Вопрос № 6. Становление реализма в русской и мировой литературах. Отличие реализма от класс-зма и романтизма
Какие события первой половины XIX в. являются ключевыми? (Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов.)
Почему? (Война 1812 г. была событием, всколыхнувшим основы русской жизни благодаря мощнейшему заряду патриотизма, который в свою очередь вызвал объединение всех слоев
общества в борьбе с иноземцами. Это привело к изменению общественного сознания, которое вдруг обнаружило во всей неприкрытой наготе безнравственность крепостного права. Это — первый итог. Второй — открытие свободной Европы. Результат — рождение идей декабризма.)
В. И. Ленин о трёх периодах рус. освободит. движения (дворянском, разночинском, пролетарском).
Отечественная война 1812 года.
4. Подъём освободительного движения в стране после окончания войны.
Правительственная реакция.
Борьба писателей-декабристов за создание самобытной русской литературы.
Вопрос о литературе этого периода. Даётся общая характеристика трёх основных литературных направлений: революционного романтизма (Рылеев, ранний Пушкин и Лермонтов), консервативного романтизма (Жуковский), критического реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов).
Лекция «Общественно-политическая обстановка в России первой четверти XIX века»
К началу XIX века крепостные отношения стали препятствием для развития экономики России. После гибели Павла I, в первые годы правления Александра I, были проведены некоторые реформы. Были возвращены из ссылки около 12 тысяч высланных при Екатерине II и Павле; разрешено устройство частных типографий; запрещены объявления о продаже крестьян без земли. В духе времени был закон о «вольных хлебопашцах»: помещики получили право отпускать крестьян на волю целыми деревнями. Знаменательным был приход к власти Сперанского, которому царь поручил разработать проект реформы управления государством. Это были годы надежд и ожиданий.
Величайшим событием времени была Отечественная война 1812 года, закончившаяся разгромом Наполеона, и последовавшее затем победное шествие русских по Европе и вступление в Париж. После этого Александр I, ставший во главе реакционного Священного союза, отказался от намеченных реформ; подняли голову консерваторы. Сперанский был сослан; к власти пришли реакционные деятели: Аракчеев, военный министр, и Голицын, министр просвещения; начались гонения на свободную мысль, на литературу.
Новые меры правительства больно ударили по передовой части дворянского общества. Позже декабрист А. Бестужев писал из крепости Николаю I: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости. Вот начало свободомыслия в России».
Между тем народ-победитель, освободивший от захватчиков родину и порабощенные народы Запада, остался в рабстве. Это вызывало волнение среди крестьянства и возмущение передовых дворян. Антиправительственные настроения усиливались тем, что участники заграничного похода познакомились с порядками Европы, в ту пору несравненно более прогрессивными, чем общ.-полит. строй России. Отмена крепостного права стала насущным требованием времени, без неё немыслимы были другие реформы. Начались крестьянские волнения. Оппозиционные настроения возникли среди дворян, в частности среди офицеров, побывавших в Европе.
Деятельность участников тайных обществ завершилась восстанием на Сенатской площади в Петербурге и поражением дворянских революционеров.
Время, когда действовали дворянские революционеры, мы называем первым периодом освободительного движения. Это движение нашло широкое отражение в легальной и нелегальной литературе первой четверти века.
Первая четверть XIX века. Поэты В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, молодой А. С. Пушкин создают романтические произведения разных жанров: элегии, сонеты, послания, баллады, думы, поэмы. В 10-е —20-е годы в России появилось новое литературное направление (оно господствовало в это время и в Зап. Европе) — романтизм.
В основе романтизма лежит неудовлетворенность настоящим, мечта об иной жизни, но характер недовольства, мечты могут быть разными. Неудовлетворенность возникает у человека, который страдает за судьбу народа и видит причины тяжкого его положения в устройстве общества и государства. Он протестует, мечтает о прекрасном будущем, которое наступит после крушения деспотизма и освобождения народа, но путь к этому ему не всегда ясен, даже если он и понимает, что лишь восстание приведет к свободе.
