СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» развивающая - развивать навыки анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.»



Тема: А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Цель урока:
образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;
воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»
развивающая - развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока: портрет Платонова, различные издания его книг.
Эпиграф к уроку:
Платонов был писатель,
пожелавший разобраться в самых сложных,
а значит, самых простых основах
человеческого бытия...
Вас. Гроссман

Ход урока


I. Организационный момент
( целевая установка на урок)
II. Слово учителя
Писатель Андрей Платонов (слайд 1)был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем. «Платонов» — это псевдоним (вспомните, что это такое). Настоящая фамилия писателя — Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Андрей, как старший сын в семье из 12 детей, с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Очень рано он начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, не смотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он много писал для детей - рассказы, пьесы, сценарии: «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь»; интересовался фольклором. Вы, возможно, читали сказки в обработке Платонова: «Финист — Ясный Сокол», «Волшебное кольцо».
III. Доклад о А.П. Платонове (рассказывает ученик)
IV. Анализ рассказа «Юшка»
Вопросы и комментарии.
— О каких произведениях напоминает начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый, на вид человек».
(Начало рассказа напоминает фольклорные произведения, оно написано в манере сказа.)
— Как вы думаете, о каком это старинном времени идет речь?
Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа?
(На самом деле речь идет не о древности, хотя подобная история могла случиться в любые времена. Можно понять, что действие происходит в первые десятилетия двадцатого века: девушка-сирота, которой помогал Юшка, окончила университет и работала врачом. Раньше это вряд ли могло произойти.)
— Какое значение имело то, что Юшка работал в кузнице, подручным помощником кузнеца?
(Кузницы всегда ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнем, с железом; в фольклоре кузнецам приписывались даже колдовские свойства. Юшка же «мал ростом и худ», к тому же болен чахоткой, поэтому выглядит стариком в свои сорок лет. Тяжелая работа в кузнице таким людям противопоказана.)
- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нем? (работа с текстом)
(Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены...)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его, одним-единственным словом.
(Записываю на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо: слабый, жалкий, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий и т.д.)
— Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка В окружающем его мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.)
— Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
(Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить. Сообщаю, что в «Словаре русского языка -С.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.)СЛАЙД
— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним».
— А как сам Юшка объясняет поведение детей?
На этот вопрос предлагаю поработать в группе. (Раздаю карточки)
«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Задание: Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
После ответа группы задаю ребятам вопрос дискуссионного характера:
- А что вы думаете по поводу услышанного?
( Высказывания детей обязательно выводят на вопрос об отношении к Юшке взрослых).
— Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!»)
(Обращаю внимание ребят на их иллюстрации к сказке-были «Неизвестный цветок», которые развешиваю в классе перед началом урока).
— Посмотрите, ребята, на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. И рисовали вы один и тот же цветок. Есть ли среди них совершенно одинаковые? Нет. А почему не получилось одинаковых цветов? Да потому, что все вы разные, у каждого из вас свой, особенный, внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. А как вы понимаете это слово? Давайте к нему подберем синонимы.
(Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.)
В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий — незлобивый, покорный, смирный».СЛАЙД
Карточка № 2.
Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?
Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».
— Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, —Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению — рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?
(Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.)
— Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен...»).СЛАЙД
— Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
Предоставляю слово третьей группе
Карточка №3 . СЛАЙД
Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображен на ней? Напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации.
Прошу ребят высказать свое мнение о сочинении.
— Произошло то, чего хотели люди, —Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили — и забыли про него.
Вновь обращаюсь к последним строчкам сочинения, записанного на доске:
— У Юшки, без сомнения, было «доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».СЛАЙД
Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.
— Способен изменить мир Юшка?
Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске.
— Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?
Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.
Обращаю внимание на слово глумление — издевательство, надругательство.
— Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?
Ребята рассказывают о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.
— Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А.Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, — «из смерти работать жизнь».
Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

V. Слово учителя
Подвожу итоги уроков.
— Я уже говорила вам о назначении всего живого на земле — «из смерти работать жизнь». Жизнь — самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. У цветка нет имени. Давайте в память о Юшке подарим его имя тому цветку, который, с вашей точки зрения, несет в себе свет его души.
Урок заканчивается выбором лучшего цветка.
Домашнее задание
Подготовить биографию Андреева и читать «Кусака»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!