СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №37-38 М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет. Романтический герой в поэме.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; провести идейно-тематический анализ лирического произведения; актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера, выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;
  2. создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе;
  3. воспитывать интерес к творчеству поэта, учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений; прививать любовь к Родине; развивать ценностные представления (свобода – неволя, сила духа)

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №37-38 Поэма Лермонтова Мцыри»

8 класс


Урок №37-38

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма, ее эпиграф и сюжет. Романтический герой в поэме.

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; провести идейно-тематический анализ лирического произведения; актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера, выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;

  2. создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе;

  3. воспитывать интерес к творчеству поэта, учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений; прививать любовь к Родине; развивать ценностные представления (свобода – неволя, сила духа)

Планируемые результаты

учащиеся определяют идейную направленность поэмы, структурные особенности произведения; характеризуют образ юноши-Мцыри, извлекают необходимую информацию из литературного текста и переводят её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); координируют личную деятельность с другими участниками в совместной работе; интерпретируют текст согласно предложенным заданиям, выражают личностное отношение к образу поэмы

Тип урока:

урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Оборудование:

видеофрагменты, РМ для групповой работы, текст поэмы, заготовки «фишбоуна»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

- Желаю вам, чтобы вы были сегодня на уроке раскрыты для друг для друга, свободны в плане творческом, независимы, индивидуальны, интересны в своих суждениях.

  1. Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 

  • Определите ключевые слова притчи.

  • Как они связаны с поэмой Лермонтова?

  1. Совместное целеполагание.


Приветствуют учителя.

Прослушивают притчу, определяют ключевые слова.

Записывают тему урока и эпиграф.

«Узнать: для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?»

Формулируют цели урока.


  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.


1. Композиция

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

2. Тема

Б. Построение художественного произведения

3. Идея

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

4. Сюжет

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира (то, о чем пишет автор)


В карточках нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Создание проблемной ситуации.


рукопись

поэма

«Бэри» - по-грузински «монах»

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.

французское изречение “Родина бывает одна”

“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю” - взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане.


– Познакомимся с этой легендой.

Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.

Дискуссионные вопросы.

– Почему в рукописи поэма была озаглавлена по-другому?

  • Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

– Определите идею поэмы.

Выводы:

Мцыри – это человек, готовящийся стать монахом, послушник, заточенный в монастырских стенах не по своей воле. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. Ему чужда созерцательная жизнь в монастыре, поэтому он совершает отчаянный побег.

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Учащиеся высказывают предположения о замене названия и эпиграфа, на основе рассуждений формулируют идею поэмы.


  1. Прием «Шесть шляп». Характеристика Мцыри.

- А теперь давайте обратимся к образу главного героя и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

"Белая шляпа": точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.

"Жёлтая шляпа": похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа": отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Красная шляпа": вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

"Зелёная шляпа": судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Синяя шляпа": вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

- Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя.

Мцыри

Свободолюбивый, сильный

Тоскует, убегает, умирает

Жертвует жизнью ради свободы.

Герой

Работа в группах.

Выполняют задания согласно цвету шляпы, презентуют свою работу


  1. Прием «Фишбоун». Образ романтического героя.

- Сегодня мы продолжим разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?» Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».

- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.

3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.

4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.

5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Заготовка фишбоуна.

В «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки, характеризующие романтического героя в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. После окончания работы и обсуждения делаем вывод.


  1. Рефлексивно-оценочный этап


  1. Метод «Займи позицию»

- Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 5 предложений, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)

Индивидуальная работа.

Формулируют свое отношение к поэме письменно

Домашнее задание

  1. Подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова (4-5 вопросов).

  2. Диаграмма Венна. Романтический герой поэмы Пушкина «Цыганы» и поэмы Лермонтова «Мцыри»

  3. Выучить наизусть понравившийся отрывок



Просмотр содержимого документа
«Вертушка»

8-й класс: Вопросы для “Вертушки” по поэме Лермонтова “Мцыри”.

Стол “А”: Вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова.

  1. Какое произведение и какого автора больше всего любил Лермонтов?

  2. Кто воспитывал Михаила Юрьевича?

  3. В каких войсках служил Лермонтов?

  4. Как погиб Лермонтов? Где? Когда?

  5. Какие увлечения были у Михаила Юрьевича кроме поэзии?

  6. Ответы:

  1. “Руслан и Людмила” А.С. Пушкина.

  2. Бабушка Е.А.Арсентьева.

  3. Кавалерия, затем пехота.

  4. Во время дуэли с Мартыновым на Кавказе 15 июля 1841 года.

  5. Живопись, музыка.

  1. Стол “Б”: Работа со словарем поэмы “Мцыри”.

  1. Что обозначает слово “мцыри”?

  2. Объясните слово “обет”.

  3. Объясните слово “чадра”

  4. Что значат слова “келья”, “терновник”?

  5. Откуда Лермонтов берет эпиграф к поэме?

  6. Ответы:

  1. Мцыри – на грузинском языке значит “неслужащий монах”.

