СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. "Смерть чиновника".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. "Смерть чиновника".»

А.П. Чехов «Смерть чиновника»

А.П. Чехов

«Смерть чиновника»

Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один  ряд с Чеховым. Халдор Лакснесс  (исландский писатель)

Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым.

Халдор Лакснесс (исландский писатель)

Чехов не просто описывал жизнь,  но жаждал переделать её, чтобы   она стала умнее, человечней.   К.И. Чуковский Любимая питча А. П. Чехова:

Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы  она стала умнее, человечней.  К.И. Чуковский

Любимая питча А. П. Чехова:

"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

из записной книжки французского писателя Альфонса Доде

Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач,  пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни. Чехов обратил внимание на то, как человеком постепенно утрачиваются истинные духовные ценности. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания. В его рассказах говорится о том, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни. Чехов обратил внимание на то, как человеком постепенно утрачиваются истинные духовные ценности. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания. В его рассказах говорится о том, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

ЭПОХА РАЗОЧАРОВАНИЙ, ЭПОХА ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ   Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 – 1904 г.г.). Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства. В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века. Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении. Дом музей Чехова в Таганроге

ЭПОХА РАЗОЧАРОВАНИЙ, ЭПОХА ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 – 1904 г.г.).

Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века. Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении.

Дом музей Чехова в Таганроге

 Юмор и сатира – важные координаты чеховской поэтики. Особенности творчества Чехова « Из секретов литературоведения» Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей. Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, поступков. Ирония - особый вид комического, осмеяние , насмешка. Отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Подтекст -скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. Проблема рассказа заявлена в самом заголовке, представляющее сочетание противоположных понятий. Краткость Лаконизм произведений Высмеивание отрицательных явлений действительности

Юмор и сатира – важные координаты чеховской поэтики.

Особенности творчества Чехова

« Из секретов литературоведения»

Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, поступков.

Ирония - особый вид комического, осмеяние , насмешка. Отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Подтекст -скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

Проблема рассказа заявлена в самом заголовке, представляющее сочетание противоположных понятий.

Краткость

Лаконизм

произведений

Высмеивание отрицательных явлений действительности

Какие юмористические произведения писателя вы уже читали. Что их отличает от произведений других авторов? «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Тоска» и др. В рассказах предоставлена галерея человеческих характеров;: глупых, трусливых, жалких, жестоких, несчастных и др.; в рассказах есть что-то смешное, что-то грустное, авторская позиция проявляется чётче .

Какие юмористические произведения писателя вы уже читали. Что их отличает от произведений других авторов?

«Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Тоска» и др. В рассказах предоставлена галерея человеческих характеров;: глупых, трусливых, жалких, жестоких, несчастных и др.; в рассказах есть что-то смешное, что-то грустное, авторская позиция проявляется чётче .

Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пуш­кина Какова проблема этих рассказов? Проблема «маленького человека» В каких произведениях русской литературы вам уже встре­чался образ «маленького человека»? Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Н.В. Гоголя.

Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пуш­кина

Какова проблема этих рассказов?

Проблема

«маленького человека»

В каких произведениях русской литературы вам уже встре­чался образ «маленького человека»?

Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Н.В. Гоголя.

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК». Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-­то особенных отличий. «Маленький человек» - обычный, заурядный.

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК».

Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-­то особенных отличий. «Маленький человек» - обычный, заурядный.

Каково авторское отношение к «маленькому человеку»? Каково социальное положение и мироощущение этих геро­ев? Авторы относились к нему сочувственно, вызывая у читателя сострадание. Герои — мелкие чиновники, которые всего боятся и не стремятся изменить свой общественный статуе. Они страшатся перемен в своей жизни, ощущая их как величайшую катастрофу. Какое главное чувство вызывал мир у «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя ? В чём сходство пушкинского и гоголевского сюжетов о «маленьком человеке»? Главное чувство — страх. В сюжетах неизбежна встреча «маленького человека» со «значительным лицом», на которую решается «маленький человек», в результате чего и гибнет, потому что весь мир противостоит ему.

Каково авторское отношение к «маленькому человеку»?

Каково социальное положение и мироощущение этих геро­ев?