Основные черты романтизма:
неудовлетворённость действительностью и поиски выхода из неё;
провозглашение свободы творчества писателя, отрицание всяких правил и законов творчества;
повышенный интерес к народному творчеству, разработка сюжетов фольклора;
преимущественное внимание к жанрам баллады и лиро-эпической поэмы, дающим возможность разработки необычной тематики и сюжетов;
яркость и цветистость языка, способств. выражению сильных чувств и созданию красочных образов.
Писатель, не удовлетворенный действительностью, сгущает мрачные краски в изображении ее, протестуя, порой призывая к борьбе против угнетателей, создает идеальные образы борцов за свободу. Не всегда ясно он представляет себе борьбу, но его создания, насыщенные протестом, сильными чувствами, зажигают молодые сердца, вызывают в них стремление к борьбе. Это романтизм активный, прогрессивный. Такими романтиками были поэты-декабристы (Рылеев, Бестужев и другие), юный Пушкин, Лермонтов.
Неудовлетворенность может возникнуть и у человека, не протестующего против основ общественно-политического строя и не желающего радикальных его изменений. Он недоволен лишь некоторыми его сторонами, может быть тем, что в современной ему действительности нет устойчивости, что подорваны казавшиеся ему незыблемыми основы жизни. Он мечтает не о будущем, которое его страшит, а чаще о прошлом, кажущемся ему прекрасным, или, уходя от реальной действительности, погружается в мир внутренних переживаний, в сферу религиозных образов. Писатель с таким мироощущением создает идеализированные картины прошлого, зовет погрузиться в интимный мир чувств, фантастики. Это романтизм пассивный, консервативный. Таким романтиком был В. А. Жуковский.
Критический реализм как главное направление русской литературы:
черты реализма у классицистов (Ломоносов и др.);
реализм Фонвизина и Радищева;
победа реализма в творчестве Крылова, Грибоедова, Пушкина и Лермонтова.
Реализм как художественный метод и роман как жанр возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые совершались и в России и на Западе в конце XVIII - первой четверти XIX века. Реализм возник в ту эпоху, когда «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».
Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.
Реализм возник в нач. 30-х гг. XIX в. в России. В литературе XIX века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. Родоначальником этого направления по праву считается А.С. Пушкин. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни. В искусстве прошлого в большой мере развит критический реализм. Писатели-реалисты, как Н.В. Гоголь, глубоко и правдиво изображали отрицательные явления жизни, чтобы вызвать в читателях протест против них. Они отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В основе реализма лежали положит. идеалы –
патриотизм,
сочувствие угнетённым народным массам,
поиски положительного героя в жизни,
вера в светлое будущее России.
Основные черты:
стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
тяготение изображения человека в его взаимодействии со средой;
внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени;
большое внимание уделяется правдивому изображ-ю социально-бытового фона времени;
выделение не индивидуальных, а типологических черт при изображении человека;
историческая точка зрения на жизнь (стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни»);
типизация образов, отражающих суть явлений самой жизни.
Реалистическое направление сочетает в себе достижения просветительского реализма, классицизма, сентиментализма и романтизма. Об этом свидетельствуют творческие судьбы многих русских писателей первой половины XIX века. Комедия «Горе от ума» стоит у истоков русского реализма и в то же время сохраняет в себе некоторые черты драматургии классицизма. Пушкин, Лермонтов, молодой Гоголь вошли в историю русской и мировой литературы и как романтики, и как реалисты. Некоторые реалистические произведения в прозе, принадлежащие тем же Пушкину и Гоголю, окрашены повышенной чувствительностью, свойственной сентиментализму. Следовательно, не резкая смена одного литературного направления другим, а их творческое взаимодействие характерно для художественного процесса первой половины XIX века.
