СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А.С. Даргомыжский «Петербургские серенады». Значение цикла в русской хоровой литературе, новаторские и традиционные черты».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для дисциплины МДК.02.02. "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса"

Просмотр содержимого документа
««А.С. Даргомыжский «Петербургские серенады». Значение цикла в русской хоровой литературе, новаторские и традиционные черты».»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»

Методическая разработка для учебной дисциплины

МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»


 Преподаватель И.С. Абовян








«А.С. Даргомыжский «Петербургские серенады». Значение цикла в русской хоровой литературе, новаторские и традиционные черты». 

 






 
















 Сургут, 2023

План:

  1. Введение. А.С. Даргомыжский, как яркий представитель русской музыкальной культуры.

  2. Основная часть.

а. Хоровое наследие А.С. Даргомыжского. Новаторство

б. Краткая история становления жанра светской хоровой миниатюры.

в. Предпосылки к появлению хорового цикла А.С. Даргомыжского.

г. Стилевые особенности цикла «Петербургские серенады».

  1. Заключение. Новаторское значение цикла А.С. Даргомыжского «Петербургские серенады».

  2. Список использованной литературы.




























  1. Введение. А.С. Даргомыжский, как яркий представитель русской музыкальной культуры.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) – выдающийся русский композитор-классик, пианист, певец-исполнитель, вокальный педагог, музыкально-общественный деятель, был младшим современником, другом и последователен великого основоположника русской классической музыки М.И. Глинки, страстным почитателем А.С. Пушкина. А.С. Даргомыжский был верен основным идейно-творческим принципам М.И. Глинки – принципам народности и реализма в музыкальном искусстве. Всю жизнь Даргомыжский неустанно боролся за развитие национально-самобытного, подлинно-народного, реалистического музыкального искусства. Вся творческая деятельность композитора, продолжавшаяся около сорока лет, проходила под девизом «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», поэтому, в певческой сфере он проявил себя особенно ярко.

  1. Основная часть.

а. Хоровое наследие А.С. Даргомыжского. Новаторство

Даргомыжский вошел в историю русского музыкального искусства как новатор.

Его хоровое наследие заключает в себе:

I Оперные хоры.

К ним следует отнести разнообразные живые, динамичные и выразительные законченные хоровые номера, главным образом жанровые, народные сцены из опер «Эсмеральда», «Русалка» и три сохранившихся хора из неоконченной оперы «Рогдана» («Восточный хор отшельников» на слова А.С. Пушкина, хор волшебных дев над спящей княжной Рогданой (слова неизвестного автора) и хор девушек, на слова А.Ф. Вельтмана).

Оперные хоры написаны для различных составов – женских, мужских и смешанных. Трактовка хоров в операх подчиняется драматическим целям, хотя главное их назначение – воссоздание бытовой обстановки.

II Кантаты

1. «Торжество Вакха» – большая кантата для трех солистов, хора и оркестра, написанная в начале 1840-х годов на текст одноименного стихотворения А.С. Пушкина (позже была переработана и в 1848 г. закончена как опера-балет).

2. Кантата для солиста баса и мужского хора с сопровождением – К 50-летнему юбилею директора кадетского корпуса генерала К.Ф. Клингенберга. Была написана и исполнена в 1838 году знаменитым О.А. Петровым и хором кадетов на юбилейном праздновании.

3. Кантата, написанная в 1856 году на слова Н.А. Степанова также для Кадетского корпуса, была исполнена в этом же году на одном из корпусных праздников. Судя по описаниям в прессе, кантата представляла собой драматизированный дивертисмент патриотического содержания с народными хорами, пляской и хороводом. Ядром дивертисмента, очевидно, был песенный диалог между крестьянином и «ополчанами». Заканчивалась кантата общим приветственноторжественным хором

III. Отдельные хоровые произведения с сопровождением – песни для голоса соло с хором:

1.Песня «Душечка-девица» (слова народные) для соло сопрано и женского двухголосного хора.

2. Застольная песня для соло тенора и мужского 3-х голосного хора на слова А.С. Дельвига («Други, други, радость нам дана судь-бой»).

Сюда же можно отнести дуэт «Девицы красавицы» (на слова А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин») так как он по существу представляет собой хороводно-игровую сцену.

III Хоры a cappella.

В жанре хоров a cappella Даргомыжский создал только цикл отдельных самостоятельных хоров – «Петербургские серенады».

