6 класс
Урок №1.
Тема урока: «Удивительный мир музыкальных образов»
Цели:
Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.
Повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.
Учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитывать музыкальную культуру.
Оборудование: компьютер, карточки с терминами 9 шт., 9 магнитов, видеослайд с кроссвордом, муз. материал.
Музыкальное содержание:
Гимн России.
А.Е.Варламов «Горные вершины»
Ф.Мендельсон «Песня венецианского лодочника»
С.Рахманинов «Вокализ»
Примечание:
Всё, что курсивом и подчёркнуто – записать в тетрадь.
На музыкальном материале долго «не сидеть»
Ход урока.
Приветствие.
Проверка по журналу.
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята. Закончились веселые летние каникулы, и вы вернулись к учебе, чтобы узнать много нового и интересного. В этом учебном году мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыкальных образов. И надеюсь, что каждая встрече с новым или знакомым музыкальным произведением, будет для вас открытием.
В этом году:
Так же продолжаем вести тетрадь по музыке, куда записываем темы уроков и разные понятия.
Продолжаем вести папку с песнями и сдаем песни на оценку,
За каждый правильный ответ получаем смайлик (показываю)
Музыкальное приветствие:
Каждый год у нас разные музыкальные приветствия и этот год не исключение.
Учитель:
Вот звонок вам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
Дети:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Урок музыки сейчас.
Новая тема урока:
Мы с вами продолжаем работать по учебнику Сергеевой, Критской «Музыка» 6 класс
Тема первого полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Как вы понимаете словосочетание «Мир образов»? то, что мы представляем, когда слушаем музыку, или то, что хотел нам рассказать композитор своим музыкальным произведением
Что значит вокальная музыка?
Какие жанры вокальной музыки вы знаете? Кантаты, песни, романсы,….
Что значит инструментальная музыка?
Какие жанры инструментальной музыки вы знаете? Симфонии, этюды, пьесы, ноктюрны….
Давайте закрепим эти понятия
ВИДЕО о ВОКАЛЬНОЙ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ музыки (1:39мин)
«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а
Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.
Как вы понимаете эти высказывания? Музыка всегда нам о чем то рассказывает, значит действительно, музыку можно сравнить с человеческой речью. Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
Что роднит музыкальную и разговорную речь? Интонация.
А из музыкальных интонаций будет складываться что? Мелодия, музыка
А что такое мелодия? Душа музыкального произведения, его самая существенная сторона.
Вот от этого, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение Музыкального Образа.
ЗАПИСЬ: Тема нашего сегодняшнего урока: «Удивительный мир музыкальных образов»
ЗАПИСЬ: Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
На протяжении всех лет обучения, когда мы исполняли или слушали музыкальные произведения, мы фактически знакомились с разными музыкальными образами.
Характер музыкальных образов зависит, прежде всего, от музыкального языка или от средств музыкальной выразительности.
А вспомнить вам эти средства музыкальной выразительности поможет таблица, в которой вы должны их прочитать по горизонтали или вертикали? Дети ищут слова из таблицы.
Ответы: Регистр, интонация, темп, тембр, форма, динамика, лад, ритм, мелодия.
Чтобы понять музыкальный образ необходимо выявить содержания музыкального произведения. Композитор Дмитрий Кабалевский сказал: «Музыкальное произведение, как все рожденное и живущее имеет своих родителей. Родители – это композитор и жизнь».
Музыкальный образ всегда воплощает какую-то частицу жизни, например картина природы и что-то происходящее в жизни композитора.
Подводя итог вашим словам можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.
Музыкальные образы бывают: лирический, эпический, драматический и другие…
Давайте посмотрим примеры музыкальных образов.
ВИДЕО примеры музыкальных образов (3мин)
У каждого музыкального произведения есть композитор, жанр – это вид в музыке, название, музыкальный образ….
Давайте сейчас с вами немного поиграем. Мы будем в роли экспертов.
Будут звучать музыкальные произведения, ваша задача назвать: название, композитора, жанр, и музыкальный образ.
ПРИМЕР №1
Звучит А.Варламов «Горные вершины» (1:00мин)
Как называется музыкальное произведение? Горные вершины
Кто автор? Александр Варламов
Что за жанр? Романс
Что такое романс? Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.
Музыкальный образ? Лирический.
О чем этот романс? О любви к природе.
ПРИМЕР №2
Звучит Гимн РФ (1 мин)
Как называется музыкальное произведение? Гимн Российской Федерации
Кто его автор? Александров и Михалков
Что такое гимн? (Торжественная песня)
Жанр произведения? Гимн
Какие есть особенности исполнения гимна? Гордо, торжественно, с достоинством, четко….
Музыкальный Образ? Восхваляющий, торжественный. Это музыкальное произведение, которое характеризует свою страну.
ПРИМЕР №3
«Вокализ» Слушание. (1:30мин)
Как называется музыкальное произведение? Вокализ
Кто автор? С.В. Рахманинов
Что такое вокализ? Вокализ – это пение без слов.
В прослушанных произведениях музыкальное произведение исполняет инструмент, но с помощью чего композитору удается передать содержание произведения? (С помощью музыкальной интонации)
Музыкальный образ? Лирический,
О чем вокализ? О любви к Родине, расставание с родиной
ПРИМЕР №4
«Вставайте, люди русские» кантата «Александр Невский» С.Прокофьев (0:45мин)
Как называется музыкальное произведение? Вставайте, люди русские
Что произошло, о сем произведение? О том, что на Русь напали враги.
Кто автор? С.С. Прокофьев
Как называется жанр? Кантата
Что такое кантата? Музыкальное произведение для хора, оркестра и солиста.
Музыкальный образ? Исторический
6. Итог:
Вот и подошел наш урок к концу. Вы побывали сегодня в роли экспертов, определяли музыку, относя ее к жанровой принадлежности, выяснили, что в каждом произведении живет свой, неповторимый музыкальный образ, созданный композитором.
В качестве повторения пройденного материала за урок, я предлагаю вам разгадать кроссворд:
Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую. Инструментальная
С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола.
Торжественная песня. Гимн.
Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная.
Пение без слов. Вокализ.
Вид музыки. Жанр.
Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной. Песня.
Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс.
Её называют душой музыки. Мелодия.
Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация.
То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году. Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ.
7. Рефлексия:
В качестве рефлексии (оценка урока), я предлагаю вам выбрать образ урока:
Лирический – вам всем понравилось, работать было легко и интересно
Эпический – нужно еще все осмыслить и разобраться в теме урока до конца
Драматический – мне было трудно и непонятно на уроке, требуется помощь.
Распевание.
Разучивание песни.
5