Авторы относились к нему сочувственно, вызывая у читателя сострадание.

Герои — мелкие чиновники, которые всего боятся и не стремятся изменить свой общественный статуе. Они страшатся перемен в своей жизни, ощущая их как величайшую катастрофу.

Какое главное чувство вызывал мир у «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя ?

В чём сходство пушкинского и гоголевского сюжетов о «маленьком человеке»?

Главное чувство — страх.

В сюжетах неизбежна встреча «маленького человека» со «значительным лицом», на которую решается «маленький человек», в результате чего и гибнет, потому что весь мир противостоит ему.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Произведение написано в 1883 году. Писатель быстро закончил работу над рассказом, она заняла около 2-х дней. Впервые он был опубликован в журнале «Осколки» под псевдонимом Антона Павловича — А. Чехонте. Существует несколько версий, откуда Чехов подчерпнул идею для произведения: Одна из них основана на реальных событиях: история произошла в Большом театре, и её Антону Павловичу поведал управляющий. Другая версия заключается в том, что в родном городе писателя — Таганроге — в 1882 году работник почты покончил жизнь самоубийством после конфликта на работе, где его объяснения не захотели слушать. Этот инцидент был оглашен в СМИ, и писатель вполне мог узнать о нем и применить.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Произведение написано в 1883 году. Писатель быстро закончил работу над рассказом, она заняла около 2-х дней. Впервые он был опубликован в журнале «Осколки» под псевдонимом Антона Павловича — А. Чехонте.

Существует несколько версий, откуда Чехов подчерпнул идею для произведения:

  • Одна из них основана на реальных событиях: история произошла в Большом театре, и её Антону Павловичу поведал управляющий.
  • Другая версия заключается в том, что в родном городе писателя — Таганроге — в 1882 году работник почты покончил жизнь самоубийством после конфликта на работе, где его объяснения не захотели слушать. Этот инцидент был оглашен в СМИ, и писатель вполне мог узнать о нем и применить.
ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ Чехов — мастер рассказов, он добивался неповторимой правдоподобности, его сюжеты буквально оживают в фантазиях читателей. Жанр произведения — юмористический рассказ. На это указывают многочисленные комические элементы: Нелепая и абсурдная ситуация в основе сюжета. Язык произведения: в диалогах и описаниях героев очевидна ирония. Свою роль в создании комического эффекта играют просторечия. Комически «сниженный» образ главного героя: классический «маленький человек», которого авторы традиционно изображали с сочувствием, предстал перед публикой жалким и мнительным человеком с набором предрассудков. Направление всего творчества Чехова — реализм . Все герои и ситуации в произведении вполне реалистичны и обыденны, а проблемы, затронутые в тексте, характерны для реалистического направления.

ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ

Чехов — мастер рассказов, он добивался неповторимой правдоподобности, его сюжеты буквально оживают в фантазиях читателей.

Жанр произведения — юмористический рассказ. На это указывают многочисленные комические элементы:

  • Нелепая и абсурдная ситуация в основе сюжета.
  • Язык произведения: в диалогах и описаниях героев очевидна ирония. Свою роль в создании комического эффекта играют просторечия.
  • Комически «сниженный» образ главного героя: классический «маленький человек», которого авторы традиционно изображали с сочувствием, предстал перед публикой жалким и мнительным человеком с набором предрассудков.

Направление всего творчества Чехова — реализм . Все герои и ситуации в произведении вполне реалистичны и обыденны, а проблемы, затронутые в тексте, характерны для реалистического направления.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ  Для обычного человека инцидент с генералом — не более, чем неприятное воспоминание о неловкости,  но для того, кто живет только службой, чихнуть на начальника означает «умереть». Для чиновника тот, кто выше его, чуть ли не Бог, гневать которого строго запрещено и вообще смерти подобно. Заглавие – это смысловой стержень рассказа. По мнению А. П. Чехова, оно должно быть простым, предельно кратким и ясным. Смысл заглавия рассказа «Смерть чиновника» включает в себя духовную деградацию героя, которую автор ассоциирует со смертью. Умирает не человек, а именно чиновник, то есть в жизни Червякова не осталось ничего, кроме работы, и сам он — не мужчина, а бесполое и чисто формальное существо — обладатель чина, не более.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Для обычного

человека инцидент с

генералом — не более,

чем неприятное

воспоминание о неловкости,

но для того, кто живет только службой, чихнуть на начальника означает «умереть». Для чиновника тот, кто выше его, чуть ли не Бог, гневать которого строго запрещено и вообще смерти подобно.

