СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Ахматова- жизнь и творчество.Презентация к уроку литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к уроку литературы по творчеству А.А.Ахматовой, рассчитана она на весь урок.Студенты готовят выразительное чтение стихотворений поэтессы, поэмы "Реквием" (по главам), кроме того, включены видеоролики с романсом на стихи А,А,Ахматовой и с чтением стихотворения Аллой Демидовой.Урок завтра.Продолжительность урока в колледже-2 часа.Видеоролики нашла в Ютубе, фон для презентации опять скачала у Нигматуллина Рамиля Марсвича, Спасибо Вам, уважаемый коллега!

Просмотр содержимого документа
«А.А.Ахматова- жизнь и творчество.Презентация к уроку литературы.»

 Ахматова  Анна Андреевна (1889-1966) Автор презентации-Карелина Елена Григорьевна- преподаватель Вельского экономического колледжа Архангельской области 2017г.

Ахматова

Анна Андреевна

(1889-1966)

Автор презентации-Карелина Елена Григорьевна-

преподаватель Вельского экономического колледжа

Архангельской области

2017г.

Цель урока: -Знакомство с жизненным и творческим путём известной русской поэтессы 20 века А.А.Ахматовой  Задачи: -составить хронологическую таблицу о жизни и творчестве А.Ахматовой, -прочитать и проанализировать поэму «Реквием», -прочитать стихотворение А.Ахматовой «Родная земля», -подготовить ответ на вопрос «Что вы можете сказать о гражданской позиции поэтессы на протяжении всей жизни?»

Цель урока:

-Знакомство с жизненным и творческим путём известной русской поэтессы 20 века А.А.Ахматовой

Задачи:

-составить хронологическую таблицу о жизни и творчестве А.Ахматовой,

-прочитать и проанализировать поэму «Реквием»,

-прочитать стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»,

-подготовить ответ на вопрос «Что вы можете сказать о гражданской позиции поэтессы на протяжении всей жизни?»

 Анна Андреевна Ахматова – знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.  И в мире нет людей бесслезней,  надменнее и проще нас …  А. Ахматова

Анна Андреевна Ахматова знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.

И в мире нет людей бесслезней,

надменнее и проще нас

А. Ахматова

Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе, в семье морского инженера. В семье было четверо детей. Детство её прошло «у самого синего моря», училась в Мариинской гимназии в Царском Селе, в гимназии города Евпатория, затем в Киеве в Фундуклеевской гимназии. Она посещала историко-литературные, женские курсы.  Семья Горенко. И. Э. Горенко, А.А. Горенко,  Рика (на руках), Инна, Анна, Андрей.  Около 1894 г. 

Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе, в семье морского инженера.

В семье было четверо детей.

Детство её прошло «у самого синего моря», училась в Мариинской гимназии в Царском Селе, в гимназии города Евпатория, затем в Киеве в Фундуклеевской гимназии. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Семья Горенко. И. Э. Горенко, А.А. Горенко,

Рика (на руках), Инна, Анна, Андрей.

Около 1894 г. 

Анна встретила Николая Гумилёва еще будучи ученицей Царскосельской женской гимназии.  Их встреча произошла на одном из вечеров в гимназии. Увидев Анну, Гумилев был очарован, и с тех пор нежная и изящная девушка с темными волосами стала постоянной его музой в творчестве. Поженились они в 1910 году. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова

Анна встретила Николая Гумилёва еще будучи ученицей Царскосельской женской гимназии.  Их встреча произошла на одном из вечеров в гимназии. Увидев Анну, Гумилев был очарован, и с тех пор нежная и изящная девушка с темными волосами стала постоянной его музой в творчестве. Поженились они в 1910 году.

