СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. "Соната"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«7 класс. "Соната"»

СОНАТА

СОНАТА

Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.  Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
  • Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.
  • Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро). На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания. Темы: главная и побочная.
  • Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
  • На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания.
  • Темы: главная и побочная.
II . Разработка Сонатная форма  III . Реприза I. Экспозиция

II . Разработка

Сонатная форма

III . Реприза

I. Экспозиция

В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем. В разработке эти темы звучат по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются. В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
  • В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем.
  • В разработке эти темы звучат по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются.
  • В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
Окончательную точку в развитии музыки первой части ставит кода – заключение, завершение.

Окончательную точку в развитии музыки первой части ставит кода – заключение, завершение.

Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
  • Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Соната № 8. «Патетическая».  Л. Бетховен (1770 – 1827)

Соната № 8. «Патетическая». Л. Бетховен (1770 – 1827)

Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
  • Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения.
  • В фортепианных сонатах композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену. Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
  • Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену.
  • Соната состоит из трех частей.
  • Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.
  • В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
Таблица эмоциональных терминов Радостно Нежно Светло Восторженно Оптимистично Бурно Страстно Взволнованно Грустно Печально Мрачно Горестно Пессимистично Тревожно Скорбно Тяжело

Таблица эмоциональных терминов

Радостно

Нежно

Светло

Восторженно

Оптимистично

Бурно

Страстно

Взволнованно

Грустно

Печально

Мрачно

Горестно

Пессимистично

Тревожно

Скорбно

Тяжело

Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях. Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.

Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта.

Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях.

Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.

Из темы вступления вырастает главная партия 1 части. А из побочной – тема рондо 3 части (финала). Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.
  • Из темы вступления вырастает главная партия 1 части.
  • А из побочной – тема рондо 3 части (финала).
  • Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого.
  • Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению

этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.

Соната № 2.  С. Прокофьев (1891 – 1953)

Соната № 2. С. Прокофьев (1891 – 1953)

Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году. В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
  • Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения в консерватории в 1912 году.
  • В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы. Остроумно и необычно построена разработка. Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
  • В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие – связующая и заключительная темы.
  • Остроумно и необычно построена разработка.
  • Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
Соната № 11 ля мажор.  В.А.Моцарт (1756-1791)

Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт (1756-1791)

1 часть сонаты написана в вариационной форме. И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
  • 1 часть сонаты написана в вариационной форме.
  • И это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность. Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
  • В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность.
  • Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
В сонате № 11 три части: 1) Тема с вариациями 2) Менуэт 3) Финал
  • В сонате № 11 три части:
  • 1) Тема с вариациями
  • 2) Менуэт
  • 3) Финал
Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – « Rondo alla turca », как называл эту часть сам Моцарт. В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
  • Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу – « Rondo alla turca », как называл эту часть сам Моцарт.
  • В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
А знаете ли вы, что…

А знаете ли вы, что…

Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в повести А.И. Куприна
  • Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после второго гола канадцев под сводами монреальского «Форума» зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
  • В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после второго гола канадцев под сводами монреальского «Форума» зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а его зять, дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».
  • Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а его зять, дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».
Благодарю за внимание!!!  СПАСИБО!

Благодарю за внимание!!!

СПАСИБО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!