Заглавие – это смысловой стержень рассказа. По мнению А. П. Чехова, оно должно быть простым, предельно кратким и ясным.

Смысл заглавия рассказа «Смерть чиновника» включает в себя духовную деградацию героя, которую автор ассоциирует со смертью. Умирает не человек, а именно чиновник, то есть в жизни Червякова не осталось ничего, кроме работы, и сам он — не мужчина, а бесполое и чисто формальное существо — обладатель чина, не более.

Название рассказа «Смерть чиновника» подчёркивает отсутствие у героя человеческих качеств. Герой является носителем чина, а не представителем каких-либо индивидуальных качеств.

Название рассказа «Смерть чиновника» подчёркивает отсутствие у героя человеческих качеств. Герой является носителем чина, а не представителем каких-либо индивидуальных качеств.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  Дома Червяков рассказал о своем невезении супруге, но та успокоилась, когда узнала, что генерал не является начальником мужа. Они решили, что он пойдет и еще раз извинится. Но на этот раз генерал подумал, что над ним издеваются, и довольно грубо отреагировал на приход просителя. Червяков же подумал, что генерал нарочно кривляется, так как не хочет его прощать. он твердо решает написать ему письмо, но на следующий день, так ничего и не придумав, снова приходит в контору на прием к Бризжалову. Генерал кричит на него и выгоняет вон. Червяков приходит домой и умирает.  Мелкий чиновник (экзекутор) Червяков сидел в театре и случайно чихнул на лысину генерала Бризжалова из соседнего ведомства. Генерал сделал вид, что не заметил инцидента, и протер лысину. Но Червяков очень испугался и начал просить прощения прямо в театре, получив в ответ просьбу замолчать и смотреть спектакль. В антракте он повторил попытку, но и следующий ответ генерала его не удовлетворил.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Дома Червяков рассказал о своем невезении супруге, но та успокоилась, когда узнала, что генерал не является начальником мужа. Они решили, что он пойдет и еще раз извинится. Но на этот раз генерал подумал, что над ним издеваются, и довольно грубо отреагировал на приход просителя. Червяков же подумал, что генерал нарочно кривляется, так как не хочет его прощать. он твердо решает написать ему письмо, но на следующий день, так ничего и не придумав, снова приходит в контору на прием к Бризжалову. Генерал кричит на него и выгоняет вон. Червяков приходит домой и умирает.

Мелкий чиновник (экзекутор) Червяков сидел в театре и случайно чихнул на лысину генерала Бризжалова из соседнего ведомства. Генерал сделал вид, что не заметил инцидента, и протер лысину. Но Червяков очень испугался и начал просить прощения прямо в театре, получив в ответ просьбу замолчать и смотреть спектакль. В антракте он повторил попытку, но и следующий ответ генерала его не удовлетворил.

Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения.  «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России.  Тайный советник – согласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу.  Сконфузиться - смутиться.  Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник).  Вашество - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство».  Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников.  Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу.  «Аркадия» - название музыкального театра.  Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения.  Апартаменты – просторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые.

Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения. «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России. Тайный советниксогласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу. Сконфузиться - смутиться. Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник). Вашество - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство». Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников. Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу. «Аркадия» - название музыкального театра. Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»;

иногда называется «слово-ер»; выражение большого почтения. Апартаментыпросторные, роскошно обставленные внутренние

помещения, обычно жилые.

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал и всего три героя. Кто, на ваш взгляд, «маленький человек»? Иван Дмитриевич Червяков Подумайте, о чём говорят имя, отчество и фамилия героя? Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия.  Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.  Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).  Почему такой выбор? К какому выводу вы пришли, узнав значение фамилии, имени, отчества героя? Иван. Бог даровал жизнь герою. Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает. Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается. Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал и всего три героя. Кто, на ваш взгляд, «маленький человек»?