Николай Степанович Гумилёв и

Анна Андреевна Ахматова

1912г.-в семье родился сын Лев Гумилёв, будущий известный историк. В этом же году выходит первый сборник стихов А.Ахматовой -  «Вечер». В 1914 -второй сборник «Четки», он принес Анне Андреевне настоящую известность. 1917- третья книга «Белая стая», в два раза большим тиражом.  Н.С.Гумилёв и А.А.Ахматова с сыном Львом

1912г.-в семье родился сын Лев Гумилёв, будущий известный историк.

В этом же году выходит первый сборник стихов А.Ахматовой - «Вечер».

В 1914 -второй сборник «Четки», он принес Анне Андреевне настоящую известность.

1917- третья книга «Белая стая», в два раза большим тиражом.

Н.С.Гумилёв и А.А.Ахматова с сыном Львом

1925 г.-вышел очередной сборник стихов Ахматовой. После этого НКВД долгие годы не пропускала никакое творчество этой поэтессы и именовала его

1925 г.-вышел очередной сборник стихов Ахматовой. После этого НКВД долгие годы не пропускала никакое творчество этой поэтессы и именовала его "провокационным и антикоммунистическим". 

По данным историков,  Сталин положительно отзывался об Ахматовой. Тем не менее, это не помешало ему наказать поэтессу после ее встречи с английским философом и поэтом Берлином. Ахматову исключили из Союза писателей, тем самым фактически обрекли на прозябание в нищете. Талантливая поэтесса была вынуждена долгие годы заниматься переводами. Но стихи писать она не перестала.

Личная жизнь. В 1918 году в жизни поэтессы произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко. А в 1921 году по ложному доносу Николай Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась. В 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом  Н. Пуниным. Изучая биографию Анны Ахматовой, стоит отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 14 лет пробыл в заключении.

Личная жизнь.

В 1918 году в жизни поэтессы произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко.

А в 1921 году по ложному доносу Николай Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась.

В 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом

Н. Пуниным.

Изучая биографию Анны Ахматовой, стоит отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь.

Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 14 лет пробыл в заключении.

20-30-е годы. Живёт А. Ахматова в Царском Селе - духовном и художественном истоке всего её творчества. Здесь всё пронизано духом пушкинской поэзии, это даёт ей силы жить. Здесь столько лир повешено на ветках, Но и моей как будто место есть. Пишет статьи о Пушкине, об архитектурных памятниках Царского Села, переводит. Основные темы творчества - любовь, предназначение поэта. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…

20-30-е годы.

Живёт А. Ахматова в Царском Селе - духовном и художественном истоке всего её творчества. Здесь всё пронизано духом пушкинской поэзии, это даёт ей силы жить.

Здесь столько лир повешено на ветках,

Но и моей как будто место есть.

Пишет статьи о Пушкине, об архитектурных памятниках Царского Села, переводит. Основные темы творчества - любовь, предназначение поэта.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

Внутренняя природа её стихов всегда была глубоко реалистичной, её Муза близка некрасовской: Дай мне долгие годы недуга, Задыханье, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар- Так молюсь за своей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. «Я всегда была с моим народом…»-задолго до «Реквиема» она предопределила для себя главное - быть вместе с отчизной на всех её путях и перепутьях. И она пережила вместе со своим народом, вместе со своей родиной всё, что выпало на её долю.

Внутренняя природа её стихов всегда была глубоко реалистичной, её Муза близка некрасовской:

Дай мне долгие годы недуга,

Задыханье, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар-

Так молюсь за своей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

«Я всегда была с моим народом…»-задолго до «Реквиема» она предопределила для себя главное - быть вместе с отчизной на всех её путях и перепутьях. И она пережила вместе со своим народом, вместе со своей родиной всё, что выпало на её долю.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души. Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.  … Изгнания воздух горький —  Как отравленное вино.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.

Изгнания воздух горький — Как отравленное вино.

Поэма «Реквием»(1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме

Поэма «Реквием»(1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме "Кресты". Одна из женщин спросила, сможет ли она ЭТО описать. После этого Ахматова начала писать "Реквием".

