29.01.21 | Русская литература 6 класс |
Ф.И.О. учителя | Алямкина В.А. |
Урок №37-38 | Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней |
Цели обучения (кратко) | познакомиться с понятием «драматизм»; давать развернутый ответ на проблемный вопрос; характеризовать героев, используя цитаты из текста; выделять структурные элементы произведения; формулировать основную мысль эпизода. |
Ф.И. учащегося | |
Порядок действий | Ресурсы (заполняется учителем) | Выполнение (заполняется учеником) |
Изучи | Прочитай информационную карточку. Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки. Теория литературы. драматизм - драматизм - dramatic effect Драматизм – это крайняя напряженность, трудность положения, обстоятельств. Просмотри текст рассказа «Муму» (учебник, стр. 113-128) | Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась) |
Ответь | Ответь на вопросы (устно - аудиосообщение) Почему Герасим не протестует, а соглашается сам убить Муму? Осмысли этот эпизод, примеряя одну из «шляп» » (см. приложение «Метод 6 шляп»). Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова. Чем история жизни немого Андрея отличается от судьбы Герасима? Как вы полагаете, почему Тургенев дал иную, чем в реальной жизни, развязку этой истории? Почему для автора важен именно такой финал, основанный на художественном вымысле? | Ответь на вопросы устно – пришли аудиосообщение |
Выполни | Выполни задания в тетради и на сайте «онлайн-мектеп». Задание №1. Как относятся к Муму разные персонажи рассказа? Заполни предложенную схему, приведи цитаты в подтверждение своих размышлений. Задание №2. Определи, как усиливается драматизм пребывания Герасима в доме барыни. Заполни таблицу. Что отнимает барыня у крепостного? | Действия барыни | Реакция Герасима | Право заниматься любимым делом. | | | Право любить и быть любимым. | | | Право иметь верного и искреннего друга. | | | Задание №3. Выполни комплекс заданий, состоящий из 9 упражнений, на платформе онлайн-мектеп, прочитав конспект урока на сайте. | Заполни кластер в тетради (собственные размышления + цитаты для подкрепления своих мыслей) Заполни таблицу в тетради, сделай вывод по вопросу https://onlinemektep.org/ |
Рефлексия | Теперь я знаю, что такое «драматизм». У меня получилось характеризовать отношение героев к персонажу произведения, используя цитаты из текста; выделить структурные элементы произведения; сформулировать основную мысль эпизода. | Поставь знаки «+» или «-» |
Многие читатели не могут понять, зачем Герасим убил животное. Ведь он мог избавиться от Муму другим способом, но он предпочел привязать ей камень на шею и сбросить в воду. Почему он так поступил? Осмысли этот эпизод, примеряя разные шляпы. Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова.
Факты | Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. | Ослушаться он не мог, так как … |
Позитивное мышление | Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. | Герасим мог продать или ... Но неизвестно, как бы жилось у нового …. Герасим не может допустить, чтобы … , поэтому, согласно его логике, лучше избавить …. |
Проблемы, противоречия | Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить, почему так произошло. | Приказ избавиться от … лишал его единственного, что у него было в жизни –…. Капризная старуха сначала вырвала его из …, затем разлучила с …, а в конце рассказа заставила расстаться с …. Барыня лишает Герасима всего, что …. |
Эмоции | Не нужно объяснять, почему ты пережил то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление), надо лишь осознать это. | Какими были последние минуты прощания с Муму? Герасиму было …. В трактире он … В лодке она … |
Творчество | Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Задайся вопросом: «Что можно было сделать иначе, почему и как именно?» | Мог ли Герасим оставить Муму в живых? Предложи свой вариант. |
Обобщение | Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. | Таким образом, принятое решение можно рассматривать как …. Мне кажется, …. |