Иван Дмитриевич Червяков

Подумайте, о чём говорят имя, отчество и фамилия героя?

Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия. Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия. Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Почему такой выбор?

К какому выводу вы пришли, узнав значение фамилии, имени, отчества героя?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА   Экспозиция  Завязка   Развитие действия   Кульминация   Развязка  Иван Червяков в театре. Ощущение счастья. Задание. Определите элементы композиции в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» Но вдруг … чихнул… и обрызгал генерала. Червяков ходит извиняться к генералу 4 раза. Генерал закричал и затопал ногами после последнего извинения. Чиновник умер

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Иван Червяков в театре. Ощущение счастья.

Задание. Определите элементы композиции в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Но вдруг … чихнул… и обрызгал генерала.

Червяков ходит извиняться

к генералу 4 раза.

Генерал закричал и затопал ногами после последнего извинения.

Чиновник умер

ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ. Говорящие фамилии Художественная деталь (выразительная подробность произведения; несет значительную смысловую, образную и идейно-эмоциональную нагрузку) Речевая характеристика героев

ВЫРАЖЕНИЕ

АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

В РАССКАЗЕ.

  • Говорящие фамилии
  • Художественная деталь

(выразительная подробность произведения; несет значительную смысловую, образную и

идейно-эмоциональную нагрузку)

  • Речевая характеристика героев
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Система образов в рассказе «Смерть чиновника» соответствует лаконичной форме произведения. В произведении есть два основных персонажа: маленький человек Червяков и генерал Бризжалов. Между героями и происходит незначительный конфликт, который выводит из равновесия обоих персонажей. Говорящие фамилии Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается. Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью; брезготать – кричать резким голосом, ворчать.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И

ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Система образов в рассказе «Смерть чиновника» соответствует лаконичной форме произведения. В произведении есть два основных персонажа: маленький человек Червяков и генерал Бризжалов. Между героями и происходит незначительный конфликт, который выводит из равновесия обоих персонажей.

  • Говорящие фамилии

Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается.

Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью; брезготать – кричать резким голосом, ворчать.

ГЕНЕРАЛ БРИЗЖАЛОВ

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ЧЕРВЯКОВ

Автор использует говорящие фамилии как средство характеристики персонажа и с целью создания комического эффекта.

Мелкий чиновник, служба которого протекает в постоянном почитании вышестоящих лиц, вся его жизнь после конфуза теряет смысл, все крутится вокруг желания червякова угодить и загладить вину перед генералом, который даже не подозревает о душевных терзаниях мелкого чиновника. говорящая фамилия червякова происходит от слова «червь», что указывает на ничтожество героя и его стремление пресмыкаться. так и есть: он не ценит себя и свою личность, зато из генерала делает сверхъестественное существо, мотивы которого непостижимы для обычных смертных. видя генерала, он приписывает ему то, что он даже не думал показать. самое комичное в его образе, это то, что он действительно мучается и теряет покой после того злополучного спектакля. это очень робкий, трусливый и мнительный человек.

Это человек высокопоставленный. он случаю с червяковым значения не придал, но при постоянном повторении ситуации, решил, что над ним просто смеются и издеваются. ему непонятны переживания червякова, он его не понимает, поэтому теряет терпение и кричит на него, чтобы он оставил его в покое. говорящая фамилия бризжалова происходит от слова «брюзжать», то есть означает ворчливость и вечное недовольство героя. после того, как его обрызгали, он недовольно бормотал что-то под нос, а его последующие реплики сливались в одну нечленораздельную фразу: «милостисдарь!». то есть он не говорит, а брюзжит. Это указывает на его неуважение к собеседнику.