Становление реализма в рус. искусстве происходило в тесной связи с западноевроп. культурой. Но если первые реалист. романы Оноре де Бальзака, явившиеся «величайшей победой реализма», были созданы в 30—40-е годы, то творения русского реализма — «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин«, «Борис Годунов» и ряд других произведений Пушкина — появились уже в 20-х годах XIX столетия. А в 30—40-х годах реализм мощно проявился в поэзии и прозе Лермонтова, в творчестве Гоголя, Тургенева и Некрасова.
Конечно, проблемы, темы, герои романов Бальзака («Отец Горио», «Гобсек») отличаются от тех, что занимали русских реалистов, ибо буржуазное общество Франции отличалось от российского. Реализм Бальзака еще в значительной степени сохранял черты романтизма, в то время как у русских писателей они проявлялись меньше. Трагедия декабристского движения обострила внимание Пушкина и других литераторов к истории, к общественным проблемам. Вы согласитесь с той мыслью, если вспомните содержание изученных вами повестей Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка». В них характеры, поведение героев обусловлены конкретными, объективными обстоятельствами, средой, в которых они сформировались. В свою очередь, сами обстоятельства — это тоже порождение времени, исторического движения. Вспомните «старинного русского барина» Троекурова, самодурство, деспотизм, своеволие которого обусловлены его социальным положением, богатством, что сказалось и на воспитании дочери Маши.
В русской реалистической литературе 40-х годов XIX века особо выделилась «натуральная школа» (гоголевская), главным и теоретиком которой был В. Г. Белинский. По мысли Белинского, писатели должны изображать людей обыкновенных, «а не приятные только исключения из общего правила...». Строились эти произведения на основе жизненных наблюдений, точном воспроизведении фактов, деталей.
Последующее развитие реалистического русского и европейского искусства связано с более глубоким психологическим проникновением во внутренний мир человека, с утверждением самоценности личности, ее достоинства, с выявлением всех ее человеческих возможностей.
Обобщим основные черты реализма как литературного направления:
Важнейшая особенность реализма — обусловленность характеров героев объективными обстоятельствами, окружающей их средой.
Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.
Романтики разделяли идеал и действительность на две несовместимые сферы, а реалисты искали идеал в той же действительности, которая подлежала критике и осуждению.
Созданные ими характеры воплощают в себе существенные, социально значимые черты и называются типическими.
Самое удивительное их свойство — способность к саморазвитию. Писатель следует за поступками и душевными движениями героев и не мешает им проявлять свои качества, сохраняя психологическую правду характера, создавая жизненные типы людей.
Типичность характеров и обстоятельств предполагает правдивую мотивировку переживаний, суждений, поступков героев.
Реализм проявляется также в стиле, в языке художественного произведения. Слово точно воссоздает исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их.
Наиболее емкое определение реализма дал Ф. Энгельс: «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Для русского реализма характерно критическое отношение к социально-полит. устройству страны, к самодержавию, к крепостному праву; глубокий гуманистический пафос, интерес к истории народа, к ярким личностям (Петр Великий, Пугачев), отражение высоких духовных устремлений, нрав. сил русских людей (образы русских женщин Некрасова). Для русских писателей-реалистов не было высоких и низких проявлений жизни. Белинский отмечал, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь заселили свои произведения героями «и низших, и средних, и высших сословий». И что особенно важно: они правдиво раскрыли их внутренний мир, заставили «говорить и барина, и мужика их языком».
!!!!!!! Реализм (из учебника Зерчанинова и Порфиридова)
Реализмом (от лат. realis — вещественный, действительный) называется литературное направление, ставящее своей задачей правдивое изображение жизни в её наиболее типичных образах и обстоятельствах. Различие между романтизмом и реализмом заключается в том, что романтизм рассматривает жизнь под углом зрения того, что должно быть в жизни, а реализм описывает то, что есть в жизни. Основной лозунг реализма: правда жизни, пусть даже жестокая правда!
