Древнерусская литература. «Повесть временных лет»
«Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя…»
(А.С. Пушкин «Борис Годунов»)
Книги появились на Руси вместе с христианством – в X веке из Византии.
Кирилл и Мефодий – создатели славянского алфавита и старославянского (церковнославянского) языка.
«Принятие христианства в Русском государстве в 988 г. потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвящённых нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно, на основании переводных произведений «Речь философа», включённая затем в состав древнейшей русской летописи.
«Речь философа» – это изложение всемирной истории с христианской точки зрения . Оно было сделано в форме речи, обращённой к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира».
Доминирующая идея – патриотизм. Литература в Древней Руси появилась в XI-XII веках. Основной жанр – летопись, в котором рассказывалось о важных походах русских князей, прославлялись их героические подвиги, описывалась жизнь святых.
Первый летописец на Руси – монах Никон.
«Повесть временных лет» – плод творчества нескольких поколений летописцев (Нестор и Сильвестр).
«Повесть временных лет» - древнейший из дошедших до нас древнерусских летописных памятников, общее литературное наследие народа России, Украины и Белоруссии.
«Повесть временных лет» явилась не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси… Можно смело утверждать, что никогда, ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и литературного умения».
Ярослав Мудрый – правитель, собравший русские земли после междоусобной войны между братьями. Он положил начало составлению на Руси закона, издав «Правду Ярослава», с которой начинается знаменитая «Русская Правда».
Жанры древнерусской литературы
Летопись – погодные (по годам) записи: военные походы князей, набеги кочевников, природные катаклизмы. Даты велись от сотворения мира (например, Крещение Руси датировалось не 988, а 6496 годом).
Послание – обычно пользовалось в публицистических целях.
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина»)
Житие – описание жизни святого, который проходит ряд испытаний, чтобы стать таковым.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, их автор хотел донести до читателя: он поучал его.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (с. 73-82)