СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн «Барбос и Жулька».»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Качкина Кристина Павловна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4.

Тема урока: «А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения А.И. Куприна «Барбос и Жулька

Задачи урока:


Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать умение воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.


Предметные:

1. Учащиеся научатся: воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством.

2. Учащиеся получат возможность научиться: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.


Развивающие:


1.Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



2.Формировать умения: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



3.Формировать умения: выражать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

Метапредметные:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу

-Учащиеся получат возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

-Учащиеся научатся: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

-Учащиеся получат возможность научиться: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся: выражать собственное мнение и аргументировать его;

-Учащиеся получат возможность научиться: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

Воспитательные:

- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

-У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.














ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен быть учебник, пенал.


Наш урок мне бы хотелось начать с пословицы. Прочитайте её.

«Какие труды, такие и плоды»


Как вы понимаете её смысл?

Приветствуют учителя



Проверяют готовность к уроку.



Читают пословицу


Чем больше сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела ты затратишь, тем лучший результат тебя ожидает.


Р: принимать и сохранять учебную задачу

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
































Словесный (беседа)



















Проведём дыхательную гимнастику.

Медленно, но сильно вдыхайте через нос воздух (на счёт от 1 до 5(считает учитель)), после чего медленно произведите плавный выдох через нос произнося при этом «у-у-ух».

Упражнение для дикции

Прочитайте первый слог твердо, второй мягко: МЫ-МИ; МА-МЯ; МУ-МЮ; МЭ-МЕ; МО-МЕ

Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

Сначала читаем шепотом, потом постепенно увеличиваем тон голоса.


Посмотрите на доску и разгадайте ребус.


Давайте ответим на несколько вопросов по данному произведению.


Кто его автор?


Назовите главных героев.



Где происходит событие, которое описал автор?


Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?»



Чем ему были дороги Соболько и Приемыш

Выполняют упражнения.




























Приёмыш.







Д. Мамин-Сибиряк


Тарас, Соболько, Приемыш


Действие происходит на Светлом озере

Потому, что тоскует она и может умереть без пары, в неволе


Он считал их своей семьей


Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

































К: выражать собственное мнение и аргументировать его


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Посмотрите на слайд. Для того, чтобы определить тему урока, нам нужно расставить буквы в нужном порядке.


Поставьте цель на урок.

Тема урока: «А.И. Куприн «Барбос и Жулька».




Цель: «Узнать об авторе и

прочитать рассказ «Барбос и

Жулька», определить главную

Мысль произведения».


Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Для того, чтобы достичь цели, нам нужно составить план урока.

План:

1. Познакомимся с биографией

Куприна и рассказом «Барбос и Жулька.

3. Проанализируем рассказ.

4. Сделаем выводы.


Р: принимать и сохранять учебную задачу


5. Реализация построенного проекта.








































































Словесный (беседа)













Словесный (беседа)




























































Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)





















Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)




















Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)
























Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)
























Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)




















Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)






























Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)


Знакомство с биографией поэта

-Фамилия Купри́н происходит от названия речки

«Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в

семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда

мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без

денег, и мать переехала в Москву. Мальчик жил с ней

до шести лет, а потом его отправили в сиротский

пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым

человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий,

коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд

пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну

было интересно всё новое: когда появились первые

воздушные шары, он одним из первых поднялся на

воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не

погиб, когда самолет начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками

выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в

скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом,

грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже

суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна

дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу,

щедрой природе, к животным и людям, а также

великому русскому языку.


Что интересного узнали о Куприне?











Сегодня мы познакомимся с произведением

Александра Ивановича – «Барбос и Жулька».

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?



-Прежде, чем погрузиться в произведение, давайте

разберём значение слов, которые нам будут встречаться в

тексте.

-Может быть кто-то знает значения этих слов? (слова

на экране)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на

шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех,

торжество.