Речевая характеристика героев Художественная деталь ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ЧЕРВЯКОВ Постоянные извинения сопровождаются употреблением героем слов с частицей –с: «я чихнул-с», «изволите знать-с», «что-с» и т.д. Его чинопочитание подчеркивается обращениями к генералу: «вашество», «милостисдарь». Многочисленные многоточия передают робость Червякова. Автор показывает, что чинопочитание и самоуничижение навсегда укрепилось в его сознании. Червяков умирает в новом вицмундире. Эта деталь подчеркивает, что он перестал быть человеком, в нем остался только мелкий чиновник, который в конце произведения перестает функционировать. ГЕНЕРАЛ БРИЗЖАЛОВ Автор, изображая генерала Бризжалова, показывает лишь его реакцию на действия Червякова, нисколько не демонстрируя его значимость. Его реплики это подчеркивают. Восклицательные предложения передают нарастание эмоций героя к концу рассказа и его отношение к поведению Червякова.
  • Речевая характеристика героев
  • Художественная деталь

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ЧЕРВЯКОВ

Постоянные извинения сопровождаются употреблением героем слов с частицей –с: «я чихнул-с», «изволите знать-с», «что-с» и т.д. Его чинопочитание подчеркивается обращениями к генералу: «вашество», «милостисдарь». Многочисленные многоточия передают робость Червякова. Автор показывает, что чинопочитание и самоуничижение навсегда укрепилось в его сознании.

Червяков умирает в новом вицмундире. Эта деталь подчеркивает, что он перестал быть человеком, в нем остался только мелкий чиновник, который в конце произведения перестает функционировать.

ГЕНЕРАЛ БРИЗЖАЛОВ

Автор, изображая генерала Бризжалова, показывает лишь его реакцию на действия Червякова, нисколько не демонстрируя его значимость. Его реплики это подчеркивают. Восклицательные предложения передают нарастание эмоций героя к концу рассказа и его отношение к поведению Червякова.

Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности.  Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.

Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности.

Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.

ТЕМАТИКА РАССКАЗА «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА» ЧУВСТВО СТЫДА, НАВЯЗАННОЕ ОБЩЕСТВОМ. Червяков чихнул случайно, и ему незачем было винить себя. Он же, повинуясь стереотипам и страхам, преувеличил масштаб проблемы и раскаивался несколько дней подряд, причем совершенно искренне. Общество навязало ему это чувство, оно не было естественным, поэтому, как и любая масштабная аномалия, раздутый стыд привел к смерти героя. МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЬ . Чехов новаторски подошел к развитию этой темы, ставшей традиционной для русской литературы. Его образ маленького человека лишен жертвенности и благородства. Он не вызывает сострадания у читателя, потому что его судьба зависит только от него самого, и он сам виноват в своем ничтожестве. Червяков имеет рабскую зависимость от начальства по собственной инициативе, и сам генерал не унижает и не винит его.

ТЕМАТИКА РАССКАЗА «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА»

ЧУВСТВО СТЫДА, НАВЯЗАННОЕ ОБЩЕСТВОМ.

Червяков чихнул случайно, и ему незачем было винить себя. Он же, повинуясь стереотипам и страхам, преувеличил масштаб проблемы и раскаивался несколько дней подряд, причем совершенно искренне. Общество навязало ему это чувство, оно не было естественным, поэтому, как и любая масштабная аномалия, раздутый стыд привел к смерти героя.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЬ .

Чехов новаторски подошел к развитию этой темы, ставшей традиционной для русской литературы. Его образ маленького человека лишен жертвенности и благородства. Он не вызывает сострадания у читателя, потому что его судьба зависит только от него самого, и он сам виноват в своем ничтожестве. Червяков имеет рабскую зависимость от начальства по собственной инициативе, и сам генерал не унижает и не винит его.

ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА»  ДУХОВНОЕ РАБСТВО ЛИЧНОСТИ   Червяков — раб условностей и ритуалов, принятых в его среде. Он совершенно перестал быть личностью, быть человеком. Автор в названии произведения подчеркнул, что перед нами только чиновник, а не что-то большее. ЧИНОПОЧИТАНИЕ . Герой настолько сильно был зависим от мнения генерала, что не мог представить себе дальнейшей жизни без его прощения. Преувеличенный страх неодобрения привел его к ранней смерти от нервного перенапряжения.

ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА» 

ДУХОВНОЕ РАБСТВО ЛИЧНОСТИ  

Червяков — раб условностей и ритуалов, принятых в его среде. Он совершенно перестал быть личностью, быть человеком. Автор в названии произведения подчеркнул, что перед нами только чиновник, а не что-то большее.

ЧИНОПОЧИТАНИЕ .

