СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. Рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы по творчеству А. П. Чехова.  Выбранная тема интересна и актуальна, так как произведения этого автора поучительны и не теряют своей злободневности в современной жизни. Проведение урока по этой разработке позволит научить обучающихся воспринимать образную речь, развивать навыки аналитического чтения и самостоятельной работы с художественным тексом. Материал адресован учителям-словесникам.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. Рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"»

А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре»,

«Крыжовник», «О любви»


Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы по творчеству А. П. Чехова. Выбранная тема интересна и актуальна, так как произведения этого автора поучительны и не теряют своей злободневности в современной жизни. Проведение урока по этой разработке позволит научить обучающихся воспринимать образную речь, развивать навыки аналитического чтения и самостоятельной работы с художественным тексом. Материал адресован учителям-словесникам.


Цель методической разработки: помочь преподавателям литературы раскрыть проблематику произведений А. П. Чехова, предложить возможный вариант анализа рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».



ТЕМА: А. П. Чехов.

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


ЦЕЛЬ: закрепить материал о биографии А. П. Чехова, рассмотреть

своеобразие рассказов.


  1. Приветствие.

  2. Сообщение темы, цели.


  1. Проверка д/з.

Какие события происходили в эти годы?

    1. (родился в Таганроге в купеческой семье)

  1. (учеба в греческой школе)

  2. 1879 (учеба в Таганрогской гимназии)

1879 – 1884 (учеба в Московском университете)

1891, 1894, 1897, 1901 (ездил за границу)

1898 (пьеса «Чайка»)

1899 (пьеса «Дядя Ваня»)

1901 (пьеса «Три сестры»)

1903 – 1904 (пьеса «Вишневый сад»)

1904 (скончался в Германии, похоронен в Москве)


  1. Проверка знаний по содержанию рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», выполнение тестового задания.


Предварительно необходимо разделить лист на 4 графы.


«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»


1.

2.

3.

4.

5.






Вопросы по содержанию рассказа «Человек в футляре», заполнение таблицы.


      1. Какая у Ивана Ивановича была фамилия?

а) Чимша-Гималайский

б) Чумша-Луганский

в) Чимша-Дунайский


II. Беликов был учителем

а) греческого языка

б) латинского языка

в) русского языка


III. Кто это?

«Назначили к нам нового учителя истории и географии, приехал он не

один, а с сестрой.

Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками…»


а) Коваленко Михаил Саввич

б) Тарантьев Михаил Петрович

в) Козлов Алексей Семенович


IV. Беликов решил жениться на

а) Татьяне

б) Вареньке

в) Веронике


V. Чем заканчивается рассказ?

а) Беликов умер

б) Беликов женился на Вареньке

в) уехал за границу



Вопросы по содержанию рассказа «Крыжовник», заполнение таблицы.



I. К кому идут Иван Иванович и Буркин укрыться от дождя?

а) к Алехину

б) к Смолину

в) к Иванову


II. О ком Иван Иванович рассказывает историю?

а) о друге

б) о своем брате Николае Ивановиче

в) об отце


III. Николай Иванович посадил 20 кустов

а) крыжовника

б) черной смородины

в) малины


IV. Николай Иванович чертил план своего имения, и всякий раз у него

выходило одно и то же

а) дом, кафе

б) дом, огород, кусты смородины

в) барский дом, людская, огород, крыжовник


V. Чьи это слова?

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро»

а) Иван Иванович

б) Буркин

в) Алехин


Вопросы по рассказу «О любви», заполнение таблицы.


I. Кто является рассказчиком?

а) Алехин

б) Иван Иванович

в) Буркин


II. О ком рассказывает Алехин историю о любви?

а) о друге

б) о себе

в) о знакомом


III. Самым основательным знакомством для Алехина было знакомство с

товарищем

а) Лугановичем

б) Измайловым

в) Филипповым


IV. Кого полюбил Алехин?

а) Анну Алексеевну Луганович

б) Веру Павловну Истомину

в) Зою Ивановну Шелестову


V. Чьи это слова?

«Я поцеловал в последний раз, пожал руку и мы расстались навсегда»?

а) Алехина

б) Буркина

в) Лугановича


Проверим ответы.

