходимо вспомнить то, что мы уже знаем.

.3. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа над 1 главой. Мир, в котором жила Ассоль.

- Каким был Лонгрен, сам воспитывающий дочь?

- Как сложились его отношения с жителями Каперны после смерти Меннерса?

- Как отношение каперновцев к Лонгрену повлияло на отношение к его дочери?

- В каком окружении жила девочка? Что формировало ее духовный мир? Чего лишены ее сверстники?

- Что помогло Ассоль не ожесточиться и сохранить живую душу?

- Расскажите о встрече Ассоль с Эглем. Прочитайте слова Эгля: « Не знаю, сколько пройдет лет…»

- Почему Ассоль всерьез восприняла слова «сказочного волшебника»?

- Назовите основные качества души Ассоль.

2) Составление таблицы

АССОЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТУР ГРЕЙ
Романтичная

Умеющая чувствовать

Человеческую душу

Ранимая

Способная сострадать

Тонко чувствует природу

Ожидает чуда

Умеет ждать

Нежная

Трепетная

Доверчивая

Духовно богатая



  1. Работа над 2 главой. Мир, в котором жил Артур Грэй.

- Как понять авторскую характеристику героя: «Артур Грэй родился с живой душой»?

- Какие события из жизни мальчика стали яркой иллюстрацией этой «живой» души?

- Какие занятия были по душе мальчику?

- Как вы понимаете выражение: «Грэй жил в своем мире»?

- Что он увидел однажды в библиотеке?

- Расскажите о юнге шхуны «Ансельм». Какие качества характера проявил Артур в этот период жизни?

- Как вы понимаете слова: «Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души»?



Закончить таблицу «Характеристика героев»

- Какие качества души привлекают вас в Артуре Грэе?





Работа с текстом 3 главы.

- Прочитайте абзац: «Проснувшись. Грэй на мгновение забыл…».

- Что в облике спящей девушки поразило героя?

- Для чего Грэй решил отыскать трактир?



У поэта Р.Рождественского есть такие строки:

Я одного из них запомнил с детства.

В беседах, книгах он оставил мне

Скупое, беспокойное наследство
Тревогу о приснившейся стране.

- Как вы понимаете последние две строки?

- Почему эта приснившаяся страна несет тревогу? (Тревога сопровождает счастливого человека: не хочется, чтобы счастье Растворилось, улетучилось, оно должно быть долгим. Чудо можно делать самому. Если любишь жизнь, люди, живущие рядом, счастливы. И надо проделать большую душевную работу, чтоб удержать это счастье. Грэй научился ценить маленькие радости, свои и чужие. А принести радость Ассоль – для него, романтика, человека с летящей душой, стало главным).



  1. Прослушайте «Ноктюрн» Ф.Шопена. Мироощущение каких героев книги А.Грина можно передать музыкой?



2 урок.

  1. 5 глава. Что представляла собой команда «Секрета»? Чем капитан и его люди отличались от других капитанов и моряков?

  2. Прослушивание «Разговора со случайным знакомым» из «Поэмы о разных точках зрения» Р.Рождественского. Что сближает произведения Грина и Рождественского? (Построены на контрасте)

  3. 7 глава. Чтение стихотворения:

Чудо – это ты и я,

Чудо все, что с нами рядом:

Горный склон и плеск ручья,
Крики чаек над волнами;

Над безбрежьем небеса,

Гул прибоя небывалый;

Чудо в море паруса.
Всех чудесней – парус алый.

(Ж.Пилипенко)

- Какие слова здесь ведущие?



  1. – Прочитайте, что сказал Грэй команде, объясняя свой замысел? Можно сказать. Что в этих словах заключается и смысл жизни и основная идея повести?

- Чем в это время была занята Ассоль?

- В каком состоянии была девушка, бежавшая к морю?

- Прочитайте и прокомментируйте отрывок: «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…»

9) Комментарий стихотворения Р.Рождественского:

Как страшно мне,
Что люди привыкают,

Открыв глаза, не удивляться дню…

Ловить Жар-птицу
для жаркого с кашей,

А Золотую рыбку – для ухи.



9) Грин назвал свое произведение феерией. А что такое феерия?

Запись в тетрадях определения слова «феерия» и устная аргументация, почему повесть «Алые паруса» является феерией.

Феерия – (франц. Feerie, от fee – волшебница, фея) – жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений». В литературе – использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста.



8. Рефлексия. Домашнее задание.

- Итак, настало время поделиться тем, как вы поняли, в чём же заключается главная истина, которую хотел донести до нас, читателей, А.Грин ? (Чудеса надо делать своими руками).

Рефлексия:  запишите продолжение фразы «Когда я читал(а) повесть «Алые паруса»…»

(в это время звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса»)

Домашнее задание: написать свое обращение к сверстникам: «Ребята, надо верить в чудеса…»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!