СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Урок №35 Анализ ключевых эпизодов рассказа И.С.Тургенева "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся могут:

– определить тему и основную мысль рассказа;

– делать выводы о роли ключевых эпизодов;

– назвать черты характера героя, которые раскрываются в ключевых эпизодах, и анализировать его поведение;

– использовать цитаты для аргументации своей позиции.

Просмотр содержимого документа
«1_урок_3»

Школа:


Дата:

ФИО учителя:

Класс: 6

Количество присутствующих: отсутствующих:

Тема урока

6.3 Нравственный выбор человека

3.3 И.С.Тургенев «Муму». Идейное содержание рассказа

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ2- определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

АИ 4 Анализ эпизодов


Цели урока

АИ2 - определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

АИ4 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев

Критерии оценивания


Определяют события композиционных частей;

Определяют основную мысль в структуре произведения

Привитие ценностей

Сотрудничество, обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные связи

История

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для показа презентации

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках.

Ход урока

Запланированные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 минут







  1. Приветствие.

Учитель показывает фрагмент из мультфильма «Муму» и дает задание определить, из какой части произведения данный фрагмент

Ожидаемые результаты:

  • Повторят и закрепят понятие композиции художественного произведения;

  • Смогут определить композиционные части рассказа;

  • Определят основную мысль произведения в структуре произведения

Приложение 1

Середина урока

5 минут







5 минут



15 минут

























5 минут

  1. (К) Стратегия «Мозговой штурм»

Учитель задает вопросы учащимся, направленные на обсуждение о строении произведения

1.Как развиваются события в «Муму»?

2.Где происходит самое интересное и то, что раскрывает смысл произведения?

3.Что вы знаете о композиции художественного произведения?

Составьте ментальную карту/ кластер композиции произведения

Учитель по уровню подготовленности класса может сам помочь с объяснением темы «Композиция художественного произведения»

Ф Вопросы-ответы

  1. (Г) Анализ эпизодов.

Учитель делит класс на группы «экспозиция», «завязка», «развитие действия», «кульминация», «завязка»


Учитель дает задание в группах определить события, которые относятся к части композиции рассказа по названию группы. Они делают краткие записи, описывающие события каждой части композиции.

Определяют роль этого эпизода в произведении. Помогает ли этот эпизод раскрыть характер героя?

Дифференциация

(если ученикам сложно выполнить задание, то учитель дает сам список и дает задание выбрать из списка событий, соотнести к композиционным частям)

Например:

«Экспозиция»: Дом барыни

«Завязка»: Жизнь Герасима в доме барыни.
«Развитие действий»: Барыня решает женить пьяницу Капитона Климова. Привязанность Герасима к Татьяне.

Расставание с Татьяной.

Герасим находит Муму и выхаживает ее.

Барыня велит прогнать собачку.

«Кульминация»:
Герасим прячет Муму от барыни.

Барыня велит убить собаку,

Герасим обещает это сделать сам.

Герасим сдерживает свое обещание.
«Завязка»: Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Вопрос ко всему классу: определить, где же самая важная часть рассказа, раскрывающая основную мысль рассказа.


Критерии оценивания:

  • Определяют события композиционных частей;

  • Определяют основную мысль в структуре произведения

  • Определить значение эпизода в произведении, приводя не менее 2 аргументов из текста;

  • Определить, как автор раскрывает характер героя в данном эпизоде

Ф/комментарий учителя




Приложение 1









Приложение 2



Конец урока

5 минут

  1. Рефлексия. Стратегия «3М» 

Называют 3 момента, которые наиболее запомнились


Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Учитель направляет и поддерживает по уровню подготовленности учащихся (если ученикам сложно выполнить задание, то учитель дает сам список и дает задание выбрать нужное из списка событий , соотнести к композиционным частям)


Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

Вопросы-ответы

комментарий учителя

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки;

физкультминутка.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.



Просмотр содержимого документа
«1__????»

Школа:


Дата:

ФИО учителя:

Класс:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

6.3 Нравственный выбор человека

3.3 Глубина идейного содержания рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.2.2.1 – определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

6.2.4.1 – анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев.


