Актуализация изученного материала. | Словарная работа: Золотые отблески природы, застыли в оцепенении, расцвело последним цветом, надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, взрыв эмоций и чувств, вдохновенный творец, предназначение, лирическое время года, пейзажная2 лирика. Индивидуальная работа по карточкам (у доски): Я хотел, чтоб сердце глуше Вспоминало сад и лето, Где под музыку лягушек Я растил себя поэтом. 5(пунктуационный разбор) (С.Есенин) Дополнительные вопросы: - Определи тип первого придаточного. - Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными. 2. Нечаянный лист прошуршит И кратким паденьем внушит, Что осень собой означает.4 (Ю.Гречко) Дополнительные вопрос: – В роли «скрепы» в твоем предложении выступило союзное слово что. Как отличить союз от союзного слова? Работа с толковыми словарями (Реализация индивидуального задания ученика) – Как вы понимаете значение сочетания «пейзажная лирика»? (Стихи, посвященные изображению природы) – А что такое пейзаж? сюита? Мы будем наблюдать, как сегодня эти понятия переплетутся, соединятся в нечто неразрывное. Давайте обратимся к словарю. По страницам словарей: ПЕЙЗАЖ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage — суф. производное от pays (Этимологический словарь, 2004 г.) ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage]. 1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов. (Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.) СЮИ'ТА, ы, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; С. Баха. С. из оперы «Снегурочка». (Словарь русского языка С.И.Ожегов.) | Записывают словарные слова, комментируют орфограммы. 2 учащихся работают индивидуально у доски по карточкам, отвечают на дополнительные вопросы, связанные со знанием теоретического материала. Знакомятся со словарными словами, записывают их в тетрадь, дают толкование слов. |
Изучение нового материала. | Работа с текстом. - Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным. Давайте обратимся к тексту. В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. (Из периодической печати) Вопросы и задания: – Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе) – Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке) – Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо. (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.) –На основе данного предложения заполните таблицу: 1. Вид придаточного предложения | определительное | 2. Вопрос. | какой? | 3. Контактное слово (часть речи) | к сущ. | 4. Средства связи. | союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др. | 5. Возможны указательные слова. | тот, такой | 6. Позиция по отношению к контактному слову | всегда постпозиция | – Творческое задание подготовить речь «Я – придаточное определение». | Определяют тему и основную мысль текста, выписывая предложение, в котором она заключена. Выполняют графический анализ предложения, определяют вид придаточного предложения. Составляют опорную схему и записывают ее в тетрадь - справочник. Составляют монологическое высказывание «Я – придаточное определение», рассказывают в другой в группе – прием «Посол» ФО выступающих «послов» - «Светофор» |
Закрепление. | Работа в группах. Карточка для 1 группы: 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.) 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец) 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.) Карточка для 2 группы: 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин) 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев) 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой) Карточка для 3 группы: 1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков) 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет) Карточка для 4 группы: 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский) 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов) 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов) Конструирование предложений, синтаксическая замена. – Замените причастный оборот придаточным определительным: Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая) Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что) Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие) – А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы. (В 1-3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края.) Проблемный вопрос: - Для какой речи характерно использование причастного оборота, а в каких случаях мы можем использовать СПП с определительным придаточным? - Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи. Творческая работа. – Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? ( Об осени, предложение СПП с придаточным определительным) – Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны. Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины, Что становится явной вся тайная суть естества,- Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят - Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача - И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят - Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча... Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе, Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом, Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе И о многом другом еще можно подумать, о многом другом. – О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». – Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе. …, какие кружились вчера в незатейливом танце. …, которые радуются последним теплым лучам. …, что пестреет на увядающей траве. …, что благоухают свежестью. …, которое наполнено чувством безысходной грусти. …, который словно жалеет о чем-то. | Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему. Взаимопроверка - прием «Карусель». ФО: «Светофор» Сверяют со слайдом презентации Выполняют работу в группе. Взаимопроверка - прием «Карусель». ФО: «Светофор» Сверяют со слайдом презентации. Высказывают предположение об использовании предложений с ПО и СПП с определительным придаточным, аргументируют свой ответ. Создают творческую работу по теме (4-5 предложений), используя предложенные конструкции и словарные слова (работа может быть индивидуальной – «Авторский стул»; при групповой работе заслушиваются работы всех групп) ФО: «Светофор» |