Урок геометрии 9 класс по теме "Объемы параллелепипеда и призмы"
Тема урока: “ Объемы параллелепипеда и призмы”
Цели: формировать навыки и умения применения формул объема параллелепипеда и призмы при решении различных задач; развивать внимание, точность измерений, воспитывать самооценку.
Методические задачи:
Повторить свойства объема, стандартные и нестандартные единицы объема, формулы объема параллелепипед и призмы, используя мультимедийный диск “Уроки Кирилла и Мефодия”.
Выяснить, из какого материала изготовлен брусок, выполнив лабораторную работу по физике.
Решить две задачи по данной теме, используя мультимедийный диск “Уроки Кирилла и Мефодия” и учебник.
Выполнить практическую работу.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, мультимедиа ( приложение 1- современные технологии мультимедиа), наглядный, практический, эксперимент.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, диск “ Уроки Кирилла и Мефодия”, рычажные весы, набор грузов, линейка, брусок, модели фигур параллелепипеда и призмы.
Демонстрации:
Презентация.
Анимация: параллелепипед и призма.
Нахождение плотности вещества.
План.
Организация начала урока.
Актуализация знаний учащихся.
Физический практикум.
Решение геометрической задачи.
Практическая работа.
Подведение итогов.
Информация о домашнем задании, инструкция выполнения.
Ход урока
Организация начала урока. ( презентация – диск)
Актуализация знаний учащихся.
Дайте определение понятия объема;
Сформулируйте основные свойства объема.
Назовите стандартные единицы измерения объемов. (мультимедиа в образовании “ Уроки Кирилла и Мефодия” - диск)
Назовите нестандартные единицы измерения объемов. (мультимедиа в образовании “ Уроки Кирилла и Мефодия” - диск)
3.Физический практикум.( практическая геометрия).
Слово предоставляется моим помощникам. Двое учащиеся выполняют лабораторную работу по физике, первый ученик демонстрирует эксперимент, второй записывает результаты измерений на доске и выполняет вычисления. ( За индивидуальную подготовку и выполнение лабораторной работы ученику получают оценку).
Приборы и материал: рычажные весы, набор грузов, линейка, брусок (прямоугольный параллелепипед).
Задача.
Сделать соответствующие измерения и определить, из какого материала изготовлен брусок.
Дано: m=21,3 г, a=4см, в=2,5 см, с=0,8 см.
Найти: .
Решение.
V=abc
=2,7 (г./см3)
Используем таблица плотностей. ( презентация – диск)
Ответ: брусок изготовлен из алюминия.
4.Решение геометрических задач.
Решение задачи на компьютере, запись задачи в тетрадь с комментариями учащихся. Приложение 3 (мультимедиа в образовании “ Уроки Кирилла и Мефодия” - диск)
Решение задачи из учебника Погорелова А.В. Геометрия 10-11,стр. 108 №28. Приложение 5(методика решения задач по геометрии).
Дано: правильная треугольная призма, а=4см, в=5см, с=7см, H=h, h-большая высота основания.
Найти: V.
Решение.
V= Sосн.Н
По формуле Герона Sосн.=v 8(8-4)(8-5)(8-7) = 4v6 (см2).
Наибольшая высота треугольника является та, которая проведена к наименьшей стороне. Используем метод площадей.
ah,
Ответ: V= 48см3.
5.Практическая работа. ( практическая геометрия).
Найти объемы фигур, сделав нужные измерения.
( Каждый ученик получает геометрическую фигуру параллелепипеда и призмы, выполняет нужные измерения, находит объем данных фигур, работа оценивается ) .
6.Подведение итогов. ( презентация – диск)
7.Информация о домашнем задании, инструкция выполнения. Д\З № 29 п.69, п.7.
Современные технологии мультимедиа.
Когда в моем распоряжении в школе появился компьютер, позволило работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Я стала на уроках систематически использовать современные технологии мультимедиа.
Специфику средств мультимедиа невозможно понять без знания видов (типов) информации и способов ее представления, что является предметом изучения информатики. Остановимся лишь на основных аспектах классификации информации, значимых для изучения мультимедиа-технологий.