Цели урока

Учащиеся могут:

  • определить тему и основную мысль рассказа;

  • делать выводы о роли ключевых эпизодов;

  • назвать черты характера героя, которые раскрываются в ключевых эпизодах, и анализировать его поведение;

  • использовать цитаты для аргументации своей позиции.

Критерии оценивания

– определяет тему и основную мысль рассказа;

– определяет роль эпизода в произведении;

– называет черты характера Герасима;

– анализирует поведение героя, дает оценку его поступкам;

– определяет авторское отношение к герою.

Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов. Связь с искусством кино: учащиеся могут посмотреть фрагмент экранизации рассказа, отражающий образы героев и развитие сюжета. Связь с историей: апелляция к фактам, воссоздающим жизнь, быт и нравы самодержавно-крепостнического строя в России 1-ой половины XIX века.

Предварительные знания


На предыдущих уроках учащиеся работали на достижение цели «иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему». Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на анализ ключевых эпизодов, определение темы и основной мысли художественного текста; развитие навыков анализа и интерпретации.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 мин

I. Актуализация знаний. Тест на соотнесение.

Учитель предлагает учащимся вспомнить основные теоретико-литературные понятия, которые непосредственно связаны с темой урока и его целями. (Презентация, слайд 1).

Задание: соотнесите определение литературоведческого термина и его название.

1. Фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения. 

2. То, что лежит в основе того или иного текста.

3. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

4. Сложный жизненный вопрос, требующий разрешения, исследования.

5. Главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

А – тема; Б – проблема; В – идея; Г – сюжет; Д – эпизод.


Чтобы учащиеся могли оценить результат своей работы, учитель может записать на доске или вывести на экран ключ к тесту:

1 – Д; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б; 5 – В.


II. Вызов По просьбе учителя учащиеся выскажут предположения о теме урока.

III. Целеполагание.

Учитель объявляет тему урока и цели обучения. Совместно с учащимися определяются цели урока.



Презентация (слайд 1)













Презентация (слайды 2-4)

Середина урока

32 мин.

IV. Анализ эпизодов.

  1. (П) Анализ кинофрагмента.

Учащиеся познакомятся с фрагментом экранизации рассказа И.С. Тургенева «Муму», созданной режиссерами А. Бобровским и Е. Тетериным в 1959 году; обсудят события и героев, изображенных в данном эпизоде. Перед демонстрацией кинофрагмента учителю необходимо озвучить задание.

Задание.

1. Посмотрите эпизод из экранизации рассказа И.С. Тургенева «Муму».

2. Обсудите в парах следующие вопросы:

  • Как бы вы озаглавили этот эпизод?

  • Кто является героями данного эпизода?

  • Какие черты характера барыни раскрываются в данном эпизоде?

  • Какие наблюдения о её внешности, манере поведения и поступках вы можете сделать?

  • Какую роль играет этот эпизод в рассказе?

По завершении работы представители нескольких пар познакомят класс с результатами обсуждения кинофрагмента.

2. (Г) Анализ эпизодов из текста рассказа.

Учитель делит класс на несколько групп; раздает задания (Вариант 1 и Вариант 2); в группах, которым достался Вариант 2, должно быть не менее 6 человек.

В карточках (Вариант 1) предлагается дифференцированное задание. Это задание учитель может предложить более мотивированным учащимся.

Либо, если класс подготовленный, учитель может распределить (ученики сами могут распределить) все задания между членами группы.

Вариант 1.

Задание.

1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

2. Какие черты характера барыни раскрываются в данном эпизоде?

3.Что хочет сказать автор, описывая её поведение?

4.Каково, по вашему мнению, отношение автора к барыне?

5.Какую роль играет этот эпизод в рассказе?


*** Творческое задание. Представьте себе, что вы участники суда над героиней этого эпизода. В группе распределите роли: «обвиняе­мая» – барыня-крепостница, «судья», «прокурор», «адвокат», «свидетели». Подготовьте своё выступление на суде от имени одного из участников. Выразите своё отно­шение к героям и событиям, изображённым в эпизоде. В качестве «судебных» доказательств используйте дета­ли и цитаты из соответствующего эпизода текста. (См.: Дидактический материал, Приложение 1).


Вариант 2.

Задание.

1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

2. Обсудите в группе:

  • Какие черты характера Герасима раскрываются в данном эпизоде?

  • Что хочет сказать автор, описывая его поведение?

