СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Островский «Гроза». Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с содержанием критических статей        Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, закрепить знания по работе с критической статьёй (план, конспект); научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра.

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский «Гроза». Споры критиков вокруг драмы «Гроза».»

Тема. А.Н.Островский «Гроза». Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Цели: познакомить обучающихся с содержанием критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, закрепить знания по работе с критической статьёй (план, конспект); научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы про­блемного характе­ра.



Ход урока

I.Организационный момент

II.Работа по группам:

1.На доске известные цитаты:

Писарев: «Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

- Кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив другаВ каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. «Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки: восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и, если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос, недопонимание, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними, т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»

2.

Заполнение таблицы продолжениями цитат (мультимедиапроектор)

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

Решительный, цельный русский характер


Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…


Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный


Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

У Катерины все делается по влечению натуры

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Нам отрадно видеть избавление Катерины.

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Катерина….-луч света в «темном царстве»

Катерина…привлекательная иллюзия

3.

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

4.

После того, как все желающие высказались, обеим группам задается вопрос: «В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).

Вывод:  на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

Взгляды Добролюбова на пьесу:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности,с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимныхотношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

«Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Взгляды Ап. Григорьева.

Народность — главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.



III.Итог урока

Самоанализ групп:

  • Было ли интересно работать над своими темами?

  • Что удалось?

  • В чем испытали трудности?

  • Что узнали нового?

  • Какие навыки в речевом общении приобрели?

  • Над чем можно было бы еще поработать?

  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

IV.Домашнее задание. Подготовить­ся к сочине­нию-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения) «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!