Итоговое повторение Математика 6 класс
Признаки делимости.
На
10
На
5
Запись
На
2
числа
на 0
167 89 0 :10
На
3
оканчивается на :
на 0 и 5
167 89 0 : 5
167 89 5 : 5
На
9
если сумма
делится
0,2,4,6,8- четные числа.
167 89 0 : 2
167 89 2 : 2
167 89 4 : 2
167 89 6 : 2
167 89 8 : 2
цифр числа
на :
на 3
924:3 ,т.к.
9+2 + 4= 15
234561:3,т.к.
2+3+4+5+6+1=
21:3
на 9
927:9 ,т.к
9+2+7=18:9
879345: 9,т.к
8+7+9+3+4+5=
36:9
Простые и составные числа.
Делители 23: 1,23
2) Делители 8: 1,2,4,8
Делители 10: 1,2,5,10
Простыми числами называют числа, имеющие только 2 делителя – 1 и само число.
Составными числа называют числа, имеющие больше 2 делителей.
Составное число можно разложить (представить в виде произведения) на 2 множителя, каждый из которых больше 1.
Простое число разложить на множители нельзя.
Разложение на простые множители.
- Любое составное число можно разложить на простые множители.
- Множители в ответе записываются в порядке возрастания.
- При разложении больших чисел используют признаки делимости.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
1) Общие делители чисел 48 и 36 :
1, 2, 3, 4, 6, 12
2) Наибольший общий делитель чисел 48 и 36.
НОД (48;36)= 12
3) Нахождение НОД для больших чисел 48;36
1) Делители 48: 1 , 2 , 3 , 4 , 6 , 8, 12 , 16 , 24, 48.
Делители 36 : 1 , 2 , 3 , 4 , 6 ,9 , 12 , 18 , 36.
2) Наибольшее натуральное число на которое данные числа делятся без остатка.
Числа 24 и 35 взаимно простые, т.к.у них один общий делитель –число 1.
- Разлагаем числа на простые множители.
- Из разложения 1 числа ,вычеркиваем множители, которых нет в разложении
2 числа.
Наименьшее общее кратное
НОК (75;60)= 300
Первый способ (устно)
1) Берём большее число – 75
Наименьшее натуральное число, которое кратно (т.е делится) 75 и 60
- 75 на 60 не делится .
- 150 на 60 не делится .
- 265 на 60 не делится.
- 300 на 60 делится.
Второй способ (для больших чисел)
Выписываем разложение большего числа, добавляем недостающие множители.
Находим произведение
НОК (75;60) =300
Основной свойство дроби.
1)
1)
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
2) Числитель и знаменатель умножаем на число 5.
- это различные записи одного и того же числа.
Сокращение дробей.
1)
НОД (15; 20) = 5
2)
- несократимая дробь.
3)
Числитель и знаменатель разделить на общий делитель.
НОД(3;4)=1,т.е числа 3 и 4 взаимно простые.
27: 9 =3
18 : 9 = 2
5 : 5 =1
10 : 5 =2
Приведение дробей к общему знаменателю.
Находим дополнительный множитель.
8:4 =2
2)
привести к НОЗ
1. НОК(4;6)= 12
1.Найти НОК знаменателей
2. Находим дополнительный множитель для каждой дроби.
Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю (НОЗ).Он равен наименьшему общему знаменателю данных дробей.
3. 12 : 6 = 2
Задача на движение.
S = vt , где S - путь, v - скорость, t - время.
v
1 электропоезд
t
x + 5
2 электропоезд
s
2
x
(x +5)2
2
2x
Пусть x км / ч скорость 2 электропоезда, т.к по условию два электропоезда прошли вместе 210 км.
Составляем уравнение :
( x+5)2 + 2x=210
2x + 10 + 2x = 210
4x +10 = 210
4x = 210 – 10
4x = 200
x= 200 : 4
x= 50
50 км / ч скорость 1 электропоезда
50 + 5 = 55 км / ч
55 км / ч скорость 2 электропоезда
Ответ: 50 км / ч, 55 км / ч.
Сравнение ,сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Для примеров
а) , б) ,в)
А) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше дробь с большим числителем.
Б) Складываем числители, а знаменатель тот же .
В) Из числителя уменьшаемого вычитаем числитель вычитаемого, знаменатель тот же.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями.
Пятая часть пирога больше, чем седьмая.
Сложение и вычитание смешанных чисел
16 + 19 = 35
2. Складываем дробные части.
1) 5+ 3= 8
2) Складываем дробные части .
3) Исключаем целую часть.
.
Вычитание смешанных чисел.
1) У 3 целых занимаем 1 целую и представляем её в виде дроби со знаменателем 6.