Реализм как литературное направление сложился не сразу. Глубина и правильность изображения жизни зависят от того, как художник понимает совершающийся перед ним жизненный процесс. А степень правильности понимания законов развития жизни зависит от исторических условий, определяющих уровень развития общества.
Человек познавал законы правильной организации человеческого общества постепенно. В древние времена люди, не обладая ещё пониманием истинных законов жизни, объясняли их действием божественных сил. Так создались мифы о богах, управляющих миром, у античных народов и религиозные верования позднейших народов. Мифологическое мышление древнего общества неизбежно должно было проявиться в искусстве. В древнем искусстве уже были элементы реализма. Так, в греческой поэме «Илиада» мы находим бытовые эпизоды из жизни античных греков, точные описания их оружия, сцены сражений и т. п. Но в то же время исход сражений решается в этой поэме вмешательством Зевса, Афины Паллады и других богов. Этот этап стихийного реализма в искусстве можно назвать античным или мифологическим реализмом.
Как приём воспроизведения жизненной действительности в оболочке ещё несовершенных научных и общественно-политических взглядов реализм и позднее всё время существовал в искусстве. Мы находим его и в произведениях английского драматурга Шекспира, и в древнерусском «Слове о полку Игореве», и в русской литературе XVIII века. Он являлся непременным элементом и классицизма, и сентиментализма, и романтизма, так как каждый художник создаёт произведения искусства, неизбежно исходя из опыта своей жизни. Но это ещё не был реализм как литературное направление. Он не был литературным направлением, во-первых, потому, что проявлялся лишь в творчестве отдельных писателей, во-вторых, потому, что уровень развития общества не допускал ещё глубокого, правильного понимания законов жизни. Такое познание жизни могла дать только наука с её глубочайшим проникновением в законы построения общества. Правильному взгляду на окружающую жизнь и на личность человека способствовала и классовая борьба, существовавшая в человеческом обществе с давних времён и принявшая в Европе особенно острую форму в XVIII—XIX веках. Под влиянием этих факторов реализм становится n XIX веке господствующим направлением в России, вытеснив и классицизм, и сентиментализм, и романтизм.
Основной творческий принцип реализма — верность действительности. Формула «верность действительности» отнюдь не обозначает натуралистическое, фотографическое копирование действительности. Отрицая ложную идеализацию действительности и мистику, реализм не только не отрицает фантазии, т. е. творческого вымысла, но обязательно предполагает её. «Творчество — это соединение множества мелочей в одно более или менее целое совершенной формы, — писал Горький. — Художественность без «вымысла» невозможна, не существует». Именно творческий вымысел даёт возможность писателю представить индивидуальное жизненное явление как типическое обобщение действительности.
«Вымысел» ни в каком случае не исключает объективности повествования. Под объективностью повествования подразумевается такая форма изображения событий, в которой не чувствуется личность писателя и идея автора и выводы из произведения вытекают из самого хода повествования. Не исключает реализм и критического изображения жизни. Наоборот, именно критика жизненных недостатков является могучим средством в борьбе писателя за передовые идеалы. Русский реализм XIX века был по преимуществу критическим реализмом.
Своё величайшее выражение реализм находит в народности искусства, т. е. в отражении жизни под углом зрения народа, в постановке в художественном произведении проблем общенародного значения, разрешаемых в интересах трудового люда. Народность произведения требует высокой идейности, так как борьба за народные идеалы есть борьба за передовые идеалы жизни.
Стремление к разрешению задач правдивого, реалистического изображения жизни мы находим уже в творчестве таких русских писателей XVIII века, как Радищев, Фонвизин и др. В условиях своей исторической жизни они воплощали в произведении передовые идеи времени, по-своему удачно разрешали задачи реализма. Дальнейшее развитие реализма мы видим в творчестве И. А. Крылова и А. С. Грибоедова. Но полное торжество реализма в русской литературе XIX века связано с творчеством величайшего русского поэта А. С. Пушкина.
4