СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Как в зачарованном царстве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи: - создание условий для осмысления учащимися взаимоотношений взрослых и детей, для оптимистического восприятия героем окружающего мира; - формировать умения учащихся: анализировать художественный текст, сравнивать и обобщать; - развивать логическое мышление учащихся, обогащать их словарный запас; - создать условия для воспитания духовных качеств личности на основе тематического текстового материала (доброты, великодушия, любви к природе). Тип урока: комбинированный Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, записи на доске, мультимедийная презентация, рисунок ёлки, ёлочные шары жёлтого, красного и синего цветов (по 3 у каждого ребёнка на парте).

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Как в зачарованном царстве»

План-конспект урока русской литературы в 5 классе

_________________

Тема: А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Как в зачарованном царстве

Цель и задачи:

- создание условий для осмысления учащимися взаимоотношений взрослых и детей, для оптимистического восприятия героем окружающего мира;

- формировать умения учащихся: анализировать художественный текст, сравнивать и обобщать;

- развивать логическое мышление учащихся, обогащать их словарный запас;

- создать условия для воспитания духовных качеств личности на основе тематического текстового материала (доброты, великодушия, любви к природе).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, записи на доске, мультимедийная презентация, рисунок ёлки, ёлочные шары жёлтого, красного и синего цветов (по 3 у каждого ребёнка на парте).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

- Ребята! На предыдущем уроке мы познакомились с А.Н.Толстым и его повестью «Детство Никиты». Давайте с вами вспомним, что мы знаем об авторе произведения. Завершите фразы.

3. Проверка домашнего задания

Интерактивный приём «Заверши фразу» (материал статьи учебника об А.Толстом, с.3 – 4). Слайды №2 - 10

1) А.Н.Толстой вырос на … (степном хуторе Сосновка под Самарой).

2) В детстве он очень любил наблюдать за … (жизнью природы).

3) Большое влияние на читательские интересы, на формирование характера Алёши оказала … (его мать Александра Леонтьевна, известная в то время детская писательница).

4) В семье его называли … (Лёлей).

5) Любимые предметы Алёши - … (русский язык и литература).

6) В детстве Алёша дружил с … (деревенскими ребятами).

7) Детские забавы Алёши – это … (скачки на лошадях без узды и седла, хождение ряженым по дворам).

8) Особую теплоту, достоверность всего, о чём писал Толстой, он вынес из … (детства).

9) Повесть «Детство Никиты» посвящена … (Никите Алексеевичу Толстому, сыну писателя).

10) Пора года, которая описана в произведении, называется … (зимой).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд №11

- Подумайте, с чем у вас ассоциируется зима, и запишите два-три слова-ассоциации в тетрадь. (Например: мороз, снег, коньки, игры, санки, Новый год, подарки, ёлка.)

Ребята зачитывают слова, находят и подчёркивают наиболее ёмкое слово.

4. Целеполагание

- Сегодня мы с вами проводим второй урок по повести А.Толстого и будем анализировать главу «Ёлка», которую вы прочитали дома.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (О ёлке, о её подготовке к празднику, о самом празднике, о детях, о подарках.)

5. Представление новой информации

Предлагается ещё раз озвучить слова-ассоциации, затем, опираясь на них, составить план прочитанной главы.

Примерный план главы «Ёлка» Слайд №12

1. Подготовка ёлки к празднику.

2. В ожидании праздника.

3. Приход деревенских детей.

4. Праздничное веселье.

5. Никита и природа.

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждой группе предлагается свой круг вопросов. Вам даётся пять минут, чтобы обсудить их в своей группе.

6. Новая тема

Работа по тексту главы «Ёлка»согласно составленному плану (групповая работа, каждой группе предлагаются листы с вопросами).

1-я группа (вопросы 1 – 4)

1) С какого события начинается повествование в главе? (В дом принесли ёлку.)

2) Какие выразительные средства использует автор для описания ёлки? Найдите их в тексте. (Автор использует эпитеты: большая, мёрзлая, нежно-зелёная.)