б. Краткая история становления жанра светской хоровой миниатюры.

Хоровому циклу Александра Сергеевича Даргомыжского «Петербургские серенады» суждено было сыграть ключевую роль в истории становления русской хоровой культуры. Своими «Серенадами» Даргомыжский положил начало светскому хоровому пению a-cappella в России. В дальнейшем эта традиция найдет продолжение в хорах А.К. Лядова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, В.С. Калинникова и далее, в хоровой музыке советского периода.

Традиция так называемых «серенад» существовала задолго до А.С. Даргомыжского. Первые известия о «ночных серенадах» относятся ещё к 1750-м годам, ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны – тогда появилась так называемая, «Музыка на воде» – театрализованное представление с пением и игрой на старинных инструментах, разыгрываемое крепостными крестьянами богатых владельцев загородных дач и имений – для «услаждения музыкою» господ и их гостей. Летними вечерами, а еще чаще – в белую ночь – уже обученные певчие рассаживались в лодки и совершали прогулки с пением по Черной речке, Малой и Большой Невкам, Неве, Фонтанке. Гости, иногда довольно многочисленные, съезжались в это время на дачи к вельможам – Нарышкиным, Строгановым, причем часто с одной только целью – послушать «невскую музыку».

Во времена Екатерины II «невская музыка» была уже столь популярна, что превратилась в своего рода символ Петербурга, ею «угощали» приезжавших в Петербург именитых иностранных гостей. Мемуарист Петр Сумароков, описывая приезд в Петербург в 1796 году (уже в павловскую эпоху) шведского короля, сообщал, что в честь этого события на Неве «составлялось из множества шлюпок катанье, и эхо песенников, роговой и духовой музык оглашало спокойные берега». «Серенады» стали частью торжеств, устраиваемых по поводу побед или в честь годовщины какого-либо важного события.

При Павле I число увеселений при дворе сократилось, «серенады» стали редки. Лишь по вступлении на царствование императора Александра I в начале XIX века традицию «пения на воде» подхватили снова.
В «серенадах» участвовали уже не только вельможи. Неожиданно «серенады» полюбились молодежи. «Невские увеселения» стали любимым ее развлечением во время белых ночей. Предпочтение отдавалось пению, причем часто это были простые любительские импровизации.

Михаил Иванович Глинка, старший современник Даргомыжского часто ездил на Черную речку к своему приятелю князю Василию Петровичу Голицыну, певцу-любителю, и не раз слушал там ночные «серенады». А иногда вместе с друзьями сам устраивал пышные ночные музицирования. В своих «Записках» он рассказывает о первой устроенной им в 1828 году вместе с Голицыным, Карлом Мейером и братьями Толстыми «серенаде» Глинка утверждает, что именно он дал в 1828 году этим увеселениям название «петербургские серенады».

Музыкальной основой «серенад» стал с одной стороны, бытовавший с XVII века трехголосный кант (хоровая песнь без сопровождения), с другой – лирическая крестьянская песня, а в начале XIX века – еще и застольная песня, а с третьей стороны романс и в частности городской романс. Это те жанры, которые к 1840-м годам (времени появления серенад Даргомыжского), широко бытовали в русской музыкальной среде.

Уже в 1 половине XIX века многие композиторы создавали целые сборники хоров a capella для исполнения в домашнем, дружеском кругу. Эти произведения часто исполнялись и «на воде». То были лирические, романсного типа песни. На глубокое содержание и изысканность музыкального материала такие сочинения не претендовали. В начале XIX века, в период до А.С. Даргомыжского уже существовала почва для появления этого цикла. «Русские песни» Ивана Ивановича Рупина, «Застольные песни» для хора с фортепиано Александра Александровича Алябьева. А некоторые композиторы, например, Александр Львович Гурилев, сочиняли романсы специально для «петербургских серенад».

Любил слушать петербургские серенады Пушкин, когда в летние месяцы 1833–1834 годов снимал дачу на Черной речке. К этому времени «серенады» давались исключительно в акватории Черной речки и Малой Невки, возле Крестовского, Аптекарского, Елагина, Каменного островов, излюбленных местах отдыха горожан.

в. Предпосылки к появлению хорового цикла А.С. Даргомыжского.

Слава о «серенадах» летела и по Европе. В 1840 году вышел роман Александра Дюма «Учитель фехтования», главный герой которого посещает Петербург и рассказывает о своих впечатлениях от «петербургских серенад».