  • Каково, по вашему мнению, отношение автора к герою?

  • Какую роль играет этот эпизод в рассказе?

3. Выполните задание в соответствии с выбранным цветом «шляпы мышления». Подготовьте выступление (в роли спикера должен выступить каждый из членов группы); используйте детали и цитаты из текста для аргументации. (См.: Дидактический материал, Приложение 2).


ФО Взаимооценивание. Прием «Аквариум» или «Две звезды и пожелание».

Критерий оценивания:

– анализирует эпизод.

Дескрипторы:

– называет черты характера героя/героев;

– анализирует поведение героя/героев;

– определяет авторское отношение к герою/героям;

– определяет роль эпизода в произведении;


V. Интерактивное упражнение «Микрофон».

Учитель «пускает» по классу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», должен четко и лаконично высказать свою точку зрения по данным вопросам.

1. Какое из данных ниже высказываний, на ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает тему и основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

  • «…цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов...» (Н.В. Родзянко).

  • «Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души...» (О.А. Тургенева).

  • «...Мне нет нужды знать: вымысел ли это, или факт, действительно ли существовал дворник Герасим, или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим...» (И.С. Аксаков).

2. Как бы вы сами сформулировали тему произведения; основную мысль рассказа?

Критерий оценивания:

– определяет тему и основную мысль рассказа.

Дескрипторы:

– определяет тему рассказа;

– формулирует основную мысль рассказа;

– приводит аргументы в доказательство своей позиции;

– использует цитаты.



Аудио-визуальные материалы









Презентация (слайд 5)







Приложение 1








Презентация (слайд 6)



Приложение 2














Презентация

( слайд 7)














Приложение 3















Конец урока

3 мин

VI. Рефлексия. Анкета.

Ученикам предлагается небольшая анкета; выбранный ответ в правой графе таблицы учащиеся подчеркивают или выделяют маркерами (см.: Методические рекомендации).

Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе-рассуждение (80-100 слов) об идейном содержании рассказа И.С. Тургенева «Муму».


Презентация (слайд 8)

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (план анализа эпизода, алгоритм выполнения задания).


Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов: «шесть шляп мышления»; ролевая игра «Суд над героем»).



Просмотр содержимого документа
«3__????????????? ????????»

Приложение 1


Вариант 1. Задание.


1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

2. Какие черты характера барыни раскрываются в данном эпизоде?

3.Что хочет сказать автор, описывая её поведение?

4.Каково, по вашему мнению, отношение автора к барыне?

5.Какую роль играет этот эпизод в рассказе?


*** Творческое задание. Представьте себе, что вы участники суда над героиней этого эпизода. В группе распределите роли: «обвиняе­мая» – барыня-крепостница, «судья», «прокурор», «адвокат», «свидетели». Подготовьте своё выступление на суде от имени одного из участников. Выразите своё отно­шение к героям и событиям, изображённым в эпизоде. В качестве «судебных» доказательств используйте дета­ли и цитаты из текста.



«В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у ней всегда случались после слишком сытного ужина. Внезапный лай ее разбудил; сердце у ней забилось и замерло. «Девки, девки! Проговорила она. – Девки!» Перепуганные девки вскочили к ней в спальню. «Ох, ох, умираю! – проговорила она, тоскливо разводя руками. – Опять, опять эта собака!.. Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят... Собака, опять собака! Ох!» – и она закинула голову назад, что должно было означать обморок. Бросились за доктором, то есть за домашним лекарем Харитоном…

Герасим обернулся, увидал замелькавшие огни и тени в окнах и, почуяв сердцем беду, схватил Муму под мышку, вбежал в каморку и заперся. Через несколько мгновений пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Барыня, вероятно, не так-то бы скоро успокоилась, да лекарь второпях вместо двенадцати капель налил целых сорок; сила лавровишенья и подействовала – через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно; а Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму.

На следующее утро барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения для того, чтобы дать приказ к решительному натиску на Герасимово убежище, а сам готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось. Лежа в постели, барыня велела позвать к себе старшую приживалку, барыня велела позвать к себе старшую приживалку.

– Любовь Любимовна, – начала она тихим и слабым голосом; она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко, – Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни?..

Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними. Гаврила сделал шаг вперед.

– Смотри, брат, – промолвил он, – у меня не озорничай.