-Теперь, когда мы познакомились со словами,

которые нам будут встречаться в тексте, перейдём к

чтению рассказа «Барбос и Жулька». Читаем по

цепочке, в определенный момент я буду

останавливать читающего, следующий ученик будет

продолжать чтение. Откройте учебник на странице 85

и следите за текстом.


1 часть – дворовый пес Барбос (Начало: «Барбос

был невелик...». Конец: «…характером и тонким

слухом»).


Какие слова выбрал Куприн для описания внешности

Барбоса?









-Чем отличаются такие дворовые собаки как Барбос?






2 часть – воспитанная и добрая Жулька (Начало:

«Жулька также принадлежала…». «Конец: «…во

время хорошего обеда»).

-Какие слова выбрал Куприн для описания внешности

Жульки?



-Какими основными чертами характера обладала

Жулька?





-Как вы думаете, почему автор в начале произведения

подробно описывает внешний вид собак?




3 часть – характер собак (Начало: «Конечно,

Жулька единогласно признавалась…». «Конец:

«…ему победные лавры»).

-Как люди относились к собакам?












-Кто лучше всего понимал животных?








-Как Барбос настигал соперника?


4 часть – дружба Жульки и Барбоса (Начало:

«Между ним и Жулькой…». «Конец: «…грызутся

между собой»).

-Что же связывало таких разных собак?





-Чем отличаются эти собаки?

-Зачитайте предложение о том, как они вели себя,

находясь вместе.
















5 часть – бешеная собака (Начало: «Однажды к нам

во двор…». «Конец: «…разорвать несколько уток»).

-Кто ворвался во двор?



- Как она вела себя?






-Как повел себя Барбос в этот момент?











6 часть – героический поступок Жульки (Начало:

«Вдруг все ахнули от испуга…». «Конец: «…в пустой

дровяной сарай»).

-Как поступила Жулька при виде бешеной собаки?

-Что случилось с Жулькой после этого?






7 часть – тоска Барбоса (Начало: «Через час после

того…». «Конец: «…пристали мы к отцу»).

-Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 90.

Какой эпизод изобразил художник?

-Каким мы видим Барбоса в этот момент?

Какие чувства он испытывает? Почему?









8 часть – прощание друзей (Начало: «И мы были

правы…». «Конец: «…она издохла»).

-Как Барбос прощался с Жулькой?

-Барбос повиновался и лег около сарая на землю. Он

выл и прислушивался к тому, что происходит с

Жулькой. Барбос чувствовал отчаяние, он понимал,

что потерял друга









































































Он был одним из первых,

кто поднялся на воздушном

шаре. Он мог в бурю с

рыбаками выйти в открытое

море в старой лодке. Работал

грузчиком арбузов.


Этот рассказ может быть о

жизни собак, о дружбе собак,

о ссорах между собаками, о

том, как собаки помогали

людям.

Работа со словами.





























































-невелик ростом, приземист,

широкогруд

- длинная, чуть вьющаяся

шерсть

- шерсть с колючками

«репяхами»

- уши со следами «боевых

схваток»

-Такие собаки отличаются

верностью, независимым

характером и тонким слухом.









- маленькая

- тонконогая

- гладкая чёрная шерсть с

жёлтыми подпалинами

-Она была деликатная, с

застенчивой вежливостью,

смелой доверчивостью, она

никогда не попрошайничала.

-Автор подробно описывает

внешний вид собак, чтобы

мы смогли понять их

характер








-К Жульке люди относились

хорошо, заботились о ней,

это была домашняя собака. А

Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и

заботились. А дети их очень

любили и заботились.

-Лучше всего понимали

животных дети.

-Барбос, как молния,

настигал соперника, грудью

сшибал его с ног и начинал

грызню.

-Смелый, буйный,

задиристый.








-Их связывало редкое

согласие и самая нежная

любовь.

-Они отличаются

внешностью и характером.

