СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 6. Становление реализма в начале XIX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Общественно-политическая обстановка в России первой четверти XIX века. 2. Основные черты романтизма. 3. Критический   реализм   как   главное   направление   русской литературы: черты реализма у классицистов (Ломоносов и др.); реализм Фонвизина и Радищева; победа реализма в творчестве Крылова,  Грибоедова, Пуш­кина и Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 6. Становление реализма в начале XIX века»

Вопрос № 6. Становление реализма в русской и мировой литературах. Отличие реализма от класс-зма и романтизма

  • Какие события первой половины XIX в. являются ключевы­ми? (Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов.)

  • Почему? (Война 1812 г. была событием, всколыхнувшим основы русской жизни благодаря мощнейшему заряду патрио­тизма, который в свою очередь вызвал объединение всех слоев
    общества в борьбе с иноземцами. Это привело к изменению общественного сознания, которое вдруг обнару­жило во всей неприкрытой наготе безнравственность крепо­стного права. Это
    первый итог. Второй открытие сво­бодной Европы. Результат рождение идей декабризма.)


  1. В. И. Ленин о трёх периодах рус. освободит. движения (дворянском, разночинском, пролетарском).

  2. Отечественная война 1812 года.

4. Подъём освободительного движения в стране после окон­чания войны.

  1. Правительственная реакция.

  2. Борьба писателей-декабристов за создание самобытной рус­ской литературы.

Вопрос о литературе этого периода. Даётся общая характеристика трёх основных литературных напра­влений: революционного романтизма (Рылеев, ранний Пушкин и Лермонтов), консервативного романтизма (Жуковский), критиче­ского реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов).


Лекция «Общественно-политическая обстановка в России первой четверти XIX века»

К началу XIX века крепостные отношения стали препятствием для развития экономики России. После гибели Пав­ла I, в первые годы правления Александра I, были прове­дены некоторые реформы. Были воз­вращены из ссылки около 12 тысяч высланных при Екатери­не II и Павле; разрешено устройство частных типографий; запрещены объявления о продаже крестьян без земли. В духе времени был закон о «вольных хлебопашцах»: помещики получили право отпускать кресть­ян на волю целыми деревнями. Знаменательным был приход к власти Сперанского, которому царь поручил разработать проект реформы управления государством. Это были годы надежд и ожиданий.

Величайшим событием времени была Отечественная война 1812 го­да, закончившаяся разгромом Наполеона, и последовавшее затем по­бедное шествие русских по Европе и вступление в Париж. После этого Александр I, ставший во главе реакционного Священного союза, отка­зался от намеченных реформ; подняли голову консерваторы. Сперанский был сослан; к власти пришли реакционные деятели: Аракчеев, военный министр, и Голицын, министр просвещения; начались гонения на сво­бодную мысль, на литературу.

Новые меры правительства больно ударили по передовой части дво­рянского общества. Позже декабрист А. Бестужев писал из крепо­сти Николаю I: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чув­ство независимости. Вот начало свободомыслия в России».

Между тем народ-победитель, освободивший от захватчиков родину и порабощенные народы Запада, остался в рабстве. Это вызывало вол­нение среди крестьянства и возмущение передовых дворян. Антиправи­тельственные настроения усиливались тем, что участники заграничного похода познакомились с порядками Европы, в ту пору несравненно бо­лее прогрессивными, чем общ.-полит. строй России. От­мена крепостного права стала насущным требованием времени, без неё немыслимы были другие реформы. Начались крестьянские волнения. Оппозиционные настроения возникли среди дворян, в частности среди офицеров, побывавших в Европе.

Деятельность участников тайных обществ завершилась восстанием на Сенатской площади в Петербурге и поражением дворянских револю­ционеров.

Время, когда действовали дворянские революционеры, мы называ­ем первым периодом освободительного движения. Это движение нашло широкое отражение в легальной и нелегальной литературе первой чет­верти века.


Первая четверть XIX века. Поэты В. А. Жуковский, К. Н. Ба­тюшков, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, молодой А. С. Пушкин создают романтичес­кие произведения разных жанров: элегии, сонеты, послания, бал­лады, думы, поэмы. В 10-е —20-е годы в России появилось новое литературное направ­ление (оно господствовало в это время и в Зап. Европе) — ро­мантизм.

