СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Тихонов "Служение слову"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.»В.М. Песков

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Тихонов "Служение слову"»

 «Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.» В.М. Песков

«Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.»

В.М. Песков

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., переб. – М.: Просвещение, 1991.

Тихонов А.Н.

Школьный словообразовательный

словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., переб. – М.: Просвещение, 1991.

Тихонов Александр Николаевич  (1931 - 2003) Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов  — советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.

Тихонов Александр Николаевич (1931 - 2003)

Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов  — советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.

Назначение словаря:  облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу;  помочь овладеть богатствами русского языка;  повысить грамотность и культуры речи.

Назначение словаря:

  • облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу;
  • помочь овладеть богатствами русского языка;
  • повысить грамотность и культуры речи.

Как найти в словаре нужное слово?

Как найти в словаре нужное слово?

Словообразовательно-гнездовой  способ расположения толкуемых слов:   дом -ик  дом -ок  дом -ишк- о  дом -ин- а   дом -ищ-е  дом -овин-а  дом -ов  Ι  ник   домов -ниц-а  домовнич -а- ть  ( черед . к-ч)  по- домовничать  дом -ов- ой  дом -ов- ый дом Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991 .

Словообразовательно-гнездовой способ расположения толкуемых слов:

дом -ик

дом -ок

дом -ишк- о

дом -ин- а

дом -ищ-е

дом -овин-а

дом -ов Ι ник домов -ниц-а

домовнич -а- ть

( черед . к-ч) по- домовничать

дом -ов- ой

дом -ов- ый

дом

Тихонов А.Н.

Школьный словообразовательный словарь

русского языка. М.: Просвещение, 1991 .

Построение словарной статьи в словообразовательном словаре : Гнезда слов.  череп-ок  череп  череп- н -ой  череп- ов -ой

Построение словарной статьи в словообразовательном словаре :

  • Гнезда слов.

череп-ок

череп  череп- н -ой

череп- ов -ой

2. Исходные слова Исходное слово – имя существительное.  голос- ок  голос- ишк -о  голос- ищ -е  голос  голос- ин -а  голос- ист -ый  без -голос- ый  от -голос- ок  под -голос- ок  голос- ова -ть  голос- и -ть   Исходное слово – местоимение  кто- либо  кто- нибудь  кто- то  кто   кое -кто  не -кто  ни -кто

2. Исходные слова

  • Исходное слово – имя существительное.

голос- ок

голос- ишк

голос- ищ

голос  голос- ин

голос- ист -ый

без -голос- ый

от -голос- ок

под -голос- ок

голос- ова -ть

голос- и -ть

  • Исходное слово – местоимение

кто- либо

кто- нибудь

кто- то

кто  кое -кто

не -кто

ни -кто

 Исходное слово – имя прилагательное.   бел- еньк -ий  бел- ёс -ый  бел- оват -ый  бел- ов -ой  бел- о  бел(ый)  бел- изн -а  бел- ок  до -бел- а  на -бел- о  бел- е -ть  бел- и -ть  бел- о -голов- ый  бел- о -сне ж - н -ый (от снег; черед . г-ж )
  • Исходное слово – имя прилагательное.

бел- еньк -ий

бел- ёс -ый

бел- оват -ый

бел- ов -ой

бел- о

бел(ый)  бел- изн

бел- ок

до -бел- а

на -бел- о

бел- е -ть

бел- и -ть

бел- о -голов- ый

бел- о -сне ж - н -ый (от снег; черед . г-ж )

 Исходное слово – междометия и звукоподражание  ах- ну -ть  ах, междом .  ах- а -ть   за -ахать  по -ахать  раз -ахать- ся
  • Исходное слово – междометия и звукоподражание

ах- ну -ть

ах, междом .  ах- а -ть  за -ахать

по -ахать

раз -ахать- ся

Дополнительные сведения о словах:   во всех словах ставится ударение;  во всех производных словах выделены чередующие звуки;  отдельные разряды слов снабжены пометами,  указывающими к какой части речи они относятся;  для обозначения мягкости применяется знак мягкости;  все исходные неизменяемые существительные имеют  при себе помету нескл . и указание на род;  скрываемый в написании звук йот передается при помощи знака j ,  а не буквой й.

Дополнительные сведения о словах:

  • во всех словах ставится ударение;
  • во всех производных словах выделены чередующие звуки;
  • отдельные разряды слов снабжены пометами,

указывающими к какой части речи они относятся;

  • для обозначения мягкости применяется знак мягкости;
  • все исходные неизменяемые существительные имеют

при себе помету нескл . и указание на род;

  • скрываемый в написании звук йот передается при помощи знака j ,

а не буквой й.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!