  2. Обещание, клятва монаха.

  3. Легкое покрывало, закрывающее голову и лицо женщины у мусульман.

  4. Отдельная комната монаха – келья; колючий кустарник – терновник.

  5. Это слова из Библии (1-я книга Царств, гл. 14)

  1. Стол “В”: Вопросы по содержанию поэмы “Мцыри”.

  1. Где разворачиваются события поэмы?

  2. Как Мцыри оказался в монастыре?

  3. Кого встречает Мцыри, когда убегает из монастыря?

  4. Почему Мцыри вновь оказался в монастыре после побега?

  5. Чем заканчивается поэма?

  6. Ответы:

  1. На Кавказе.

  2. Его взял в плен русский генерал, но оставил в монастыре, так как Мцыри заболел и не смог бы продолжать путь.

  3. Грузинку, барса.

  4. После боя с барсом Мцыри был ранен, а затем подобран монахом.

  1. Стол “Г”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?

  1. 1) “Но после к плену он привык,
    Стал понимать чужой язык,
    Был окрещен святым отцом
    И, с шумным светом незнаком
    Уже готов во цвете лет
    Изречь монашеский (…) ”.

  2. 2) “Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – (…)”.

  3. 3) “Когда я стану умирать,
    И, верь тебе не долго ждать,
    Ты перенесть меня вели
    В наш ( …) , в то место, где цвели
    Акаций белых два куста”.

  4. 4) “О, я как брат
    Обняться с (… ) был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил”.
    “Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? – (…)”.

  5. Ответы:

  1. Обет.

  2. Могил.

  3. Сад.

  4. Бурей.

  5. Жил.

  1. Стол “Д”: О ком идет речь?

  2. 1) “Держа кувшин над головой,
    ( … ) узкою тропой
    Сходила к берегу. Порой
    Она скользила меж камней…”.

  3. 2) “Какой-то зверь одним прыжком
    Из чащи выскочил и лег,
    Играя, навзничь на песок.
    То был пустыни вечный гость
    Могучий (…) ”.

  4. 3) “Однажды русский (…)
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”.

  5. 4) “…ты слаб, ты сед,
    И от желаний ты отвык.
    Что за нужда? Ты жил, (…)!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил, – я также мог бы жить!”

  6. 5) “И помню я одну из них:
    Она приветливей других
    Ко мне ласкалась….
    … Она вилась
    Над головой моей не раз,
    И взор ее зеленых глаз
    Был грустно нежен и глубок”.

  7. Ответы:

  1. Грузинка.

  2. Барс.

  3. Генерал.

  4. Старик.

  5. Рыбка.

  1. Стол “А”: Вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова.

  1. Какое произведение и какого автора больше всего любил Лермонтов?

  2. Кто воспитывал Михаила Юрьевича?

  3. В каких войсках служил Лермонтов?

  4. Как погиб Лермонтов? Где? Когда?

  5. Какие увлечения были у Михаила Юрьевича кроме поэзии?

  1. Стол “Б”: Работа со словарем поэмы “Мцыри”.

  1. Что обозначает слово “мцыри”?

  2. Объясните слово “обет”.

  3. Объясните слово “чадра”

  4. Что значат слова “келья”, “терновник”?

  5. Откуда Лермонтов берет эпиграф к поэме?

  1. Стол “В”: Вопросы по содержанию поэмы “Мцыри”.

  1. Где разворачиваются события поэмы?

  2. Как Мцыри оказался в монастыре?

  3. Кого встречает Мцыри, когда убегает из монастыря?

  4. Почему Мцыри вновь оказался в монастыре после побега?

  5. Чем заканчивается поэма?

  1. Стол “Г”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?

  1. 1) “Но после к плену он привык,
    Стал понимать чужой язык,
    Был окрещен святым отцом
    И, с шумным светом незнаком
    Уже готов во цвете лет
    Изречь монашеский (…) ”.

  2. 2) “Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – (…)”.

  3. 3) “Когда я стану умирать,
    И, верь тебе не долго ждать,
    Ты перенесть меня вели
    В наш ( …) , в то место, где цвели
    Акаций белых два куста”.

  4. 4) “О, я как брат
    Обняться с (… ) был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил”.
    “Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? – (…)”.

  1. Стол “Д”: О ком идет речь?

  1. 1) “Держа кувшин над головой,
    ( … ) узкою тропой
    Сходила к берегу. Порой
    Она скользила меж камней…”.

  2. 2) “Какой-то зверь одним прыжком
    Из чащи выскочил и лег,
    Играя, навзничь на песок.
    То был пустыни вечный гость
    Могучий (…) ”.

  3. 3) “Однажды русский (…)
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”.

  4. 4) “…ты слаб, ты сед,
    И от желаний ты отвык.
    Что за нужда? Ты жил, (…)!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил, – я также мог бы жить!”

  5. 5) “И помню я одну из них:
    Она приветливей других
    Ко мне ласкалась….
    … Она вилась
    Над головой моей не раз,
    И взор ее зеленых глаз
    Был грустно нежен и глубок”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!