В основе романтизма лежит неудовлетворенность настоящим, мечта об иной жизни, но характер недовольства, мечты могут быть разными. Неудовлетворенность возникает у человека, который страдает за судьбу народа и видит причины тяжкого его положения в устройстве общества и государства. Он протестует, мечтает о прекрасном буду­щем, которое наступит после крушения деспотизма и освобождения народа, но путь к этому ему не всегда ясен, даже если он и понимает, что лишь восстание приведет к свободе.

Основные черты романтизма:

  1. неудовлетворённость действительностью и поиски выхода из неё;

  2. провозглашение свободы творчества писателя, отрицание вся­ких правил и законов творчества;

  3. повышенный интерес к народному творчеству, разработка сюжетов фольклора;

  4. преимущественное внимание к жанрам баллады и лиро-эпи­ческой поэмы, дающим возможность разработки необычной тема­тики и сюжетов;

  5. яркость и цветистость языка, способств. выражению сильных чувств и созданию красочных образов.

Писатель, не удовлетворенный действительностью, сгущает мрачные краски в изображении ее, протестуя, порой призывая к борьбе против угнетателей, создает идеальные образы борцов за свободу. Не всегда ясно он представляет себе борьбу, но его создания, насыщенные проте­стом, сильными чувствами, зажигают молодые сердца, вызывают в них стремление к борьбе. Это романтизм активный, прогрессивный. Такими романтиками были поэты-декабристы (Рылеев, Бестужев и другие), юный Пушкин, Лермонтов.

Неудовлетворенность может возникнуть и у человека, не протесту­ющего против основ общественно-политического строя и не желающего радикальных его изменений. Он недоволен лишь некоторыми его сторонами, может быть тем, что в современной ему действительности нет устойчивости, что подорваны казавшиеся ему незыблемыми основы жизни. Он мечтает не о будущем, которое его страшит, а чаще о прош­лом, кажущемся ему прекрасным, или, уходя от реальной действитель­ности, погружается в мир внутренних переживаний, в сферу религиоз­ных образов. Писатель с таким мироощущением создает идеализиро­ванные картины прошлого, зовет погрузиться в интимный мир чувств, фантастики. Это романтизм пассивный, консервативный. Таким роман­тиком был В. А. Жуковский.


Критический реализм как главное направление русской литературы:

  1. черты реализма у классицистов (Ломоносов и др.);

  2. реализм Фонвизина и Радищева;

  1. победа реализма в творчестве Крылова, Грибоедова, Пуш­кина и Лермонтова.


Реализм как художественный метод и роман как жанр возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые совершались и в России и на Западе в конце XVIII - первой четверти XIX века. Реализм возник в ту эпоху, когда «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множе­стве элементов».

Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследо­вания жизни. Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.

Реализм возник в нач. 30-х гг. XIX в. в России. В литературе XIX века тесно переплетаются стили и взгляды, худо­жественные средства и художественные идеи. Родона­чальником этого направления по праву считается А.С. Пушкин. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни. В ис­кусстве прошлого в большой мере развит критический реализм. Писатели-реалисты, как Н.В. Гоголь, глубоко и правдиво изображали отрицательные явления жизни, чтобы вызвать в читателях протест против них. Они отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществить­ся, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В основе реализма лежали положит. идеалы –

  • патриотизм,

  • сочувствие угнетённым народным массам,

  • поиски положительного героя в жизни,

  • вера в светлое будущее России.


Основные черты:

  • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

  • тяготение изображения человека в его взаимодействии со средой;

  • внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени;

  • большое внимание уделяется правдивому изображ-ю социально-бытового фона времени;

  • выделение не индивидуальных, а типологических черт при изображении человека;

  • форм-е хар-ра человека объясняется соци­альными причинами и ос-стями личной жизни;

  • историческая точка зрения на жизнь (стремление к непосредственной достовер­ности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жиз­ни»);

  • типизация образов, отражающих суть явлений самой жизни.


Реалистическое направление сочетает в себе достиже­ния просветительского реализма, классицизма, сентиментализ­ма и романтизма. Об этом свидетельствуют творческие судьбы многих русских писателей первой половины XIX века. Комедия «Горе от ума» стоит у истоков русского реализма и в то же время сохраняет в себе некоторые черты драматургии классицизма. Пушкин, Лермонтов, молодой Гоголь вошли в историю русской и мировой литературы и как романтики, и как реалисты. Не­которые реалистические произведения в прозе, принадлежащие тем же Пушкину и Гоголю, окрашены повышенной чувствитель­ностью, свойственной сентиментализму. Следовательно, не резкая смена одного литературного направления другим, а их творческое взаимодействие характерно для художественного процесса первой половины XIX века.

