СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

900 дней мужества. Блокада Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый классный час в 7 классе, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. в тексте мероприятия включены стихи, документальное видео, презентация

Просмотр содержимого документа
«900 дней мужества. Блокада Ленинграда.»

Тема: «900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
3.Приобщить учащихся к истории Отечества;

Оборудование:

экспозиция фотографий и продуктов блокадного Ленинграда, мультимедийная презентация, документальный фильм «Савичевы».

Ход классного часа:

1. Вводная беседа

- Сегодня наш классный час посвящен одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу.Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. (слайд 2-5).

Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.

-Ребята, как вы считаете, почему на классном часе речь пойдет об этом

удивительном городе?

Санкт-Петербург-это (слайд 6 ) не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

2. Основная часть

-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без

предупреждения напали на нашу Родину (слайд 7). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград (слайд 8)

-Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей (слайд9 )

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, отрезав Ленинград от всей страны. (слайд 10)

- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада - окружение города со всех сторон

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.



-Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. (слайд 11) В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов.

-Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Днем они обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

-Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

- Больше всего людей терзал голод. (слайд12-13 ) С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег

-Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба .Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. (слайд 14)

Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

 В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.



Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. 

-Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. (слайд 15-16) Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера

  От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.По этой дороге В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали

«Дорогой жизни».

О, да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели 
По озеру в голодный город.
Холодной ровный свет луны.
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно:
– К заре сказали привезут…
– Гражданочки, держаться можно…
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза, 
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогреешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасен?
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег и ход мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зори.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.





- Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. (слайд17-18 )

Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. 

- Смерть входила во все дома. Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение.

Гасли котлы электростанций — останавливались станки, машины, остановился ленинградский трамвай.  Анна  ходила 2 часа в одну сторону и 2 часа в другую. Она могла бы не ходить, а спать в цехе, но в общежитии  жила старая работница, которая уже не могла ходить. Анна приносила ей жженые крошки, осыпавшиеся из форм, и хотя крошек тех было немного — формы, смазанные машинным маслом, были скользкие, а хлеб вязкий, как глина, — пожилая женщина пила крошки с водой и жила. А Анна снова шла на работу. Шестая печь и до войны имела электрический привод. Но электричества не было… Но, кроме мотора,  у печи было некое приспособление, напоминающее ворот. К нему в бессветные ночи вместе с другими работницами становилась Анна Горохова. На себе, на своих тощих плечах беспрерывно тащили они этот конвейер — хоть умри. Потому что остановить — это значит сжечь хлеб. Хлеб, которым они кормили Ленинград и который ели сами. Их паек отличался лишь тем, что они такие же, как у других, граммы получали теплыми.



Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек.

- В осаждённом Ленинграде работали 39 школ. (слайд 19) Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Они учились, несмотря ни на что. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.

    В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. (слайд 20) Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.  Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.



-Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. (слайд 21) На втором километре Дороге жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». (слайд 22) С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в  12 часов 30 минут утра 1941года.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».  

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

 «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

 «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»



На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги... и всё это было счастье. Но вот грянула война.

В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:



 «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 



-В этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. (слайд 23) Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

Уходили на фронт новые бойцы, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий.

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

-Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. (слайд 24) Недаром 30 января 1942 г. Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. 

-И только 27 января 1944 года, (слайд 25-26) враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.

За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.



Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда. (слайд 27) Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.

В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта» (слайд 28), созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни» (слайд 29).

- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома).

3. Просмотр документального фильма «Савичевы».

https://www.youtube.com/watch?v=ABGjQjwqzHs

+! Трагедия блокадного Ленинграда в дневнике Тани Савичевой. Архивные кадры. Просмотр видео



-А сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о семье Савичевых проживавших в блокадном Ленинграде, чтобы более полно могли прочувствовать всю тягость войны.

4. Заключение.

-Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

-Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей, которую должен помнить каждый. И беречь, и хранить то, что имеем сегодня.

© Александр Форш в своем произведении «Дети жемчужной Медведицы» писал:

— Дед, а как предки могут нас охранять, если они померли давно?

— Предки всегда рядом, — прижимая внука к груди, улыбался шаман. Перед глазами его проплывали лица тех, кто когда-то жил на этой земле.

— Выходит, они хорошие, ну предки эти, если мы про них помним?

— Помнить нужно всех: одних, чтобы гордиться, других же, чтобы не повторить их ошибок.

Рефлексия: А как вы понимаете последний диалог?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!