И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки: подавай, мол, ее сейчас, а то беда будет.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

– Да, да, – возразил тот, кивая головой, – да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берет на себя уничтожить Муму…

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой и через Любовь Любимовну велел доложить барыне, что всё исполнено... Барыня завязала в носовом платке узелок, налила на него одеколону, понюхала, потерла себе виски, накушалась чаю и, будучи еще под влиянием лавровишневых капель, заснула опять».

Приложение 2

Вариант 2. Задание.

1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

2. Обсудите в группе:

  • Какие черты характера Герасима раскрываются в данном эпизоде?

  • Что хочет сказать автор, описывая его поведение?

  • Каково, по вашему мнению, отношение автора к герою?

  • Какую роль играет этот эпизод в рассказе?

3. Выполните задание в соответствии с выбранным цветом «шляпы мышления». Подготовьте выступление (в роли спикера должен выступить каждый из членов группы); используйте детали и цитаты из текста для аргументации.



«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке. Ерошка посторонился и дал ему пройти. Герасим направился к воротам. Мальчишки и все бывшие на дворе проводили его глазами, молча. Он даже не обернулся: шапку надел только на улице. Гаврила послал вслед за ним того же Ерошку в качестве наблюдателя. Ерошка увидал издали, что он вошел в трактир вместе с собакой, и стал дожидаться его выхода. В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что ее недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой – до кушанья. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. Он заслонил лицо свое рукой….

Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…

Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков… Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу ветер с родины ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...».










«Шесть шляп мышления»



Белая шляпа – изложение конкретных фактов, событий, не выражая никаких эмоций.

Желтая шляпа – положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование, почему они являются позитивными; что было хорошего, полезного и почему.

Черная шляпа – критическое мышление; выявление противоречий, недостатков и анализ их причин; что было проблематично, негативно и почему.

Красная шляпа – эмоциональная; нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами в прочитанном тексте; с каким именно эпизодом связана та или иная эмоция: сожаление, грусть, радость, раздражение, восхищение и пр.

Зеленая шляпа творческое мышление; помогает найти новые грани в изучаемом материале: что можно было бы сделать иначе, как-то усовершенствовать, изменить; почему и как именно?

Синяя шляпа философская, обобщающая, аналитическая: анализ содержания; характеристика героев и средств создания образа; нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.



Приложение 3

1. Какое из данных ниже высказываний, на ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает тему и основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

  • «…цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов...» (Н.В. Родзянко).

  • «Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души...» (О.А. Тургенева).

  • «...Мне нет нужды знать: вымысел ли это, или факт, действительно ли существовал дворник Герасим, или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим...» (И.С. Аксаков).

2. Как бы вы сами сформулировали тему произведения; основную мысль рассказа?

Просмотр содержимого документа
«4_03__Приложение 3»

Набор цитат из текста из произведения



Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.


Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? — прибавила она с нерешительностью.


Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку.

Отнести ее вон, — проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! какая она злая!


Чтоб ее сегодня же здесь не было... слышишь?

Перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму. Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди; он схватил Муму, стиснул ее в своих объятьях; она в одно мгновенье облизала ему нос, глаза, усы и бороду...


«Ох, ох, умираю! — проговорила она, тоскливо разводя руками. — Опять, опять эта собака!..


Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь.

«Впрочем, — толкуют мужики, — его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака — на что ему собака? к нему на двор вора о́селом не затащить!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.



Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком.

Герасим продолжал свои дворнические занятия и очень был доволен своей судьбой, как вдруг произошло одно неожиданное обстоятельство... а именно:

По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы.

И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки: подавай, мол, ее сейчас, а то беда будет.

Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке — дно было залито водой — и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу.



Просмотр содержимого документа
«4__???????????? ????????????»

Методические рекомендации по организации урока

I. Прием «Соберите пазл» для распределения учащихся по группам.


1. Разрежьте каждую из данных ниже иллюстраций на несколько частей (по количеству членов предполагаемой группы) и перемешайте фрагменты.

2. Раздайте отдельные части иллюстраций ученикам.