Становление реализма в рус. искусстве происходило в тесной связи с западноевроп. культурой. Но если первые реалист. романы Оноре де Бальзака, явившиеся «величайшей победой реализма», были созданы в 30—40-е годы, то творения русского реализма — «Горе от ума» Грибо­едова, «Евгений Онегин«, «Борис Годунов» и ряд других произведений Пушкина — появились уже в 20-х годах XIX столетия. А в 30—40-х годах реализм мощно про­явился в поэзии и прозе Лермонтова, в творчестве Гоголя, Тургенева и Некрасова.

Конечно, проблемы, темы, герои романов Бальзака («Отец Горио», «Гобсек») отличаются от тех, что занимали русских реалистов, ибо буржуазное общество Фран­ции отличалось от российского. Реализм Бальзака еще в значительной степени сохранял черты романтизма, в то время как у русских писателей они проявлялись меньше. Трагедия декабристского движения обострила внимание Пушкина и других литераторов к истории, к общественным проблемам. Вы согласитесь с той мыслью, если вспомните содержание изученных вами по­вестей Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка». В них ха­рактеры, поведение героев обусловлены конкретными, объектив­ными обстоятельствами, средой, в которых они сформировались. В свою очередь, сами обстоятельства — это тоже порождение времени, исторического движения. Вспомните «старинного русского барина» Троекурова, самодурство, деспотизм, своеволие которого обусловлены его социальным положением, богатством, что сказалось и на воспитании дочери Маши.

В русской реалистической литературе 40-х годов XIX века особо выделилась «натуральная школа» (гоголевская), главным и теоретиком которой был В. Г. Белинский. По мысли Белинского, писатели должны изображать людей обыкновенных, «а не приятные только исключения из общего правила...». Строились эти произведения на основе жизненных наблюдений, точном воспроизведении фактов, деталей.

Последующее развитие реалистического русского и европейского искусства связано с более глубоким психологическим проникновением во внутренний мир человека, с утверждением самоценности личности, ее достоинства, с выяв­лением всех ее человеческих возможностей.

Обобщим основные черты реализма как литературного направ­ления:

  1. Важнейшая особенность реализма — обусловленность харак­теров героев объективными обстоятельствами, окружающей их средой.

  2. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.

  3. Романтики разделяли идеал и действительность на две не­совместимые сферы, а реалисты искали идеал в той же действи­тельности, которая подлежала критике и осуждению.

  4. Созданные ими характеры воплощают в себе существенные, социально значимые черты и называются типическими.

  5. Самое удивительное их свойство — способность к самораз­витию. Писатель следует за поступками и душевными движения­ми героев и не мешает им проявлять свои качества, сохраняя психологическую правду характера, создавая жизненные типы людей.

  6. Типичность характеров и обстоятельств предполагает прав­дивую мотивировку переживаний, суждений, поступков героев.

  7. Реализм проявляется также в стиле, в языке художествен­ного произведения. Слово точно воссоздает исторический быт эпо­хи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их.


Наиболее емкое определение реализма дал Ф. Энгельс: «...Реа­лизм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое вос­произведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Для русского реализма характерно критическое отношение к социально-полит. устройству страны, к самодержавию, к крепостному праву; глубокий гуманистический пафос, интерес к истории народа, к ярким личностям (Петр Ве­ликий, Пугачев), отражение высоких духовных уст­ремлений, нрав. сил русских людей (образы русских жен­щин Некрасова). Для русских писателей-реалистов не было высоких и низких проявлений жизни. Белинский отмечал, что Пушкин, Лермонтов и Гоголь заселили свои произведения героями «и низших, и сред­них, и высших сословий». И что особенно важно: они правдиво раскрыли их внутренний мир, заставили «говорить и барина, и мужика их языком».

!!!!!!! Реализм (из учебника Зерчанинова и Порфиридова)

Реализмом (от лат. realis — вещественный, действи­тельный) называется литературное направление, ставящее своей задачей правдивое изображение жизни в её наиболее типичных образах и обстоятельствах. Различие между романтизмом и реа­лизмом заключается в том, что романтизм рассматривает жизнь под углом зрения того, что должно быть в жизни, а реализм описывает то, что есть в жизни. Основной лозунг реализма: правда жизни, пусть даже жестокая правда!

