А.Н. Островский драма «Гроза»
История создания
В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной
Литературной экспедиции»,
организованной морским министерством.
История создания
Поездка по Волге, пребывание в волжских городах
расширили представление драматурга о русской действительности.
Это положило начало работе над драмой «Гроза».
«Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…»
( участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов)
История создания
Премьера «Грозы»состоялась
2 декабря 1859 г.Новая пьеса произвела
на зрителей сильное впечатление и
вызвала бурную дискуссию.
«Гроза», — как писал Добролюбов, —
без сомнения, самое решительное произведение Островского»
Смысл названия
- Гроза – это атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.
- Гроза – в христианстве часто олицетворяла собой гнев Господень; по христианскому поверью - гнев божий, карающий за грехи.
- Гроза - в русской литературе укрепилось устойчивое значение перемен,
Место действия
Действие происходит в городе,
расположенном на
берегу Волги. В центре города-
Базарная площадь, неподалеку
старая церковь. Кажется все
мирно и спокойно…
" Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Кулигин
Система образов
«Темное царство»
Жертвы
Кабаниха
«темного царства»
Катерина
Дикой
Борис
Шапкин
Тихон
Феклуша
Кулигин
Глаша
Варвара
Кудряш
«Домострой»
«Домострой» - русский литературный памятник XVI в.
собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения
«Домострой»
- « Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь»
- «Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда»
- « … жену поучая и домочадцев своих понуждая — не неволей, не битьем, не работой тяжкой, а будут тебе как дети: всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и благоустроены»
- «Не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных — до самого последнего домочадца»
Критики о «Грозе»
Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»:
«Характер созидающий, любящий, идеальный”.
"...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе."
«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе...«
"Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования«.
"В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу."
Критики о «Грозе»
Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
“ Катерина начинает терзаться угрызениями совести и
доходит в этом направлении до сумасшествия”.