3. Предложите учащимся, которые собрали «пазл», занять место за одним из «рабочих столов».
















































II. Кластер это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke


При необходимости дайте учащимся следующие инструкции:

1) нарисуйте в центре круг или эллипс и напишите в нем тему изученного текста;

2) выделите микротемы и запишите их в круги или эллипсы, нарисованные ниже (в виде «грозди») или вокруг главного круга, и соедините с центральной темой прямыми линиями;

3) продолжите строить схему в виде «грозди», дробя информацию, добавляя детали;

4) используйте в качестве образца кластер на тему «Праздники».


Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke



Ожидаемый результат выполнения тестового задания

1. А

2. В

3. А

4. В

5. С

6. С



Ожидаемые выводы о характере героя; мотивах его поведения, которые могут сделать учащиеся в процессе выполнения заданий по анализу эпизодов.


1. Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

2. Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

3. Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.

4. Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

5. Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

6. Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости


Список полезных ресурсов

1. https://www.youtube.com/watch?v=iHYg7BYBi3M (Мультипликационный фильм по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

2. https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-mu-mu/ (Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

3. https://goldlit.ru/turgenev/671-mumu-analiz («Муму». Анализ рассказа И.С. Тургенева).

4. http://www.sochuroki.com/analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-mumu-plan/ (Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

5. https://www.youtube.com/watch?v=G6CXTZZHeMw (Аудиокнига. Сокращенный вариант. Текст читает М. Водяной).

Просмотр содержимого документа
«5__???????????? ????????????»

Методические рекомендации по организации урока


1. «Шесть шляп мышления»

Метод шести шляп это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета. Цвет каждой шляпы указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Предложите ученикам самостоятельно выбрать роль в группе, «надев» шляпу определенного цвета.

Белая шляпа. Это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры; также, помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Желтая шляпа. Ученики, выбравшие желтый цвет, ищут в обсуждаемом материале преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование.

Черная шляпа. Учащийся в черной шляпе в рассматриваемом материале ищет и находит минусы, проявляет несогласие.

Красная шляпа. Учащиеся в «красной шляпе» анализируют произведение литературы с точки зрения эмоционального восприятия.

Зеленая шляпа. Учащиеся в «зеленой шляпе» олицетворяют творчество и креативный подход, находят нестандартные пути разрешения проблемных ситуаций, заявленных в произведении.

Синяя шляпа. Учащиеся в «синей шляпе» делегируют полномочия в группе, управляют поиском и осмыслением информации, подводят к обобщающим выводам и результатам управления мыслительной деятельностью: осмыслению, поиску обобщающих параллелей, общим выводам.

Предлагайте учащимся «менять» шляпы разного цвета на уроках, для того чтобы научить их менять тип мышления в зависимости от сложившейся ситуации и всегда находить решение жизненно важных проблем.

Источник:https://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

2. Суть приема «Аквариум»

Прием «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди «зрителей» (учащихся). Преподаватель также выбирает пару и/или более учащихся на роль «актеров». «Актеры» выступают внутри круга, образованного «зрителями».

Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.

Поставленные задачи

Задача наблюдателей – активно наблюдать за происходящей инсценировкой, соглашаться или наоборот не соглашаться с происходящим. Внешний круг может выходить с блокнотами, делая необходимые заметки. Перед участниками внешнего круга может стоять широчайший спектр задач. Также конкретное задание преподаватель может определить для каждого отдельного наблюдателя, учитывая индивидуальные особенности характера и цели обучения.

Например: первый ученик должен сосчитать, сколько синонимов в своей речи употребил учащийся во внутреннем круге. Второй ученик аргументирует, почему он согласен или не согласен с выбором или действиями персонажа. Третий ученик должен сформулировать хотя бы одно решение задачи, которое не было озвучено во время мини-спектакля.

Роль учителя

Учитель включается во внешнюю группу, задачи которой сводятся к наблюдению, обсуждению и дополнению поставленного вопроса.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/6347_priem_akvarium_na_uroke_discussii


3. Рефлексия. Прием «Анкета».

Ученикам предлагается небольшая анкета; выбранный ответ в правой графе таблицы учащиеся подчеркивают или выделяют маркерами.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



Список полезных ресурсов

1. https://www.youtube.com/watch?v=iHYg7BYBi3M (Мультипликационный фильм по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

2. https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-mu-mu/ (Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

3. https://goldlit.ru/turgenev/671-mumu-analiz («Муму». Анализ рассказа И.С. Тургенева).

