СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Презентация к уроку №18/18. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Презентация к уроку №18/18. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.»

9 класс. Урок 18/18. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.  

9 класс. Урок 18/18.

Прямолинейное

и криволинейное движение.

Движение тела по окружности

с постоянной по модулю скоростью.

 

Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   4. Ракета пролетает на расстоянии, равном 5000км от поверхности Земли. Можно ли рассчитывать действующую на космическую ракету силу тяжести, принимая g=9,8м/с 2 ? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.) Ответ поясните.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 4. Ракета пролетает на расстоянии, равном 5000км от поверхности Земли. Можно ли рассчитывать действующую на космическую ракету силу тяжести, принимая g=9,8м/с 2 ? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.) Ответ поясните.
Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   4. Ракета пролетает на расстоянии, равном 5000км от поверхности Земли. Можно ли рассчитывать действующую на космическую ракету силу тяжести, принимая g=9,8м/с 2 ? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.) Ответ поясните. Нельзя, так как на этой высоте ускорение свободного падения 8,45м/с 2 .

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 4. Ракета пролетает на расстоянии, равном 5000км от поверхности Земли. Можно ли рассчитывать действующую на космическую ракету силу тяжести, принимая g=9,8м/с 2 ? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.) Ответ поясните.
  • Нельзя, так как на этой высоте ускорение свободного падения 8,45м/с 2 .
Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   5. Ястреб в течение некоторого времени может парить на одной и той же высоте над Землёй. Значит ли это, что на него не действует сила тяжести? Что произойдёт с ястребом, если он сложит крылья?

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 5. Ястреб в течение некоторого времени может парить на одной и той же высоте над Землёй. Значит ли это, что на него не действует сила тяжести? Что произойдёт с ястребом, если он сложит крылья?
Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   5. Ястреб в течение некоторого времени может парить на одной и той же высоте над Землёй. Значит ли это, что на него не действует сила тяжести? Что произойдёт с ястребом, если он сложит крылья? На ястреба действует сила тяжести, и если он сложит крылья, то он упадёт на Землю.

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 5. Ястреб в течение некоторого времени может парить на одной и той же высоте над Землёй. Значит ли это, что на него не действует сила тяжести? Что произойдёт с ястребом, если он сложит крылья?
  • На ястреба действует сила тяжести, и если он сложит крылья, то он упадёт на Землю.
Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   6*. С Земли стартует космическая ракета. На каком расстоянии от поверхности Земли сила тяжести ракеты будет в 4 раза меньше, чем перед стартом; в 9 раз меньше, чем перед стартом? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.)

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 6*. С Земли стартует космическая ракета. На каком расстоянии от поверхности Земли сила тяжести ракеты будет в 4 раза меньше, чем перед стартом; в 9 раз меньше, чем перед стартом? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.)
Проверка домашнего задания. Упражнение 16.   6*. С Земли стартует космическая ракета. На каком расстоянии от поверхности Земли сила тяжести ракеты будет в 4 раза меньше, чем перед стартом; в 9 раз меньше, чем перед стартом? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.) h 1 =6400км h 2 =12800км

Проверка домашнего задания.

  • Упражнение 16.
  •  
  • 6*. С Земли стартует космическая ракета. На каком расстоянии от поверхности Земли сила тяжести ракеты будет в 4 раза меньше, чем перед стартом; в 9 раз меньше, чем перед стартом? (Известно, что радиус Земли приблизительно равен 6400км.)
  • h 1 =6400км
  • h 2 =12800км
Опрос. 1. Верно ли, что притяжение тел к Земле является одним из примеров всемирного тяготения?

Опрос.

  • 1. Верно ли, что притяжение тел к Земле является одним из примеров всемирного тяготения?
Опрос. 1. Верно ли, что притяжение тел к Земле является одним из примеров всемирного тяготения?  Верно.

Опрос.

  • 1. Верно ли, что притяжение тел к Земле является одним из примеров всемирного тяготения?

  • Верно.
Опрос. 2. Как меняется сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли?

Опрос.

  • 2. Как меняется сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли?
Опрос. 2. Как меняется сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли? Сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли, уменьшается.

Опрос.

  • 2. Как меняется сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли?
  • Сила тяжести, действующая на тело, при его удалении от поверхности Земли, уменьшается.
Опрос. 3. По какой формуле можно рассчитывать действующую на тело силу тяжести, если оно находится на небольшой высоте над Землёй?

Опрос.

  • 3. По какой формуле можно рассчитывать действующую на тело силу тяжести, если оно находится на небольшой высоте над Землёй?
Опрос. 3. По какой формуле можно рассчитывать действующую на тело силу тяжести, если оно находится на небольшой высоте над Землёй?

Опрос.