Кстати, Пунина арестуют почти в то же время, что и сына Ахматовой. Но Пунина вскоре отпустят, а вот Лев остался в тюрьме.

Попробуем проанализировать поэму!  Какие факты жизни А. Ахматовой легли в основу поэмы? Как бы вы определили жанр этого произведения? Что вы можете сказать о композиции поэмы? От чьего имени ведётся повествование в произведении? Как вы думаете, с какой целью написала А.Ахматова поэму «Реквием», какова идея произведения? Какие изобразительно-выразительные средства использует поэтесса?

Попробуем проанализировать поэму!

  • Какие факты жизни А. Ахматовой легли в основу поэмы?
  • Как бы вы определили жанр этого произведения?
  • Что вы можете сказать о композиции поэмы?
  • От чьего имени ведётся повествование в произведении?
  • Как вы думаете, с какой целью написала А.Ахматова поэму «Реквием», какова идея произведения?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэтесса?
Подведём итоги! Выводы надо записать в рабочую тетрадь!

Подведём итоги!

Выводы надо записать в рабочую тетрадь!

Анализ поэмы «Реквием» В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий. Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовано оно было только в 1988 году.

Анализ поэмы «Реквием»

В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовано оно было только в 1988 году.

Жанр - «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой. Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог»  В поэме речь идёт от имени лирического героя . Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Жанр - «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог»

В поэме речь идёт от имени лирического героя . Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров. Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы , которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты : Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор : «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы : «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения : «И старуха выла, как раненный зверь». В поэме присутствуют и символы : сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей. Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.

Автор использует различные тропы , которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты : Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор : «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы : «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения : «И старуха выла, как раненный зверь».

В поэме присутствуют и символы : сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.

В1940г. выходит шестой сборник «Из шести книг».   1941 — войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.  В него вошли стихотворения «Мужество», «Клятва» и др.

В1940г. выходит шестой сборник «Из шести книг».

1941 — войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений. 

В него вошли стихотворения «Мужество», «Клятва» и др.

1946 — Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.   «Одна на скамье подсудимых Почти что полвека сижу…»-напишеи она в эти дни.

1946 — Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей. 

«Одна на скамье подсудимых

Почти что полвека сижу…»-напишеи она в эти дни.

О.Э.Мандельштам и А.А.Ахматова А.А.Ахматова и Б.Л.Пастернак

О.Э.Мандельштам и А.А.Ахматова

А.А.Ахматова и Б.Л.Пастернак

В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень. На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты. 

В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.

На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты. 

1966г.  5 марта —Анна Андреевна Ахматова умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.    7 марта — в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. «Жить — так на воле,  Умирать — так дома»-  А.Ахматова

1966г.

5 марта —Анна Андреевна Ахматова умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.  7 марта — в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой.

«Жить — так на воле, Умирать — так дома»-

А.Ахматова

Похоронена А.А.Ахматова на Комаровском кладбище под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова. 

Похоронена А.А.Ахматова на Комаровском кладбище под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова. 

Родная земля-1961г. В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит,  Не кажется обетованным раем. Не делаем её в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах, И мы мелем, имесим, и крошим Тот ни в чём не замешанный прах. Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно – своею.

Родная земля-1961г.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах,

И мы мелем, имесим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

-Что вы можете сказать о гражданской позиции А.А.Ахматовой на протяжении всей жизни? Афоризмы А.А.Ахматовой: - Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же. - Ни отчаянья, ни стыда, ни теперь, ни потом, ни тогда! - Дар поэта невозможно забрать, кроме таланта ему ничего не нужно.

-Что вы можете сказать о гражданской позиции А.А.Ахматовой на протяжении всей жизни?

Афоризмы А.А.Ахматовой:

- Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же.

- Ни отчаянья, ни стыда, ни теперь, ни потом, ни тогда!

- Дар поэта невозможно забрать, кроме таланта ему ничего не нужно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!