СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №40 «Толстой – это целый мир». История создания и жанровые особенности «Кавказский пленник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Нравственный выбор человека" 

Просмотр содержимого документа
«6 класс Урок №40 «Толстой – это целый мир». История создания и жанровые особенности «Кавказский пленник»»

05.02.21

Русская литература 6 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №40

«Толстой – это целый мир». История создания и жанровые особенности произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели обучения

(кратко)

  • дать представление о писателе, об истории создания рассказа «Кавказский пленник»;

  • определить признаки жанра в тексте;

  • выделить структурные элементы произведения.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

  1. Прочитай информационную карточку.

Детство Л. Н. Толстого прошло в деревне Ясная Поляна. Детей было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и младшая сестра Машенька. Дети рано осиротели, в 1830 году умерла мать (Льву было 1,5 года), несколькими годами позднее умер отец ( в 1837 году, Льву - 9 лет). Воспитательницей детей стала Татьяна Александровна Ергольская. Дети росли очень дружными, на них огромное влияние оказывал старший брат Николай. Он много читал, замечательно рассказывал и очень хорошо рисовал. Под влиянием старшего брата младшие уже в раннем возрасте задумывались о смысле жизни, о том, что нужно делать, чтобы все людям было хорошо и счастливо жить на свете.

Когда Лев Николаевич вырос, то, именно желая походить на старшего брата, он отправился на Кавказ, в действующую армию, где принял участие в Крымской войне (1853 - 1856гг.) Как умный человек Л.Н. понимал, что война приносит лишь горе простому человеку. Поэтому по окончании военных действий он вышел в отставку и полностью посвятил себя литературе. Толстой возвращается в Ясную Поляну, много пишет, занимается физическим трудом. Но была у него ещё одна задумка. Толстого очень огорчало, что дети простых бедных крестьян не имеют возможности учиться, и в 1859 году он решил открыть школу в Ясной Поляне, причём бесплатную. Сохранились воспоминания первых учеников Яснополянской школы, которые очень интересно рассказывали о своём учителе Л. Н. Толстом. Он был очень силён физически, любил всякий спорт: ходьбу, верховую езду, боролся и научил борьбе своих учеников. В 70 лет выучился кататься на коньках. Толстой был очень любознательным: изучал историю, музыку, рисование, медицину. Он сам написал учебник для самых маленьких - "Азбуку".

Было создано двадцать школ. Выросшим своим ученикам Толстой помогал учиться дальше, многие после окончания курсов становились учителями. Лев Николаевич создавал для них педагогический журнал "Ясная Поляна".

Л. Н. Толстой был граф по происхождению, знатный дворянин, но он изменил порядки в своём имении, дал крестьянам свободу и землю, себе оставил небольшой надел, который сам же и обрабатывал, любил пахать, любил простую крестьянскую жизнь и труд.

В творчестве Л. Н. Толстого большое место уделяется событиям, очевидцем которых он был, то есть он в своих произведениях описывал то, что видел; то, что сам доподлинно знал. В молодости он служил на Кавказе и написал впоследствии много интересных произведений о людях, живущих в том суровом горном краю, описал обычаи, существующие у разных народов.


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)



Ответь

  1. Укажите верное или неверное утверждение:

  1. Л. Н. Толстой любил заниматься земледелием

Верно - неверно

  1. Брат Л.Н. Толстого являлся автором «Азбуки»

Верно - неверно

  1. Л.Н. Толстой был очень обеспокоен судьбой крестьян, платил им большое жалование.

Верно - неверно

  1. В основу многих произведений легли истории, услышанные писателем от многих знакомых

Верно - неверно

  1. Л.Н. Толстой всю жизнь мечтал научиться искусству верховой езды

Верно - неверно

  1. Имея воинское звание, граф Л.Н. Толстой подает в отставку, потому что решил, что следует написать исторический роман о войне

Верно - неверно


Запиши ответ:

Цифра – верно/неверно


Выполни

  1. Выполни задания в тетради и на сайте онлайн-мектеп.

Задание №1.

  1. Изучи конспект на сайте онлайн-мектеп (см. Приложение №1)

  2. Определи жанр данного произведения. Приведи 3 аргумента. Сделай записи в тетрадь.

  3. Укажи морально-нравственные проблемы, которые затрагивает писатель в этом произведении. Сделай записи в тетрадь.

  4. Выполни задания на сайте онлайн-мектеп.


Жанр:

Аргументы:

1)

2)

3)

Морально-нравственные проблемы:

  1. и т.д.


Рефлексия

  • Теперь я знаю о Л.Н.Толстом и истории создания рассказа «Кавказский пленник».

  • У меня получилось

  • определить признаки жанра в тексте;

  • выделить структурные элементы произведения;

  • сформулировать проблемы, которых касается автор в произведении.

Поставь знаки

«+» или «-»


Приложение №1.

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» впервые было опубликовано в 1872 году. Сам автор определил этому рассказу такую жанровую разновидность, как быль, подразумевая тем самым, что написанная им история происходила в реальности. Учитывая то, что Лев Николаевич Толстой был участником военных действий и служил на Кавказе, в правдивости данной истории сомнений мало. Кроме того, сам Л.Н. Толстой в своих воспоминаниях писал о похожем случае, произошедшим с ним во время его службы на Кавказе. Таким образом, данное произведение можно считать рассказом-былью.


Рассказ-быль – это небольшой рассказ о происшествии, которое якобы имело место в действительности.

Жанровые особенности данного произведения следующие:

  • Рассказ «Кавказский пленник» небольшой по объему и повествует о событиях, произошедших за короткий период времени. В этом рассказе автор не дает читателю описание всей жизни главного героя, а только описывает определенный этап его жизни.

  • Количество героев ограничено. Из рассказа мы узнаем о храбром русском офицере Иване Жилине, который находится в центре военных действий: «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы». Кроме главного персонажа, можно выделить таких героев, как офицер Костылин и девочка Дина. Остальные герои носят второстепенный и эпизодический характер.

  • Сюжетная линия построена на одном происшествии и основывается на противопоставлении двух русских офицеров, оказавшихся в плену у горцев.

В композиции рассказа «Кавказский пленник» можно выделить следующие структурные элементы:

  1. Экспозиция (сообщение о войне на Кавказе и о письме, полученном Жилиным от матери).

  2. Завязка (Жилин отправляется вместе с обозом домой и попадает в плен).

  3. Развитие действия с кульминацией (нахождение в деревне горцев и две попытки побега из плена).

  4. Развязка (удачно завершенный побег).

  5. Эпилог (отказ от мысли съездить домой).

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» раскрывает сразу несколько морально-нравственных проблем: помощь товарищу в трудную минуту, проблема долга и чести, нравственный выбор. Произведение также показывает, как доброта и отзывчивость могут растопить стену вражды, как маленькая девочка оказывается способна на благородный поступок в отношении врагов своего народа. Кроме того, история Жилина учит тому, что никогда не стоит сдаваться и, несмотря на трудности и преграды, можно всего добиться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!