Находим НОК ( 9;6) = 18
Находим дополнительные множители.
18: 9 = 2
18: 6 = 3
Выполняем вычитание целых и дробных частей.
НОК ( 9;6) = 18
Умножение дробей.
1) Умножаем дробь на число
А) 5 = 5
1
( Целое число представить в виде дроби со знаменателем 1)
Б) Умножаем числитель и знаменатель, первое произведение записываем в числитель, второе в знаменатель.
См б)
Сократим дробь на 7.
Умножение смешанных чисел.
S=vt, где S– путь, v- скорость , t - время.
Найти S (путь) .
- Представим числа в виде неправильной дроби.
- Умножаем.
- Сократим дробь.
- Исключаем целое число.
Нахождение дроби от числа.
1)
2)
1) Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на дробь.
20 = 20
1
- Число имеет наименование.( км, кг, минуты, секунды и т.д.)
Применение распределительного свойства умножения .
1) Распределительное св-во умножения .
( a + b )c = ac + bc
2) ( a – b )c = ac - bc
Примеры:
3)
4)
5)
Относительно сложения ( умножаем каждое слагаемое на c )
Относительно вычитания (умножаем на c уменьшаемое и вычитаемое )
Общий множитель 2 выносим за скобки.
7
Сложим 5 3 + 1 5 = 6 8 = 7
8 8 8
Выносим множитель а за скобки.
Затем находим НОК( 8; 4 )=8
Взаимно обратные числа.
1) 8 и 15 , т. к
15 8
1) Числа, взаимно обратные, если их произведение равно 1.
7
3)
2) 7 = 7
1
Деление .
Примеры :
Рабочее правило :
Деление заменяем умножением на дробь, обратную делителю.
6 и 1 – взаимно обратные числа.
6
Нахождение числа по его дроби.
2) 0,8 это 2400 га
2400 : 0,8 = 24000 : 8 = 3000 га
Ответ : 3000 га
3) 7% это 98 деталей
0,07 это 98 деталей
98 : 0,07 = 9800: 7 = 1400 деталей
Ответ : 1400 деталей.
- Нужно число разделить на дробь.
Число имеет наименование.
800 = 800
1
2 и 5 - взаимно обратные числа.
5 2
Переносим запятую и в делимом, и в делителе на 1 знак вправо.
7% = 0,07
Дробные выражения.
1) 2 : 3 = 2
3
Дробное выражение- частное двух чисел или выражений ( знак деления заменяем чертой дроби)
2) При выполнении действий пользуемся правилами для обыкновенной дробей.
1 3 = 7
4 4
НОК ( 7; 14) = 14
Пропорции.
3 = 3
б) 3,6 = 6,3
1,2 2,1
2) a : b = c : d
a = c
b d
3) a и d – крайние члены пропорции.
b и с- средние члены пропорции.
- Пропорция – равенство двух отношений.
Деление можно заменить чертой дроби.
- Основное свойство пропорции:
3,6 = 6,3
1,2 2,1
- Читают : « Отношение a к b равно отношению c к d или a так относится к b ,как c относится к d ».
- В записи это первый и последний член.
- Крайние члены : 3,6 и 2, 1
Средние члены :1,2 и 6,3
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
Прямая и обратная пропорциональность.
Зависимость прямо пропорциональная
Две величины называют прямо пропорциональными,
если при увеличении ( уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается ) во столько же раз.
Составляем пропорцию ( следуем по «стрелкам»)
Зависимость обратно пропорциональная.
Две величины называют обратно пропорциональными если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается ) во столько же раз.
Масштаб
Масштаб –
Задача 1
Масштаб 1: 1 000 000
это отношение двух отрезков:
длины на карте к длине отрезка на местности.
Пусть x см длина отрезка на местности.
Зависимость прямо пропорциональная.
Пусть x км длина отрезка на карте.
Зависимость прямо пропорциональная.
Длина окружности и площадь круга.
C - π
d
C = π d (1)
C = 2 π r (2)
2
S= π r
π ≈ 3,14
Окружность с центром O и радиусом r.
AB = d = 2r
C – длина окружности
π – читают : «Пи»
Формулы длины окружности.
S – площадь круга.
Координаты на прямой.
A (1)
B ( - 2)
C ( 3)
Координатная прямая, на которой :
1) Точка O – начало отсчёта ( начало координат)
Читают: «Точка A с координатой 1»
- Выбрано положительное направление.
- Выбран единичный отрезок.
Координата точки- это число, показывающее положение точки на прямой.
Противоположные числа.
A ( 2)
B (-2)
2 и -2 – противоположные числа.
Для каждого числа есть одно противоположное.
0 противоположен сам себе.
- a – читают: « Число противоположное a ».