Герой настолько сильно был зависим от мнения генерала, что не мог представить себе дальнейшей жизни без его прощения. Преувеличенный страх неодобрения привел его к ранней смерти от нервного перенапряжения.

Вместо личности читатель видит раба, но его порабощение — не происки злобного деспота, а его собственная ошибка. Червяков унижается не под действием грубой силы, а ради сохранения своего статуса в обществе, ради материального преуспеяния. Это его выбор, а не жизненная необходимость, что безмерно возмущает автора. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Основная идея произведения «Смерть чиновника» — показать, что чинопочитание в обществе переходит все границы разумного, и человек из-за чувства собственной неполноценности считает себя и свои действия заведомо недостойными. Строгая иерархия и собственные фобии доводят Червякова до того, что он перестает ценить себя и полностью погружается в деловую среду, где важны лишь титулы и суммы годового дохода.

Вместо личности читатель видит раба, но его порабощение — не происки злобного деспота, а его собственная ошибка. Червяков унижается не под действием грубой силы, а ради сохранения своего статуса в обществе, ради материального преуспеяния. Это его выбор, а не жизненная необходимость, что безмерно возмущает автора.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

Основная идея произведения «Смерть чиновника» — показать, что чинопочитание в обществе переходит все границы разумного, и человек из-за чувства собственной неполноценности считает себя и свои действия заведомо недостойными. Строгая иерархия и собственные фобии доводят Червякова до того, что он перестает ценить себя и полностью погружается в деловую среду, где важны лишь титулы и суммы годового дохода.

КОНФЛИКТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Конфликт произведения — это конфликт главного героя с самим собой. Ситуация, которая была недостойна внимания, вдруг встала на первый план в жизни Червякова. В финале он делает попытку взбунтоваться и оставить генерала в покое. Внутренне он негодует на него. Но потом сдается и вновь плетется просить никому не нужного прощения. Рабство по собственной инициативе — вот смысл рассказа «Смерть чиновника». И от этого добровольного порабощения Чехов пытается нас предостеречь.

КОНФЛИКТ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Конфликт произведения — это конфликт главного героя с самим собой. Ситуация, которая была недостойна внимания, вдруг встала на первый план в жизни Червякова. В финале он делает попытку взбунтоваться и оставить генерала в покое. Внутренне он негодует на него. Но потом сдается и вновь плетется просить никому не нужного прощения. Рабство по собственной инициативе — вот смысл рассказа «Смерть чиновника». И от этого добровольного порабощения Чехов пытается нас предостеречь.

ЧЕМУ УЧИТ? Автор намеренно преувеличивает детали, так ситуация выглядит абсурднее, зато мораль в рассказе «Смерть чиновника» понятна каждому. Произведение учит всегда оставаться личностью, уважать себя, несмотря ни на что, ведь все мы — достойные уважения люди, независимо от чина, титула и общественного мнения. Чехов показал актуальную проблему общества — лизоблюдство нижестоящих перед вышестоящими. Его вывод прост: надо выдавливать из себя раба, иначе жизнь будет ничтожной попыткой преуспеть, а сам человек — заложником общественной иерархии и своих собственных страхов. Лишиться места, в конце концов, не так страшно, как лишиться времени и сил на ту жизнь, которую Вы для себя избрали. Нельзя терять и предавать себя, что бы ни случилось.

ЧЕМУ УЧИТ?

Автор намеренно преувеличивает детали, так ситуация выглядит абсурднее, зато мораль в рассказе «Смерть чиновника» понятна каждому. Произведение учит всегда оставаться личностью, уважать себя, несмотря ни на что, ведь все мы — достойные уважения люди, независимо от чина, титула и общественного мнения.

Чехов показал актуальную проблему общества — лизоблюдство нижестоящих перед вышестоящими. Его вывод прост: надо выдавливать из себя раба, иначе жизнь будет ничтожной попыткой преуспеть, а сам человек — заложником общественной иерархии и своих собственных страхов. Лишиться места, в конце концов, не так страшно, как лишиться времени и сил на ту жизнь, которую Вы для себя избрали. Нельзя терять и предавать себя, что бы ни случилось.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!