Соедините в таблице буквы а. Что получилось?



(Отлично).


V. Работа с терминологией.


  • Что такое трилогия?

(См. слово в словаре Ожегова).


ТРИЛОГИЯ – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета.


  • Что объединяет рассказы в трилогию?


VI. Сообщение ученика.


Рассказ «Человек в футляре», как и два последующих «Крыжовник» и «О любви» имеет своеобразную конструкцию: это рассказ в рассказе, т. е. повествование ведется не автором, а рассказчиком.

Каждый из трех персонажей (ветеринарный врач Иван Иванович, учитель гимназии Буркин, помещик Алехин) попеременно являются то слушателем, то рассказчиком, то действующим лицом. Таким образом, в рассказах показан обмен жизненным опытом.

В центре рассказа «Человек в футляре» - история учителя Беликова. Он прячет в футляр не только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, свое отношение к людям, к жизни. Беликов проходит мимо богатой красками и звуками жизни. Вся его философия укладывается в формулу «Как бы чего не вышло».

В рассказе «Крыжовник» показано проникновение «футлярности» в сферу желаний, мечты, цели современного человека. Герой Николай Иванович поставил цель: приобрести усадьбу с крыжовником, в этом он видит счастье.

Чехов показывает как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей и зря расходуют энергию.

Такие люди не видят, не понимают свое истинное предназначение в жизни.

В рассказе «О любви» живое, искреннее чувство губится самыми любящими сердцами, которые живут «футлярной» жизнью. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну.

Героиня боится нарушить покой семейного существования, герой не может порвать с обычной жизнью.

Эти рассказы называют «маленькой трилогией». Люди «маленькой трилогии» многое понимают. Они осознали тупик «футлярной» жизни. Но их прозрения запаздывают.


  • Как вы думаете, что хотел показать Чехов, написав эти рассказы?


VI. Работа с текстом.


Рассказ «Человек в футляре».


  • Каким перед нами предстает Беликов?


Вывод: «Футляр защищает от жизни».


  • Почему этот человек держал в руках весь город?

  • Отчего Беликов умирает?

  • Изменилась ли жизнь города после его смерти?


Рассказ «Крыжовник».


  • О чем мечтал герой рассказа?

  • Был ли счастлив Николай Иванович?


Вывод: «Крыжовник – символ счастья».


Рассказ «О любви».


  • Как вы расцениваете поведение Алехина? Что он за человек?

  • Почему не сложилась его любовь?


Вывод: «Футляр – символ гибели любви».


VII. Слово учителя.


Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости.


И, словно бы желая сказать, что выход есть, надо его искать, автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы.


Автор хочет сказать, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, какие они есть на самом деле, нельзя смиряться с пустой бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, свободу.


VIII. Итоги.


  • Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют маленькой трилогией?

  • Есть ли общее в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? Что именно?


Это люди, которые «проглядели» жизнь!


IX. Д/з.


Читать рассказ «Ионыч».

Написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

- Кто такие «футлярные люди»?

- Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии».


Используемая литература

1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/[Г. А. Обернихина, И. Л. Вольнова, Т. В. Емельянова и др.]; под. ред. Г. А. Обернихиной. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.

2. Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове/ Ю.К. Авдеев. – М.: Моск. рабочий, 1972. – 183 с.

3. А. П. Чехов в воспоминаниях современников/ подгот. текста и примеч. Н. И. Гитович, И.В. Федорова; предисл. А. К. Котова. – М.: Гослитиздат, 1960. – 834 с.

4. А. П. Чехов в воспоминаниях современников/ сост., подгот. текста, коммент. Н. И. Гитович; вступ. ст. А. М. Туркова. – М.: Худож. лит., 1986. – 735 с. – (Литературные мемуары).

5. А. П. Чехов. Сборник документов и материалов/ подг. к печати П. С. Попов, И.В. Федоров; предисл. П.С. Поповича: под общ. ред. А. Б. Дермана. – М.: Гослитиздат, 1947. – 270 с.

6. Антон Павлович Чехов в театре: альбом. – М.: Изогиз, 1955. – 144 с.

7. А. П. Чехов. Рассказы. Пьесы.- М. : Олимп; ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000.- 640 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!