Большим любителем «серенад», летних гуляний с пением был и Даргомыжский.

Он не только в течение нескольких лет был постоянным их участником, но сам писал хоры и романсы специально для подобных увеселений. Об одной из «серенад», устроенной Даргомыжским, вспоминал его приятель, певец-любитель Алексей Александрович Харитонов: «Живя летом 1842 года в семействе отца на даче, маэстро задумал устроить на Черной речке серенаду. На большом казенном катере… поставлено было фортепиано, и мы, плывя по реке… исполняли под аккомпанемент знаменитого композитора разные хоры и… отдельные нумера».

В течение 1840-х годов Даргомыжский написал несколько камерных хоров a capella для исполнения на воде, где требовался лишь небольшой ансамбль хористов. В 1850-м композитор собрал эти хоры вместе и издал циклом под названием «Петербургские серенады». Сначала в цикл вошло девять серенад, а через два года прибавилось еще три – итого двенадцать (в 1965 году была обнаружена рукопись еще одной серенады, тринадцатой). Критика, сообщая о выходе в свет хоров Даргомыжского, отмечала, что композитор «создал новый род музыки» – музыки для хоров малого состава.

Создавая музыку для вокальных ансамблей или хора, Даргомыжский шел по проторенному пути традиционного российского канта, излюбленного демократического жанра застольных песен, домашнего ансамблевого музицирования, обогащая его чертами романса и песни.

«Петербургские серенады» написаны на слова Пушкина, Лермонтова, Языкова, Кольцова, Дельвига, Тимофеева — их стихотворения пользовались широкой известностью и любовью в обществе. Многие тогда знали наизусть тексты «Из страны, страны далекой», «Где наша роза?», «Зимний вечер», «На Севере диком», «Пью за здравие Мери» «Ворон к ворону летит»

Произведения «Петербургских серенад» интересны и ценны как исторический документ переходной эпохи к профессиональному хоровому пению a-cappella в России, поскольку сами они были созданы для любительского состава. Но при этом значение цикла трудно переоценить, поскольку он стал первой значительной вехой в истории светского хорового пения a-cappella. 

г. Стилевые особенности цикла «Петербургские серенады».

Существуют стилевые особенности цикла «Петербургские серенады» А.С. Даргомыжского.

1.Серенады написаны на стихи только русских поэтов, на национальные русские сюжеты.

2.Высокая требовательность к художественным достоинствам литературных текстов – все серенада написаны на тексты только первоклассных поэтов.

3.Бережное и внимательное отношение к поэтико-образному и интонационному содержанию текста и отдельных слов, ко всем изгибам мыслей, чувств и интонаций «внутри» строфы, чуткое следование за образным эмоционально-психологическим содержанием стихов.

4.Стремление к разнообразию эмоциональных оттенков, к тонкопсихологической индивидуализации выражения, отход от однотипности и ограниченности музыкально-выразительных средств бытовых жанров. Мелодика, гармония, ритмика, голосоведение приобретают в цикле «Петербургские серенады» содержательность, гибкость, подвижность, появляются полифонические элементы.

5.Широкий круг идей, большое разнообразие содержаний, настроений:(интимная лирика, философская лирика, комические, сатирические образы), жанров (хоровой романс, баллада, баркарола, застольная песня, юмористическая и сатирическая), форм (период, куплетно повторенный, двухчастная форма, трехпятичастная, трехчастная), приемов развития (отклонения, модуляции, сопоставление тональностей, секвенции, имитации и т. д.).

6. Развитость и разнообразие мелодики от напевно-лирической («Где наша роза?») до декламационно-речитативной («В полночь леший», «Говорят, есть страна»), преобладание диатоники, в построении мелодии – принцип слог-звук, распевы двух или нескольких звуков на один слог практически не встречаются. Иногда мелодия имеет изобразительный характер («Леший», «Буря мглою»). Тесная связь с текстом, образно-эмоциональным строем произведения в целом и с изгибами мыслей и чувств, в деталях.

Подчеркивая специфичность мелодического стиля Даргомыжского, Б.В. Асафьев писал о необычайной способности композитора «... импровизировать музыку и, в особенности, мелодическую линию по словесной канве, по ее эмоциональным акцентам, не заботясь о самостоятельности музыкальных форм» (Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX века. – М-Л.: Academia. 1930. – С. 15. 113).

