Сценарий проведения практической работы на тему «Объяснение закономерности размещения разных видов вод суши, и связанных с ними явлений на территории страны, в зависимости от рельефа и климата».
Описание сценария.
Цели проведения практической работы:
- установить зависимость размещения вод суши от климата и рельефа на территории России;
- выявить связь между стихийными природными явлениями и размещением внутренних вод на территории страны;
- совершенствование умений учащихся работы с различными источниками географической информации и способностей сопоставлять, анализировать и делать логические выводы исходя из полученной информации;
Форы выполнения и фиксации практического задания:
Перед выполнением практической работы учащие просматривают фото подборку и видео «Стихийные бедствия»
Практическую работу выполняют на индивидуальных листках с практическими заданиями.
На усмотрение учителя, разрешается парная или индивидуальная работа.
Источники информации и средства обучения:
- проектор;
- фото и видео о стихийных природных явлениях, связанных с внутренними водами;
- раздаточный материал (индивидуальные рабочие листы с практическими заданиями (Приложение 1), справочный материал(Приложение 2);
- атлас, учебник, физическая карта России;
Критерии оценки выполнения практической работы:
Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний.
0%
«1»
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача.
1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний.
2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на
результат проделанной работы.
3. Неаккуратно и с ошибками оформляет
результаты проделанной работы.
1-49%
«2»
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
1. Правильно использует основные источники
знаний.
2. Неаккуратно оформляет результаты работы.
3. Допускает неточности в содержании работы
или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы.
50-69%
«3»
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.
1. Полностью самостоятельно выполняет работу.
2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы.
3. Допускает несущественные неточности в
содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы.
70-100%
«4»
II. Повышенный уровень
Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности.
2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач.
3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности.
4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. [3]
90-100%
«5»
Приложение № 1
Индивидуальный рабочий лист учащегося_________________________________
Практическая работа: «Объяснение закономерности размещения разных видов вод суши, и связанных с ними явлений на территории страны, в зависимости от рельефа и климата».
Цели практической работы: - установить зависимость размещения вод суши от климата и рельефа на территории России; - выявить связь между стихийными природными явлениями и размещением внутренних вод на территории страны; Оборудование: индивидуальные рабочие листы с практическими заданиями, справочный материал, атлас, учебник, физическая карта России.
Ход работы:
Задание № 1
Объясните, от чего зависит неравномерное размещение внутренних вод на территории нашей страны. Заполните таблицу.
Воды суши | Пример вод суши (атл. физическая карта России, учебник) | Где преобладают в большей степени (формы рельефа) (атл, учебник) | Тип климата (Атл. «Климатич. пояса и обл-ти») |
Реки | Горные | | | |
равнинные | | | |
Озера | | | |
Болота | | | |
Ледники | | | |
Многолетняя мерзлота | | | |
Поземные воды | | | |
Вывод о закономерности размещения вод суши:
Задание № 2
Выявить районы распространения опасных природных явлений, связанных с водами суши на территории России. Заполните таблицу.
Воды суши | Стихийные природные явления (Приложение 1, учебник) | Районы распространения (учебник, атлас, Приложение 1) |
Реки | Горные | | |
равнинные | | |
Озера | | |
Болота | | |
Ледники | | |
Многолетняя мерзлота | | |
Поземные воды | | |
Вывод о связи между водами суши, их размещением и стихийными природными явлениями:
Задание № 3
А) Какие стихийные, природные явления, связанные с внутренними водами, происходят в вашей местности?
Б) Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.
1.
2.
3.
Приложение № 2
Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.
Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Ледник – многолетнее скопление льда на суше.
Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.
Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого времени.
Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии.
Оползни - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают в каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения равновесия пород.
Паводки, ведущие к наводнениям; наводнения, вызванные обильными дождями и таянием снегов; ледяные заторы при весеннем ледоходе; подземные воды - карстовые явления. Многолетняя мерзлота способствует к заболачиванию территории, при строительстве дорог, трубопроводов, зданий многолетняя мерзлота может оттаивать, что грозит просадками и провалами грунта и разрушением построенных сооружений. Торф, накопившийся в болоте, самовозгорается и приводит к лесным пожарам. Водохранилища тоже могут отрицательно влиять на природу: разрушать берега, изменять климат, поднимать со дна затопленные торфяники, затоплять леса и сельскохозяйственные угодья.