2 и -2 удалены от 0 на одинаковое расстояние, вправо и влево.
Противоположные числа- это числа, которые отличаются только знаком.
Целые числа – это натуральные числа, противоположные им отрицательные числа и нуль.
0; |-a| = a, если a |-a| = |a| OA= (4) OB= (2) Модуль -4 равен 4. Модуль 2 равен 2 . Модулем числа a называется расстояние O (o) до A (a). Модули противоположных чисел равны. " width="640"
Модуль числа
|-4| = 4
|2| = 2.
|0| = 0
|a| = a, если a 0;
|-a| = a, если a
|-a| = |a|
OA= (4)
OB= (2)
Модуль -4 равен 4.
Модуль 2 равен 2 .
Модулем числа a называется расстояние
O (o) до A (a).
Модули противоположных чисел равны.
0 ; 3 0 1 -2 6 1 - 1 - 2 , т. к любого отрицательного. |-1| 1 Из двух положительных чисел, больше то, модуль которого больше. Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше. " width="640"
Сравнение чисел.
O (0)
A (2)
B (3)
C (-2)
D (-1)
- На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.
- Любое отрицательное число меньше нуля.
- Любое положительное число больше нуля.
- Любое положительное число больше
- 2 0 ; 3 0
- 1 -2
- 6 1
- - 1 - 2 , т. к
любого отрицательного.
|-1|
1
- Из двух положительных чисел, больше то, модуль которого больше.
- Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше.
Изменение величин .
B (1)
D (3)
C (-1)
1 + 2 = 3
1 + ( -2) = -1
- Перемещение вправо обозначается положительным числом.
- Перемещение влево обозначается отрицательным числом.
- Увеличение любой величины- положительное число.
- Уменьшение любой величины – отрицательное число.
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
5+ 2 = 7
5 + (-2) = 3
Примеры :
- (- 7) + 4 = - 3
- (-2) + ( -4) = -6
- 4 + (-4) = 0
- (-5) + 0 = -5
A (5) → B ( 7)
A (5) → C (3)
1) Прибавить к числу a число b , значит изменить число a на b единиц.
2) Любое число от прибавления
- Положительного числа – увеличивается
б) Отрицательного числа – уменьшается.
3) Сумма двух противоположных чисел равна 0 .
a + (-a) = 0
- От прибавления нуля число не изменяется.
a + 0 = a
Сложение отрицательных чисел.
A ( -2) → B ( -5)
-2 + (-3)= -5
Примеры:
- – 6,8 + ( -5,1) = -( 6,8+ 5,1) = - 11,9
- При сложении отрицательных чисел :
2
\
2) - 1 + _( 1 )= - ( 2 + 1) = - 3
4 8 8 8 8
НОК( 4;8) = 8
a) Складываем модули.
б) Ставим знак «-».
Рабочее правило :
- Ставим знак «-».
- Складываем модули.
4 , 2 7 7 7 7 7 Ставим знак большего модуля. Из большего модуля вычитаем меньший. НОК ( 5; 3) = 15 2,7 + ( - 3,4 ) = - (3,4 – 2,7) = - 0,7 3 5 \ \ 4) - 8 4 + 2 1 = - ( 8 4 - 2 1 ) = 5 3 5 3 - ( 8 12 - 2 5 ) = - 6 7 15 15 15 " width="640"
Сложение чисел с разными знаками.
Примеры:
- 6,1 + (-4,2) = + ( 6,1 – 4,2) = 1,9
Рабочее правило :
- Сравниваем модули чисел, находим больший.
- - 3 2 + 4 5 = 4 5 - 3 2 = 1 3
| 6,1|= 6,1; |-4,2|= 4,2
6,1 4 , 2
7 7 7 7 7
- Ставим знак большего модуля.
- Из большего модуля вычитаем меньший.
НОК ( 5; 3) = 15
- 2,7 + ( - 3,4 ) = - (3,4 – 2,7) = - 0,7
3 5
\ \
4) - 8 4 + 2 1 = - ( 8 4 - 2 1 ) =
5 3 5 3
- ( 8 12 - 2 5 ) = - 6 7
15 15 15
Вычитание.
Пример :
5 – 13 = 5 + ( -13) = - (13 – 5) = - 8
Определение :
a - b = a + (- b )
Примеры :
- 8 – 15 = 8 + ( -15) = - (15 – 8) = - 7
- - 15 – 6 = - 15 + (-6) = - ( 15 + 6) = - 21
- - 6 – 15 = - 6 + ( -15) = - 21
- 10 - ( -5) = 10 + 5 = 15
Из числа a вычесть число b , значит к числу a прибавить число противоположное b .
Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то разность отрицательна .
Для – 5 противоположно 5.