  • 3. По какой формуле можно рассчитывать действующую на тело силу тяжести, если оно находится на небольшой высоте над Землёй?
Опрос. 4. В каком случае сила тяжести, действующая на одно и то же тело, будет больше: если это тело находится в экваториальной области земного шара или на одном из полюсов? Почему?

Опрос.

  • 4. В каком случае сила тяжести, действующая на одно и то же тело, будет больше: если это тело находится в экваториальной области земного шара или на одном из полюсов? Почему?
Опрос. Значения коэффициента g (а значит, и значения силы тяжести) зависят также от географической широты места на земном шаре. Оно меняется от 9,78м/с 2 на экваторе до 9,83м/с 2 на полюсах, то есть на полюсах оно чуть больше, чем на экваторе. Это и понятно: ведь Земля имеет не строго шарообразную форму. Она немного сплюснута у полюсов, поэтому расстояние от центра Земли до полюсов R п меньше, чем до экватора R э . А согласно закону всемирного тяготения, чем меньше расстояние между телами, тем больше сила притяжения между ними.

Опрос.

  • Значения коэффициента g (а значит, и значения силы тяжести) зависят также от географической широты места на земном шаре. Оно меняется от 9,78м/с 2 на экваторе до 9,83м/с 2 на полюсах, то есть на полюсах оно чуть больше, чем на экваторе. Это и понятно: ведь Земля имеет не строго шарообразную форму. Она немного сплюснута у полюсов, поэтому расстояние от центра Земли до полюсов R п меньше, чем до экватора R э . А согласно закону всемирного тяготения, чем меньше расстояние между телами, тем больше сила притяжения между ними.
Опрос. 5. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне?

Опрос.

  • 5. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне?
Опрос. 5. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне? Ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

Опрос.

  • 5. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне?
  • Ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
Изучение нового материала. Демонстрация прямолинейного и криволинейного движения (рисунок 18).

Изучение нового материала.

  • Демонстрация прямолинейного и криволинейного движения (рисунок 18).
Изучение нового материала. Демонстрация прямолинейного и криволинейного движения. Видеоролик: «Взаимодействие стального шарика с магнитом.»

Изучение нового материала.

  • Демонстрация прямолинейного и криволинейного движения.
  • Видеоролик:
  • «Взаимодействие стального шарика с магнитом.»
Изучение нового материала. Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно, а если вдоль пересекающихся прямых, тело движется криволинейно.

Изучение нового материала.

  • Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно, а если вдоль пересекающихся прямых, тело движется криволинейно.
Изучение нового материала. Криволинейная траектория движения материальной точки ABCDEF может быть представлена в виде совокупности дуг окружностей разных радиусов.

Изучение нового материала.

  • Криволинейная траектория движения материальной точки ABCDEF может быть представлена в виде совокупности дуг окружностей разных радиусов.
Движение тела по окружности постоянной по модулю скоростью.  (Равномерное движение тела по окружности.) Модуль вектора скорости остаётся постоянным, направление вектора скорости постоянно меняется и направлено по касательной к окружности, по которой движется тело.

Движение тела по окружности постоянной по модулю скоростью. (Равномерное движение тела по окружности.)

  • Модуль вектора скорости остаётся постоянным, направление вектора скорости постоянно меняется и направлено по касательной к окружности, по которой движется тело.
Движение тела по окружности постоянной по модулю скоростью.  (Равномерное движение тела по окружности.) Модуль вектора скорости остаётся постоянным, направление вектора скорости постоянно меняется и направлено по касательной к окружности, по которой движется тело.

Движение тела по окружности постоянной по модулю скоростью. (Равномерное движение тела по окружности.)

  • Модуль вектора скорости остаётся постоянным, направление вектора скорости постоянно меняется и направлено по касательной к окружности, по которой движется тело.
Изучение нового материала. Движение по окружности всегда происходит с ускорением.   Определение: «Ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в любой точке направлено к её центру. Поэтому оно называется центростремительным .»

Изучение нового материала.

  • Движение по окружности всегда происходит с ускорением.
  •  
  • Определение: «Ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в любой точке направлено к её центру. Поэтому оно называется центростремительным
Изучение нового материала. Движение по окружности всегда происходит с ускорением.   Определение: «Ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в любой точке направлено к её центру. Поэтому оно называется центростремительным .»

Изучение нового материала.

  • Движение по окружности всегда происходит с ускорением.
  •  
  • Определение: «Ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в любой точке направлено к её центру. Поэтому оно называется центростремительным
Изучение нового материала. а ц – центростремительное ускорение; v – линейная скорость; r – радиус окружности, по которой движется тело.   [ а ц ]=1м/с 2 ; [v]=1м/с; [r]=1м.

Изучение нового материала.

  • а ц – центростремительное ускорение;
  • v – линейная скорость;
  • r – радиус окружности, по которой движется тело.
  •  
  • [ а ц ]=1м/с 2 ;
  • [v]=1м/с;
  • [r]=1м.
Формулы для ОГЭ.

