8 класс | |
Урок №37-38 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет. Романтический герой в поэме. |
Цели: | познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; провести идейно-тематический анализ лирического произведения; актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера, выявить способы раскрытия романтического характера в поэме; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе; воспитывать интерес к творчеству поэта, учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений; прививать любовь к Родине; развивать ценностные представления (свобода – неволя, сила духа) |
Планируемые результаты | учащиеся определяют идейную направленность поэмы, структурные особенности произведения; характеризуют образ юноши-Мцыри, извлекают необходимую информацию из литературного текста и переводят её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); координируют личную деятельность с другими участниками в совместной работе; интерпретируют текст согласно предложенным заданиям, выражают личностное отношение к образу поэмы |
Тип урока: | урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности. |
Оборудование: | видеофрагменты, РМ для групповой работы, текст поэмы, заготовки «фишбоуна» |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя. - Желаю вам, чтобы вы были сегодня на уроке раскрыты для друг для друга, свободны в плане творческом, независимы, индивидуальны, интересны в своих суждениях. Подготовка к восприятию. Притча. Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: - Мне стало любопытно: что там, за той дверью? Король рассмеялся: - Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. - А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю. Помолчав, король ответил: - Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. Совместное целеполагание. | Приветствуют учителя. Прослушивают притчу, определяют ключевые слова. Записывают тему урока и эпиграф. «Узнать: для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?» Формулируют цели урока. |
Этап актуализации опорных знаний | Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений. 1. Композиция | А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов | 2. Тема | Б. Построение художественного произведения | 3. Идея | В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности | 4. Сюжет | Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира (то, о чем пишет автор) | | В карточках нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений. |
Операционно-деятельный этап | Создание проблемной ситуации. рукопись | поэма | «Бэри» - по-грузински «монах» | В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек. | французское изречение “Родина бывает одна” | “Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю” - взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. | – Познакомимся с этой легендой. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти. Дискуссионные вопросы. – Почему в рукописи поэма была озаглавлена по-другому? Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)? – Определите идею поэмы. Выводы: Мцыри – это человек, готовящийся стать монахом, послушник, заточенный в монастырских стенах не по своей воле. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. Ему чужда созерцательная жизнь в монастыре, поэтому он совершает отчаянный побег. Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы. Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. | Учащиеся высказывают предположения о замене названия и эпиграфа, на основе рассуждений формулируют идею поэмы. |
| Прием «Шесть шляп». Характеристика Мцыри. - А теперь давайте обратимся к образу главного героя и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами. "Белая шляпа": точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри. "Жёлтая шляпа": похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера. "Чёрная шляпа": отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны. "Красная шляпа": вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает. "Зелёная шляпа": судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения. "Синяя шляпа": вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы. - Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя. Мцыри Свободолюбивый, сильный Тоскует, убегает, умирает Жертвует жизнью ради свободы. Герой | Работа в группах. Выполняют задания согласно цвету шляпы, презентуют свою работу |
| Прием «Фишбоун». Образ романтического героя. - Сегодня мы продолжим разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?» Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун». - Какими романтическими чертами обладает Мцыри? - Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Предполагаемые ответы. 1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы. 2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие. 3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один. 4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. 5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя. | Заготовка фишбоуна. В «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки, характеризующие романтического героя в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. После окончания работы и обсуждения делаем вывод. |
Рефлексивно-оценочный этап | Метод «Займи позицию» - Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 5 предложений, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?) | Индивидуальная работа. Формулируют свое отношение к поэме письменно |
Домашнее задание | Подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова (4-5 вопросов). Диаграмма Венна. Романтический герой поэмы Пушкина «Цыганы» и поэмы Лермонтова «Мцыри» Выучить наизусть понравившийся отрывок | |