3) Как почувствовала себя ёлочка в доме? Слова какой части речи нам это доказывают? (Вначале от ёлки веяло холодом, а затем она почувствовала себя хорошо. Ёлка ожила. Глаголы (оттаяли, поднялись, распушились) нам это доказывают.)

4) Как же дети нарядили ёлку? («Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, поставили к ёлке стулья и стали её убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные верёвочки».)

5) Ребята, а что такое фунтики?

Словарная работа. Записать значения слова в тетради.

Фунтик (фунт) – бумажный кулёк в форме воронки.

6) Как долго работали дети? («За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола».)

- За такими приятными хлопотами дети не заметили, как настал сочельник. Ребята, а что такое сочельник?

Словарная работа. Записать значения слова в тетради.

Сочельник – канун церковных праздников Рождества и Крещения.

7) Какой выглядела ёлка накануне праздника? Подтвердите свой ответ цитатой. («Ёлку убрали, опутали золотой паутиной, повесили цепи и вставили свечи в цветные защипочки».)

Выводы: Украшение ёлки – это важный момент подготовки к празднику. Благодаря совместным усилиям взрослых и детей ёлка выглядела настоящей красавицей.

Физкультминутка

- Ребята, встаньте из-за парт.

- Поднимитесь на носочки, попробуйте достать верхушку рождественской ёлки.

- Попробуйте охватить её руками.

- Присядьте и попробуйте заглянуть под ёлку, нет ли там сюрпризов. Нет? Значит, они ждут нас впереди! Сели за парты.

2-я группа (вопросы 8 – 10)

8) Почему в доме в этот день царила суматоха? Кто её создавал? (Все жили ожиданием праздника. Суматоху создавали и взрослые, и дети. «Мальчики слонялись по дому и ко всем приставали: скоро ли настанет вечер? Даже Аркадий Иванович, надевший чёрный долгополый сюртук и коробом стоявшую накрахмаленную рубашку, не знал, что ему делать, - ходил от окна к окну и посвистывал. Лиля ушла к матери.)

9) Ребята, мы видим, что и взрослые, и дети с нетерпением ожидали праздника, а торопилась ли природа прожить этот день? Подтвердите свои мысли цитатой из текста. («Солнце страшно медленно падало к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками, длиннее становилась лиловая тень от колодца на снегу».)

- Видите, солнце не просто катилось за горизонт, оно «страшно медленно ползло». Как называется изобразительно-выразительное средство, когда слово употребляется в переносном значении? (Метафора.)

Действительно, природа не торопится перевернуть страничку ещё одного зимнего дня, а люди? (Всем хочется, чтобы праздник наступил как можно скорее.)

Дети украсили не только ёлку, но и нарядились сами. Пожалуйста, «оденьте» героев этой главы. Ребятам предлагается соотнести героя и описание одежды.)


1. «… Нашёл у себя на постели синюю шёлковую рубашку, вышитую ёлочкой по вороту, подолу и рукавам, витой поясок с кистями и бархатные шаровары».




Лиля



2. «Синий мундир со светлыми пуговицами и с галунным воротником».

3. «Пышное платье с кисейными юбочками, большой белый бант».


Никита


Виктор

- Какими нарядными выглядели все дети, не правда ли? Понравилось ли Никите своё отражение в зеркале? («В зеркале Никита увидел нарядного и благонравного мальчика».)

- Что значит благонравный?

Словарная работа. Записать значения слова в тетради.

Благонравный (устаревшее) – отличающийся хорошими манерами, хорошим воспитанием.

10) Что хотели увидеть дети в замочную скважину? (Они слышали за стеной, в гостиной, голоса матушки и Анны Аполлосовны. Взрослые разворачивали какие-то свёртки. Всем не терпелось увидеть и получить подарки.)

Ребята! Всегда приятно, когда радость можно разделить с другом. Вдвойне приятно, когда такие большие праздники, как Рождество, можно встречать с друзьями. Вы со мной согласны?

11) Можно ли семью Никиты назвать гостеприимной? Почему? (В гости к ним пришли ребята из деревни).