Термин информация уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий "сведениям передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений".
Существует несколько критериев, согласно которым информация может быть классифицирована. В качестве первого критерия может быть использован широко распространенный принцип выделения видов восприятия информации человеком, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. С точки зрения изучения мультимедиа целесообразно рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:
1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;
2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь;
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, анимации привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых школьники, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения. Очевидно, что и сами видеоматериалы, используемые в образовании, качественно изменились, в том числе, и благодаря использованию соответствующих средств мультимедиа.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
(видеофильм).
Мультимедиа способствует:
1. Стимулированию восприятие и осознание информации;
2. Повышению мотивации школьников к учению;
3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Мультимедийный диск “ Уроки Кирилла и Мефодия”
Практическая геометрия.
Обучение геометрии в школе характеризуется тем, что изучаемые понятия имеют высокий уровень абстракции, изложение материала является систематическим и логически строгим. Зачастую возникает отрыв от жизненного опыта учащихся, накопленных школьниками наглядных представлений. Приобретаемые в процессе обучения геометрии умения имеют большую практическую значимость.
Цели изучения этого блока содержания:
формирование практических геометрических умений у учащихся
создать условия для развития жизненного опыта учащихся в процессе практического использования сформированных в курсе геометрии теоретических понятий и методов.
На этом уроке я использую несколько приемов:
применение геометрических знаний при выполнении лабораторной работы по физике (интегрированный подход), два сильных ученика получают задание, подготовить, а на уроке геометрии продемонстрировать классу выполнение лабораторной работы по физике, используя формулы объема;
выполнение практической работы, ученикам предлагаются различные геометрические фигуры параллелепипеда и призмы, они должны сделать соответствующие измерения и по формуле найти объем данной фигуры ( создаются условия для развития применения геометрических знаний в практической деятельности)
Методика решения задач по геометрии.
При решение геометрических задач я использую особую методику. Решение геометрических задачи один из самых трудных вопросов математики. Чтобы понять условие задачи, я всегда прошу детей записать краткое ее содержание. В своей практике приходилось сталкиваться с тем, что не все ученики отдают этому вопросу должное внимание. Решение каждой математической задачи осуществляется по четырем основным этапам:
1. понимание условия и требования задачи, ясное усвоение и осмысливание отдельных элементов условия;
2. составление плана решения;
3. практическая реализация плана во всех его деталях;
4. окончательное рассмотрение задачи и ее решения с целью усвоения тех моментов, которые могут стать полезными для дальнейшего решения задач.
Особое внимание я уделяю первому этапу решения. Часто поиск учащимся правильного решения задачи обрывается именно в самом начале, учащийся теряет веру в свои силы.
Поэтому, прежде чем, непосредственно приступать к решению задачи, нужно охватить условие задачи в целом, вжиться в нее, суметь отметить ее особенности, наметить в общих чертах возможные направления решения и вспомнить относящиеся к этим направлениям разделы теории.
Таким образом, отсутствие должного внимания к работе на первом этапе решения может сразу привести к ошибочному результату. Для выработки правильного понимания школьниками поставленной задачи можно рекомендовать соблюдение следующих требований.
1) Начинайте изучение условия задачи с аккуратно выполненных и наглядных чертежей . Помните, что правильное геометрическое представление условия задачи означает по существу четкое, ясное и конкретное представление о всей задачной ситуации в целом.
4) Представьте ясно и детально все основное, связанное с данной задачей. Обстоятельно выясните, что дано, что надо найти; выделите при этом главное в тексте условия задачи и сконцентрируйте на нем свое внимание. Выделите на чертеже, данные величины синим или зеленым цветом, а искомые величины красным цветом. Ученику наглядно видно, что дано в задаче, что надо найти, и что для этого надо сделать.
3) Проверьте тщательно каждое выдвигаемое в процессе решения задачи положение контрольными вопросами вида: что это означает, какие имеются основания для данного утверждения, какую пользу можно извлечь из данного факта?
4) Проверьте, однозначно ли сформулирована задача. Нет ли в условии задачи избыточных или недостающих данных?