СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №37-38 Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Нравственный выбор человека" 

Просмотр содержимого документа
«6 класс Урок №37-38 Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней»

29.01.21

Русская литература 6 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №37-38

Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней

Цели обучения

(кратко)

  • познакомиться с понятием «драматизм»;

  • давать развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • характеризовать героев, используя цитаты из текста;

  • выделять структурные элементы произведения;

  • формулировать основную мысль эпизода.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи


  1. Прочитай информационную карточку.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

  1. Теория литературы.

драматизм - драматизм - dramatic effect

Драматизм – это крайняя напряженность, трудность положения, обстоятельств.

  1. Просмотри текст рассказа «Муму» (учебник, стр. 113-128)


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)



Ответь

  1. Ответь на вопросы (устно - аудиосообщение)

  • Почему Герасим не протестует, а соглашается сам убить Муму? Осмысли этот эпизод, примеряя одну из «шляп» » (см. приложение «Метод 6 шляп»). Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова.

  • Чем история жизни немого Андрея отличается от судьбы Герасима? Как вы полагаете, почему Тургенев дал иную, чем в реальной жизни, развязку этой истории? Почему для автора важен именно такой финал, основанный на художественном вымысле?


Ответь на вопросы устно – пришли аудиосообщение

Выполни

  1. Выполни задания в тетради и на сайте «онлайн-мектеп».

Задание №1.

Как относятся к Муму разные персонажи рассказа?

Заполни предложенную схему, приведи цитаты в подтверждение своих размышлений.


Задание №2.

Определи, как усиливается драматизм пребывания Герасима в доме барыни. Заполни таблицу.


Что отнимает барыня у крепостного?

Действия барыни

Реакция Герасима

Право заниматься любимым делом.



Право любить и быть любимым.



Право иметь верного и искреннего друга.



  • Почему все эти события драматичны?

Задание №3.

Выполни комплекс заданий, состоящий из 9 упражнений, на платформе онлайн-мектеп, прочитав конспект урока на сайте.







Заполни кластер в тетради

(собственные размышления + цитаты для подкрепления своих мыслей)





Заполни таблицу в тетради, сделай вывод по вопросу











https://onlinemektep.org/


Рефлексия

  • Теперь я знаю, что такое «драматизм».

  • У меня получилось

  • дать развернутые ответы на проблемные вопросы;

  • характеризовать отношение героев к персонажу произведения, используя цитаты из текста;

  • выделить структурные элементы произведения;

  • сформулировать основную мысль эпизода.

Поставь знаки

«+» или «-»


Приложение

Метод шести шляп.

Многие читатели не могут понять, зачем Герасим убил животное. Ведь он мог избавиться от Муму другим способом, но он предпочел привязать ей камень на шею и сбросить в воду. Почему он так поступил? Осмысли этот эпизод, примеряя разные шляпы. Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова.

Факты 

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Ослушаться он не мог, так как …

Позитивное мышление

Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными.

Герасим мог продать  или ... Но неизвестно, как бы жилось  у нового  …. Герасим не может допустить, чтобы … , поэтому, согласно его логике, лучше избавить  ….

Проблемы, противоречия

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, и объяснить, почему так произошло.

Приказ избавиться от  … лишал его единственного, что у него было в жизни –…. Капризная старуха сначала вырвала его из …, затем разлучила с  …, а в конце рассказа заставила расстаться с  …. Барыня лишает Герасима всего, что  ….

Эмоции

Не нужно объяснять, почему ты пережил то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление), надо лишь осознать это.

Какими были последние минуты прощания с Муму?

Герасиму было …. В трактире он  …

В лодке она  …


Творчество

Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Задайся вопросом: «Что можно было сделать иначе, почему и как именно?»

Мог ли Герасим оставить Муму в живых? Предложи свой вариант.

Обобщение

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы.

Таким образом, принятое решение можно рассматривать как  …. Мне кажется,  ….




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!