Реализм как литературное направление сложился не сразу. Глубина и правильность изображения жизни зависят от того, как художник понимает совершающийся перед ним жизненный про­цесс. А степень правильности понимания законов развития жизни зависит от исторических условий, определяющих уровень разви­тия общества.

Человек познавал законы правильной организации человече­ского общества постепенно. В древние времена люди, не обладая ещё пониманием истинных законов жизни, объясняли их дей­ствием божественных сил. Так создались мифы о богах, управ­ляющих миром, у античных народов и религиозные верования позднейших народов. Мифологическое мышление древнего обще­ства неизбежно должно было проявиться в искусстве. В древнем искусстве уже были элементы реа­лизма. Так, в греческой поэме «Илиада» мы находим бытовые эпизоды из жизни античных греков, точные описания их оружия, сцены сражений и т. п. Но в то же время исход сражений ре­шается в этой поэме вмешательством Зевса, Афины Паллады и других богов. Этот этап стихийного реализма в искусстве можно назвать античным или мифологическим реа­лизмом.

Как приём воспроизведения жизненной действительности в оболочке ещё несовершенных научных и общественно-политиче­ских взглядов реализм и позднее всё время существовал в искус­стве. Мы находим его и в произведениях английского драматурга Шекспира, и в древнерусском «Слове о полку Игореве», и в рус­ской литературе XVIII века. Он являлся непременным элементом и классицизма, и сентиментализма, и романтизма, так как каж­дый художник создаёт произведения искусства, неизбежно исходя из опыта своей жизни. Но это ещё не был реализм как литера­турное направление. Он не был литературным направлением, во-первых, потому, что проявлялся лишь в творчестве отдельных писателей, во-вторых, потому, что уровень развития общества не допускал ещё глубокого, правильного понимания законов жизни. Такое познание жизни могла дать только наука с её глубочай­шим проникновением в законы построения общества. Правиль­ному взгляду на окружающую жизнь и на личность человека способствовала и классовая борьба, существовавшая в человече­ском обществе с давних времён и принявшая в Европе особенно острую форму в XVIII—XIX веках. Под влиянием этих факторов реализм становится n XIX веке господствующим направлением в России, вытеснив и классицизм, и сентиментализм, и романтизм.

Основной творческий принцип реализма — вер­ность действительности. Формула «верность действи­тельности» отнюдь не обозначает натуралистическое, фотографи­ческое копирование действительности. Отрицая ложную идеали­зацию действительности и мистику, реализм не только не отрицает фантазии, т. е. творческого вымысла, но обязательно предпола­гает её. «Творчество — это соединение множества мелочей в одно более или менее целое совершенной формы, — писал Горький. — Художественность без «вымысла» невозможна, не существует». Именно творческий вымысел даёт возможность писателю пред­ставить индивидуальное жизненное явление как типическое об­общение действительности.

«Вымысел» ни в каком случае не исключает объектив­ности повествования. Под объективностью повествования под­разумевается такая форма изображения событий, в которой не чувствуется личность писателя и идея автора и выводы из произ­ведения вытекают из самого хода повествования. Не исключает реализм и критического изображения жизни. Наоборот, именно критика жизненных недостатков является могучим средством в борьбе писателя за передовые идеалы. Русский реализм XIX века был по преимуществу критическим реализмом.

Своё величайшее выражение реализм находит в народности искусства, т. е. в отражении жизни под углом зрения народа, в постановке в художественном произведении проблем общена­родного значения, разрешаемых в интересах трудового люда. На­родность произведения требует высокой идейности, так как борьба за народные идеалы есть борьба за передовые идеалы жизни.

Стремление к разрешению задач правдивого, реалистического изображения жизни мы находим уже в творчестве таких русских писателей XVIII века, как Радищев, Фонвизин и др. В условиях своей исторической жизни они воплощали в произведении пе­редовые идеи времени, по-своему удачно разрешали задачи реализма. Дальнейшее развитие реализма мы видим в творчестве И. А. Крылова и А. С. Грибоедова. Но полное торжество реа­лизма в русской литературе XIX века связано с творчеством ве­личайшего русского поэта А. С. Пушкина.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!