СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс, урок музыки по теме: Удивительный мир музыкальных образов - 1 урок

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 класс, урок музыки по теме: Удивительный мир музыкальных образов - 1 урок»

6 класс

Урок №1.

Тема урока: «Удивительный мир музыкальных образов»

Цели:

    • Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.

    • Повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

    • Учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ.

    • Развивать вокально-хоровые навыки.

    • Воспитывать музыкальную культуру.

Оборудование: компьютер, карточки с терминами 9 шт., 9 магнитов, видеослайд с кроссвордом, муз. материал.

Музыкальное содержание:

  • Гимн России.

  • А.Е.Варламов «Горные вершины»

  • Ф.Мендельсон «Песня венецианского лодочника»

  • С.Рахманинов «Вокализ»

Примечание:

  • Всё, что курсивом и подчёркнуто – записать в тетрадь.

  • На музыкальном материале долго «не сидеть»

Ход урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка по журналу.

  3. Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята. Закончились веселые летние каникулы, и вы вернулись к учебе, чтобы узнать много нового и интересного. В этом учебном году мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыкальных образов. И надеюсь, что каждая встрече с новым или знакомым музыкальным произведением, будет для вас открытием.

В этом году:

    • Так же продолжаем вести тетрадь по музыке, куда записываем темы уроков и разные понятия.

    • Продолжаем вести папку с песнями и сдаем песни на оценку,

    • За каждый правильный ответ получаем смайлик (показываю)


  1. Музыкальное приветствие:

Каждый год у нас разные музыкальные приветствия и этот год не исключение.

Учитель:

Вот звонок вам дал сигнал: 
Поработать час настал. 
Так что время не теряем 
И работать начинаем 
Дети:

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно. 
На урок торопит нас, 
Урок музыки сейчас. 


  1. Новая тема урока:

Мы с вами продолжаем работать по учебнику Сергеевой, Критской «Музыка» 6 класс

Тема первого полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

  • Как вы понимаете словосочетание «Мир образов»? то, что мы представляем, когда слушаем музыку, или то, что хотел нам рассказать композитор своим музыкальным произведением

  • Что значит вокальная музыка?

  • Какие жанры вокальной музыки вы знаете? Кантаты, песни, романсы,….

  • Что значит инструментальная музыка?

  • Какие жанры инструментальной музыки вы знаете? Симфонии, этюды, пьесы, ноктюрны….

Давайте закрепим эти понятия

ВИДЕО о ВОКАЛЬНОЙ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ музыки (1:39мин)


«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а

Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.

  • Как вы понимаете эти высказывания? Музыка всегда нам о чем то рассказывает, значит действительно, музыку можно сравнить с человеческой речью. Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.

  • Что роднит музыкальную и разговорную речь? Интонация.

  • А из музыкальных интонаций будет складываться что? Мелодия, музыка

  • А что такое мелодия? Душа музыкального произведения, его самая существенная сторона.

Вот от этого, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение Музыкального Образа.


ЗАПИСЬ: Тема нашего сегодняшнего урока: «Удивительный мир музыкальных образов»

ЗАПИСЬ: Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

На протяжении всех лет обучения, когда мы исполняли или слушали музыкальные произведения, мы фактически знакомились с разными музыкальными образами.

Характер музыкальных образов зависит, прежде всего, от музыкального языка или от средств музыкальной выразительности.

  • А вспомнить вам эти средства музыкальной выразительности поможет таблица, в которой вы должны их прочитать по горизонтали или вертикали? Дети ищут слова из таблицы.

Ответы: Регистр, интонация, темп, тембр, форма, динамика, лад, ритм, мелодия.


Чтобы понять музыкальный образ необходимо выявить содержания музыкального произведения. Композитор Дмитрий Кабалевский сказал: «Музыкальное произведение, как все рожденное и живущее имеет своих родителей. Родители – это композитор и жизнь».

Музыкальный образ всегда воплощает какую-то частицу жизни, например картина природы и что-то происходящее в жизни композитора.

Подводя итог вашим словам можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Музыкальные образы бывают: лирический, эпический, драматический и другие…

Давайте посмотрим примеры музыкальных образов.

ВИДЕО примеры музыкальных образов (3мин)

У каждого музыкального произведения есть композитор, жанр – это вид в музыке, название, музыкальный образ….

Давайте сейчас с вами немного поиграем. Мы будем в роли экспертов.

Будут звучать музыкальные произведения, ваша задача назвать: название, композитора, жанр, и музыкальный образ.

ПРИМЕР №1

Звучит А.Варламов «Горные вершины» (1:00мин)

  • Как называется музыкальное произведение? Горные вершины

  • Кто автор? Александр Варламов

  • Что за жанр? Романс

  • Что такое романс? Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.

  • Музыкальный образ? Лирический.

  • О чем этот романс? О любви к природе.


ПРИМЕР №2

Звучит Гимн РФ (1 мин)

  • Как называется музыкальное произведение? Гимн Российской Федерации

  • Кто его автор? Александров и Михалков

  • Что такое гимн? (Торжественная песня)

  • Жанр произведения? Гимн

  • Какие есть особенности исполнения гимна? Гордо, торжественно, с достоинством, четко….

  • Музыкальный Образ? Восхваляющий, торжественный. Это музыкальное произведение, которое характеризует свою страну.


ПРИМЕР №3

«Вокализ» Слушание. (1:30мин)

  • Как называется музыкальное произведение? Вокализ

  • Кто автор? С.В. Рахманинов

  • Что такое вокализ? Вокализ – это пение без слов.

  • В прослушанных произведениях музыкальное произведение исполняет инструмент, но с помощью чего композитору удается передать содержание произведения? (С помощью музыкальной интонации)

  • Музыкальный образ? Лирический,

  • О чем вокализ? О любви к Родине, расставание с родиной


ПРИМЕР №4

«Вставайте, люди русские» кантата «Александр Невский» С.Прокофьев (0:45мин)

  • Как называется музыкальное произведение? Вставайте, люди русские

  • Что произошло, о сем произведение? О том, что на Русь напали враги.

  • Кто автор? С.С. Прокофьев

  • Как называется жанр? Кантата

  • Что такое кантата? Музыкальное произведение для хора, оркестра и солиста.

  • Музыкальный образ? Исторический




6. Итог:

Вот и подошел наш урок к концу. Вы побывали сегодня в роли экспертов, определяли музыку, относя ее к жанровой принадлежности, выяснили, что в каждом произведении живет свой, неповторимый музыкальный образ, созданный композитором.

В качестве повторения пройденного материала за урок, я предлагаю вам разгадать кроссворд:

  1. Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую. Инструментальная

  2. С итальянского языка переводится как песня на воде. Баркарола.

  3. Торжественная песня. Гимн.

  4. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. Вокальная.

  5. Пение без слов. Вокализ.

  6. Вид музыки. Жанр.

  7. Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной. Песня.

  8. Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. Романс.

  9. Её называют душой музыки. Мелодия.

  10. Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. Интонация.

  11. То, о чём мы будем говорить на уроках в этом году. Это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Музыкальный образ.


7. Рефлексия:

В качестве рефлексии (оценка урока), я предлагаю вам выбрать образ урока:

  • Лирический – вам всем понравилось, работать было легко и интересно

  • Эпический – нужно еще все осмыслить и разобраться в теме урока до конца

  • Драматический – мне было трудно и непонятно на уроке, требуется помощь.


  1. Распевание.

  2. Разучивание песни.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!