-Вечером, когда солнце жгло

не так сильно, обе собачки

любили поиграть и

повозиться на дворе.Они то

бегали одна от другой, то

устраивали засады, то с

притворно сердитым

рычанием делали вид, что

ожесточенно грызутся между

собой.







-Во двор забежала бешеная

собака.

-Собака носилась по двору

из угла в угол, нагоняя

одним своим видом

панический ужас.

-Барбос видел ее с своего

подоконника, но, вместо

того, чтобы, по

обыкновению, кинуться в

бой, он только дрожал всем

телом и жалобно повизгивал.









-Она понеслась наперерез

бешеной собаке.

-Она упала от сильного

толчка, она исхудала,

отказалась от пищи и заболела.






Изображен эпизод, когда

Барбос прибежал к Жульке в

сарай.

-Барбос был сильно

взволнован, расстроенный,

тревожный и очень

грустный, потому что он

чувствовал себя виноватым, так как не спас Жульку, не

встал на защиту.







-Обнюхивал ее и с тихим

визгом стал лизать ее в глаза,

в морду и уши.

Воспринимать факты биографии писателя и соотносить их с его творчеством.










































































































































Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.












Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве





































































К: выражать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема


































































П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

















П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.














П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

















П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.



















П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.












П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.
















П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.





6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


















Словесный (беседа)


Практический (чтение произведения)


Сейчас немного отдохнем.


Проведем физминутку для глаз. Вспомним как идут часы, когда я буду говорить тик- ваша задача перевести взгляд вправо, «так»- вниз, «тик»- влево, «так»- наверх.

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.


-Найдите и прочитайте описание собак в парах.

Охарактеризуйте кратко собак. На работу 3

минуты.

1. Внешность собак.

2. Поведение собак.

3. Их поступки.

I вариант – характеристика Барбоса.

II вариант – характеристика Жульки.


-Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

Делаю физминутку.

















Выполняют задание.













От внешности собаки не

зависит её характер. Большая

собака может быть

трусливой, а маленькая,

воспитанная собачка, быть

смелой.



Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

1. Самостоятельная работа

-Найдите и выделите цветом по вертикали и

горизонтали ответы на вопросы по рассказу А.И.

Куприна «Барбос и Жулька».

1. К какой породе собак относился Барбос?

2. Мясо какой птицы мог украсть Барбос с хозяйского

стола?

3. Куда относят Жульку, после того как она

заболевает?

4. Какую часть тела повредил Барбос в уличных

схватках с собаками?


-У кого все верно, поднимите зеленый карандаш. А у

кого есть ошибки – желтый или красный.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют себя.


Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)



-С каким настроением вы читали этот рассказ?









-О чём вы задумались, прочитав рассказ?

-Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так

трогает нашу душу, чувства?






-Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа?

Как?






-Можно ли назвать друзьями героев этого

произведения?

-Да, ребята, иногда эта дружба, ребята, гораздо

крепче, чем у людей.

-В чём смысл произведения «Барбос и Жулька»? Кто

может ответить на этот вопрос?


-Сначала с радостным

настроением, потому что

Барбос и Жулька

подружились, а потом с

грустным, потому что

Жулька не смогла выжить.

- Это животные, за которых

мы несём ответственность;

они живут у нас дома и нам

нужно заботиться о них и

любить их; они живые

существа

-Если бы люди и сильный

Барбос не спрятались, не

разбежались, а выскочили на

защиту Жульки, то она бы

осталась жива.

-Да, их можно назвать

друзьями. Жулька

показывает пример самого

хорошего друга.

-Автор нам показал, что

между животными есть

дружба и преданность друг

другу и к людям; показал,

что люди берут животных и

должны нести за них

ответственность


К: выражать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема

П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)



Возьмите листы, которые я вам раздала. На лесенке успеха вам нужно найти и отметить себя.

Верхняя лесенка-я со всем справился, средняя- у меня были трудности, самая нижняя- я не справился с заданием.

Наше занятие подошло к концу, до свидания.

Отмечают себя на лесенке успеха, прощаются.



способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!