4. http://www.sochuroki.com/analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-mumu-plan/ (Анализ рассказа И.С. Тургенева «Муму»).

5. https://www.youtube.com/watch?v=G6CXTZZHeMw (Аудиокнига. Сокращенный вариант. Текст читает М. Водяной).



Просмотр содержимого презентации
«2__???????????»

Актуализация знаний   Задание: соотнесите определение литературоведческого термина и его название.

Актуализация знаний

Задание: соотнесите определение литературоведческого термина и его название.

  • 1. Фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения. 
  • 2. То, что лежит в основе того или иного текста.
  • 3. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
  • 4. Сложный жизненный вопрос, требующий разрешения, исследования.
  • 5. Главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. 
  • А – тема
  • Б – проблема
  • В – идея
  • Г – сюжет
  • Д – эпизод
Тема урока  Глубина идейного содержания рассказа И.С. Тургенева «Муму»    

Тема урока

Глубина идейного содержания рассказа

И.С. Тургенева «Муму»

 

 

Цели обучения:

Цели обучения:

  • 6.2.2.1 – определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;
  • 6.2.4.1 – анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев.
Цели урока:

Цели урока:

  • определить тему и основную мысль рассказа;
  • делать выводы о роли ключевых эпизодов;
  • назвать черты характера героя, которые раскрываются в ключевых эпизодах, и анализировать его поведение;
  • использовать цитаты для аргументации своей позиции.
Задание

Задание

  • 1. Посмотрите эпизод из экранизации рассказа И.С. Тургенева «Муму».
  • 2. Обсудите в парах следующие вопросы:
  • Как бы вы озаглавили этот эпизод?
  • Кто является героями данного эпизода?
  • Какие черты характера барыни раскрываются в данном эпизоде?
  • Какие наблюдения о её внешности, манере поведения и поступках вы можете сделать?
  • Какую роль играет этот эпизод в рассказе?
Консультация

Консультация

  • Белая шляпа – изложение конкретных фактов, событий, не выражая никаких эмоций.
  • Желтая шляпа – положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование, почему они являются позитивными; что было хорошего, полезного и почему.
  • Черная шляпа – критическое мышление ; выявление противоречий, недостатков и анализ их причин; что было проблематично, негативно и почему.
  • Красная шляпа – эмоциональная; нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами в прочитанном тексте; с каким именно эпизодом связана та или иная эмоция: сожаление, грусть, радость, раздражение, восхищение и пр.
  • Зеленая шляпа – творческое мышление ; помогает найти новые грани в изучаемом материале: что можно было бы сделать иначе, как-то усовершенствовать, изменить; почему и как именно?
  • Синяя шляпа – философская, обобщающая, аналитическая: анализ содержания; характеристика героев и средств создания образа; нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.
Задание 1. Какое из данных ниже высказываний, на ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает тему и основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму»? «…цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов...» (Н.В. Родзянко). «Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души...» (О.А. Тургенева). «...Мне нет нужды знать: вымысел ли это, или факт, действительно ли существовал дворник Герасим, или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим...» (И.С. Аксаков). 2. Как бы вы сами сформулировали тему произведения; основную мысль рассказа?

Задание

1. Какое из данных ниже высказываний, на ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает тему и основную мысль рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

  • «…цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов...» (Н.В. Родзянко).
  • «Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души...» (О.А. Тургенева).
  • «...Мне нет нужды знать: вымысел ли это, или факт, действительно ли существовал дворник Герасим, или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим...» (И.С. Аксаков).

2. Как бы вы сами сформулировали тему произведения; основную мысль рассказа?

Рефлексия. «Анкета» 1. На уроке я работал активно / пассивно   2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен    коротким / длинным 3. Урок для меня показался     4. За урок я не устал / устал    5. Мое настроение стало лучше / стало хуже   

Рефлексия. «Анкета»

  • 1. На уроке я работал
  • активно / пассивно

  • 2. Своей работой на уроке я
  • доволен / не доволен

 

  • коротким / длинным
  • 3. Урок для меня показался

 

 

  • 4. За урок я
  • не устал / устал

 

  • 5. Мое настроение
  • стало лучше / стало хуже

 

  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен
  • 6. Материал урока мне был


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!