12) Но Никита не сразу проявил своё гостеприимство. Автор нам говорит: «Надо было бежать к ним, но Никита не мог пошевелиться». Почему? («В окне на морозных узорах затеплился голубоватый свет … Звезда взошла».)

- В этот момент открылись двери, и все бросились в гостиную, где стояла ёлка. Найдите её описание в тексте. («В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, медовыми пряниками».)

13) Какие чувства испытывали дети, глядя на ёлку? («Дети стояли неподвижно, потрясённые».)

14) Можно ли и деревенских детей назвать нарядными? Почему? Какие цвета подчёркивают их праздничный вид? («Все они были без валенок, в шерстяных чулках, в красных, розовых, жёлтых рубашках, в жёлтых, алых, белых плоточках».)

Выводы. Рождество – всеобщий праздник.

3-я группа (вопросы 15 – 18)

15) Кто внёс оживление в праздник? (Матушка заиграла на рояле польку, а Аркадий Иванович устроил хоровод вокруг ёлки.)

16) Перескажите сцены всеобщего веселья.

17) Что получили дети в качестве подарков? («Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита – кожаное, настоящее седло, уздечку и хлыст». Лиля – огромную куклу с кукольным приданым. Деревенские ребята – подарки, завёрнутые в разноцветные платки.)

18) Чем закончился вечер для Никиты и Лили? (Мальчик её поцеловал). А для остальных ребят? («Дети устали, наелись».)

- Так закончился праздник в доме Никиты. Дети стали одеваться и шумной компанией вышли на мороз. Никита пошёл их провожать.

19 Какое впечатление произвела на него природа? Найдите пейзаж в тексте. («Когда он один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. Деревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выросли, вытянулись под лунным светом. Направо уходила в неимоверную морозную мглу белая пустыня».)

20) Что показалось Никите в этот момент? («Что он идёт во сне, в заколдованном царстве. Только в заколдованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».)

- Детство – удивительная пора в жизни человека, когда всё действительно кажется необыкновенным и волшебным.

7. Подведение выводов

1) Как вы думаете, запомнился ли этот праздник детям? Почему?

2) Любите ли вы отмечать Рождество? Можно ли назвать Рождество семейным праздником? Почему? Какие подарки любите получать вы?

- В канун Рождества можно загадывать самые сокровенные желания. Говорят, они обязательно сбудутся. И, конечно же, нужно мечтать о чуде.

Интерактивный приём «Алфавит»:

- Назовите имя автора повести «Детство Никиты»? (Алексей)

- Замочная щёлка, к которой подкрался Виктор, была закрыта … (бумажкой).

- Деревенские ребята, пришедшие на праздник, были обуты в … (валенки).

- Комната, в которой стояла ёлка, называлась … (гостиная).

- Никита и его семья встречали Рождество … (дома).

- Как называется прочитанная вами дома глава? («Ёлка»).

- События в прочитанной главе происходят … (зимой).

- Лиля получила в подарок … (куклу).

- Кто заснул во время работы, когда украшали ёлку? (Лиля).

- Один из запахов, распространяемых ёлкой, был запах … (мандарин).

- Главного героя повести звали … (Никита).

- Украшая ёлку, ребятам пришлось золотить … (орехи).

- Дети к Рождеству получили … (подарки).

- Матушка Никиты играла польку на … (рояле).

- Среди вещей, которыми нарядили ёлку, были … (свечи).

- Когда Никита провожал деревенских ребят, под его ногами передвигались … (тени).

- Среди украшений, которыми нарядили ёлку, были … (фунтики).

- Когда ёлку установили, в доме запахло … (хвоей).

- После праздника матушка позвола всех в столовую пить … (чай).

8. Домашнее задание Слайд 13

Прочитать главы «Весна», «Поднятие флага» (с. 18 – 23 учебника), подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков из повести (по выбору)

9. Комментированное выставление оценок

10. Рефлексия

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- У вас на партах лежат ёлочные шары синего, жёлтого и красного цветов. Выберите шар, который соответствует вашему настроению на уроке, и прикрепите его к нашей ёлке на доске (Ученики выбирают один из шаров и аргументируют свой выбор.)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!