7. Динамичность, подвижность гармонического языка, тесная связь с мелодикой, которой она часто и определяется. Преобладающее применение простых аккордов-трезвучий (в том числе и уменьшенных) и их обращений, реже – септаккордов с обращениями. Проявление удивительного мастерства в создании произведений, построенных почти целиком на плагальных гармониях (например, в хоре «Ворон к ворону летит» из 47 аккордов только 4 доминантовой группы). Сопоставление тональностей («Буря мглою небо кроет» и «Что смолкнул веселия глас?»). Подвижность и разнообразие ладотонального плана. Сохранение при многочисленных отклонениях и модуляциях господствующего тонального центра.

8. Ритмика, как правило, проста, но разнообразна. Метрика представлена двухдольными (2/4, 4/4) и трехдольными размерами (3/4, 6/8).

9. Динамика очень разнообразна, ее палитра охватывает оттенки от pp до ff, используются и сопоставление нюансов, и постепенное развитие их.

10. Преобладающее постоянство темпов, замедления встречаются только в двух серенадах («Прекрасный день, счастливый день» – ritenuto, «Вянет, вянет лето красно» –rallentando). Сопоставление контрастных темпов встречается в двух номерах цикла («Где наша роза?», «Что смолкнул веселия глас?»).

11. «Петербургские серенады» написаны, главным образом, для неполного смешанного хора, для состава – А, Т, Б – 8 номеров, для С, Т, Б – 3 номера, для мужского состава – 2 номера («На севере диком» и «Вакхическая песня»).

12. В «Петербургских серенадах» преобладает гармоническая фактура: строго гармоническая в серенадах «Ворон к ворону летит» и «Из страны, страны далекой», полифоническая (имитационная) в номере «Где наша роза», в остальных серенадах – гармоническая с элементами полифонии.

13. Тонкость, изящность голосоведения в серенадах лирического характера, мелодическая развитость всех голосов, но в произведениях для неполного смешанного хора партия тенора нередко бывает статичной, довольно часто исполняет ритмизованный органный пункт (тонический, доминантовый). Например, в серенадах «В полночь леший», «Ворон к ворону летит».

14. Хоровое изложение серенад отличается целым рядом интересных особенностей:

а) в серенадах для мужского хора divisi не у теноров, а у басов;

б) партия баритонов нотируется в скрипичном ключе.

в) в серенадах для неполного смешанного хора «неполной» является только женская группа;

г) партия теноров, по сравнению в другими, находится в более высоких тесситурных условиях;

д) во всех серенадах точно указан состав голосов. Все эти особенности могли быть обусловлены стремлением А.С. Даргомыжского получить определенные тембровые краски или наличием таких голосов среди исполнителей серенад.

  1. Заключение. Новаторское значение цикла А.С. Даргомыжского «Петербургские серенады».

В «Петербургских серенадах» А.С. Даргомыжский проявил себя как композитор-новатор:

1. Создал новый тип камерно-хорового искусства – светское ансамблевое пение без сопровождения.

2. Стал основоположником новой традиции в русской хоровой культуре – создание светских хоров-ансамблей, которую затем продолжали Ц.А. Кюи, С.И. Танеев и далее очень многие в XX столетии.

3. Использовал в произведениях бытового по происхождению жанра тексты глубокого, философского содержания.

4. Придал большую художественную значительность жанру застольной песни.

5. Создал застольные песни только для хора, без солистов.

6. Отошел от куплетной формы в жанре застольной песни, создал крупный развернутый хор в сложной трехчастной форме («Что смолкнул веселия глас?»).

7. Создал новую разновидность этого жанра – застольную песню глубоко лирического, даже интимного, характера. «Петербургские серенады» Даргомыжского пользовались большим вниманием, они исполнялась не только ансамблями любителей, но и профессиональными хоровыми коллективами.

Историческая заслуга композитора состоит в том, что, создав свой цикл «Петербургские серенады», он вслед за А.А. Алябьевым способствовал развитию русской светской, хоровой культуры a cappella, и явился, по существу, одним из основателей нового хорового жанра – камерного хорового пения.



  1. Список использованной литературы.

1. Г.Я. Черноморская «Хоровое творчество русский композиторов конца XVIII–XIX веков стр. 82 - 114

2. Н.В.Романовский «Хоровой словарь» Издание второе, дополненное стр. 34

3. Усова «хоровая литература» 1988г. Стр. 70

4. http://konsart.ucoz.ru/publ/meloman/peterburgskie_serenady/1-1-0-108




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!