СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок по творчеству А. Островского с посещение музея.

Просмотр содержимого документа
«А. Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии.»

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Особенности драматургии.


Цели урока:

  • Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».

Задачи:

  • Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умения дискутировать на заданную тему;

  • Развивать монологическую речь;

  • Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета;

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.


  1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В начале урока совершим небольшое путешествие.

  2. https://ok.ru/video/2893476203041

http://museumschelykovo.ru/products/?cid=10


П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своего манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только А. Н. Островского называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

- В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

- О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика о тематике пьес драматурга.

Особенности:

  • Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;

  • Яркие, узнаваемые характеры;


  1. Разбор конфликта пьесы.

Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок.

- Как вы понимаете это изречение?

- К какому жанру относится это выражение?

- Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые.

Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.


Особенность:

  • Своеобразие названий.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Напомните, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).

- В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

- Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).


Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.


Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?


Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.

- Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя – посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

-Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность:

  • Говорящие имена.

Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.

- Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

  • Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

- Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

- А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

- Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

- С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

(Зачитать: Д. 1, явл. 12.

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

- Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

  • «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

- С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

– Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»;

Г. – грубит , унижает, «мужичьё» - ругательство).


Особенность:

  • Значимость первой реплики героя

Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

- О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

Соблюдение народно- религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность:

  • Фольклорные моменты.

Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

- объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность:

  • Своеобразие речевой характеристики героев.

– Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне;

различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов.

Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде.

Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа;

Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов.

Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность:

  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7. Подведём итог урока.

- Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

  • Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт

  • Яркие, узнаваемые характеры;

  • Своеобразие названий.

  • Говорящие имена.

  • Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

  • «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

  • Значимость первой реплики героя.

  • Фольклорные моменты.

  • Своеобразие речевой характеристики героев.

  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!