Формулы для ОГЭ.

Модуль угловой скорости.

Модуль угловой скорости.

Модуль линейной скорости.

Модуль линейной скорости.

Модуль центростремительного ускорения.

Модуль центростремительного ускорения.

Формулы для ОГЭ. ω – модуль угловой скорости; [ω]=1рад/с; α – угол поворота; [α]=1рад; t – время; [t]=1с; a ц – модуль центростремительного ускорения; [ a ц ]=1м/с 2 ; v – модуль линейной скорости; [v]=1м/с; R – радиус окружности; [R]=1м; ν – частота обращения; [ν]=1Гц; T – период обращения; [T]=1с.

Формулы для ОГЭ.

  • ω – модуль угловой скорости;
  • [ω]=1рад/с;
  • α – угол поворота;
  • [α]=1рад;
  • t – время;
  • [t]=1с;
  • a ц – модуль центростремительного ускорения;
  • [ a ц ]=1м/с 2 ;
  • v – модуль линейной скорости;
  • [v]=1м/с;
  • R – радиус окружности;
  • [R]=1м;
  • ν – частота обращения;
  • [ν]=1Гц;
  • T – период обращения;
  • [T]=1с.
Изучение нового материала. Сила, под действием которой тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в каждой точке направлена по радиусу окружности к её центру.

Изучение нового материала.

  • Сила, под действием которой тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в каждой точке направлена по радиусу окружности к её центру.
Изучение нового материала. F ц – центростремительная сила; m – масса тела; v – линейная скорость; r – радиус окружности, по которой движется тело.   [F ц ]=1Н; [m]=1кг; [v]=1м/с; [r]=1м.

Изучение нового материала.

  • F ц – центростремительная сила;
  • m – масса тела;
  • v – линейная скорость;
  • r – радиус окружности, по которой движется тело.
  •  
  • [F ц ]=1Н;
  • [m]=1кг;
  • [v]=1м/с;
  • [r]=1м.
Решение задач. 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется: а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью; б) по окружности с постоянной по модулю скоростью; в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью?

Решение задач.

  • 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется:
  • а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью;
  • б) по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью?
Решение задач. 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется: а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью; б) по окружности с постоянной по модулю скоростью; в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью? а) если тело движется прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, сонаправлен с вектором скорости.

Решение задач.

  • 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется:
  • а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью;
  • б) по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью?
  • а) если тело движется прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, сонаправлен с вектором скорости.
Решение задач. 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется: а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью; б) по окружности с постоянной по модулю скоростью; в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью? б) если тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, перпендикулярен вектору скорости.

Решение задач.

  • 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется:
  • а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью;
  • б) по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью?
  • б) если тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, перпендикулярен вектору скорости.
Решение задач. 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется: а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью; б) по окружности с постоянной по модулю скоростью; в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью? в) если тело движется прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, направлен противоположно вектору скорости.

Решение задач.

  • 1. Как направлена равнодействующая всех сил, приложенных к телу, если оно движется:
  • а) прямолинейно с увеличивающейся по модулю скоростью;
  • б) по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • в) прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью?
  • в) если тело движется прямолинейно с уменьшающейся по модулю скоростью, то вектор равнодействующей всех сил, приложенных к нему, направлен противоположно вектору скорости.
Решение задач. 2. Автомобиль массой 10 3 кг движется на повороте по дуге окружности радиусом 10м со скоростью 7м/с. Определите центростремительное ускорение автомобиля и действующую на его колеса силу трения, выполняющую роль центростремительной силы.

Решение задач.

  • 2. Автомобиль массой 10 3 кг движется на повороте по дуге окружности радиусом 10м со скоростью 7м/с. Определите центростремительное ускорение автомобиля и действующую на его колеса силу трения, выполняющую роль центростремительной силы.
Решение задач. 2. Автомобиль массой 10 3 кг движется на повороте по дуге окружности радиусом 10м со скоростью 7м/с. Определите центростремительное ускорение автомобиля и действующую на его колеса силу трения, выполняющую роль центростремительной силы. a ц =4,9м/с 2 F ц =4900Н

Решение задач.

  • 2. Автомобиль массой 10 3 кг движется на повороте по дуге окружности радиусом 10м со скоростью 7м/с. Определите центростремительное ускорение автомобиля и действующую на его колеса силу трения, выполняющую роль центростремительной силы.
  • a ц =4,9м/с 2
  • F ц =4900Н
Домашнее задание. §17, упражнение 17 (1, 2). §18, упражнение 18 (1-3).

Домашнее задание.

  • §17, упражнение 17 (1, 2).
  • §18, упражнение 18 (1-3).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!