НОК ( 3 ; 2 ) = 6
2 3
\ \
- 1 - 1 = 2 - 3 = 2 + ( - 3 ) = - ( 3 - 2 )
3 2 6 6 6 6 6 6
= - 1
6
Расстояние между точками.
Дано :
A (-5), B (9)
Найти длину отрезка AB.
Решение:
AB = 9 – (-5) = 9 + 5= 14
Чтобы найти длину отрезка, надо :
Из координаты правого конца вычесть координату левого конца. ( У правого конца координата больше).
Умножение.
а) Произведение отрицательных чисел – положительное число.
б) Перемножаем модули.
При умножении чисел с разными знаками :
- Ставим знак «-».
- Перемножаем модули.
Деление.
Примеры :
- а) - 12 : (-4) = 12 : 4 = 3
б) - 5,4 : (- 0,9) = 5,4 : 0,9 = 54 : 9 = 6
в) - 5,4 : (- 6) = 5,4 : 6 = 0,9
3) 0 : (-6) = 0
- а) Частное отрицательных чисел – положительное число.
б) Модуль делимого разделить на модуль делителя.
Переносим запятую и в делимом, и в делителе на 1 знак вправо.
Если целая часть делимого меньше делителя,
то в частном будет 0 целых .
При делении чисел с разными знаками :
а) Ставим знак «-»
б) Модуль делимого разделить на модуль делителя.
2 1 = 7
3 3
При делении нуля на любое число, получается нуль.
На 0 делить нельзя !!!
Рациональные числа.
- a , где а – целое число, n – натуральное
n число.
Любое число – рациональное число.
Любая дробь ( положительная, отрицательная, десятичная, смешанное число) – рациональное число.
Сумма
Разность
Произведение
Частное( если знаменатель – рациональное число), тоже являются рациональными числами.
Любое рациональное число можно представить в виде десятичной или периодической дроби.
1
- 5 = -5 ; 7 = 7 ; 0 = 0
1 1 1
3 2
\ \
2 3 6 6 6
- 1 - 1 = - 2 – 3 = - 2 + ( - 3 ) = - 5
3 2 6 6 6 6 6
7 = 0,28
25
1 = 0,33… = 0,(3)
3
1 = 0,0666… = 0,0(6)
15
Свойства действий с рациональными числами.
1) a+b = b+a , a+(b+c)= (a+b)+c
2,6 + 7,3 = 7,3 + 2,6 = 9,9
3 + ( 5 + 9 ) = ( 3 + 5 ) + 9 = 1 9 = 2 1
8 8 8 8 8 8 8 8
2) a + 0 = a ;
a + (-a) = 0
- 5 + 0 = - 5 ; 7,9 + ( - 7,9) = 0
6 6
1) Сложение обладает переместительным и
сочетательным свойствами.
8 = 1
8
2) а) От прибавления нуля число не изменяется.
б) Сумма противоположных чисел равна 0.
3) Умножение обладает переместительным и сочетательным свойствами.
4) Умножение на 1 не изменяет число, произведение взаимно обратных чисел = 1.
5) При умножении на : а) Нуль получается 0.
б) Произведение равно 0, когда хотя бы один
из множителей равен 0.
Свойства действий с рациональными числами.( продолжение)
Распределительное свойство умножения относительно сложения.
Раскрытие скобок.
- Перед скобками стоит знак «+».
- 2,87 + ( 2,87 – 7,639) =
0
- 2,87 + 2,87 - 7,639 = - 7,639
- Опускаем скобки ( не пишем) и знак «+», и все слагаемые записываем с их знаками.
- Опускаем скобки и знак «-», и все слагаемые записываем с противоположными знаками.
- Раскрываем скобки и используем переместительный и сочетательный
- Перед скобками стоит знак «-».
законы сложения.
9,36 - (9,36 – 5,48) =
0
9,36 – 9,36 + 5,48 = 5,48
- ( - 4 – 20 ) + (6 + 13) – (7-8) – 5 =
- 4 – 20 + 6 + 13 -7 +8 – 5 = - ( 4+ 20+ 7
+ 5) = - 36 + ( 6 + 13 + 8)= - 36 + 27= - 9
Коэффициент.
- Числовой множитель -0,21 – это коэффициент (обычно пишем на 1-ом месте).
- Коэффициент а) 1
б) 1
в) – 1
Упростим выражение
Коэффициент- 8
Подобные слагаемые.
1) ( a + b)c = ac + bc
Примеры :
Раскрытие скобок с применением распределительного
свойства умножения.
-3 умножим на (-2 b)
2) а) Слагаемые с одинаковыми буквенными
множителями называют подобными слагаемыми .
б) Упростить выражения можно только с подобными
слагаемыми.Эти упрощения называются приведением
подобных слагаемых.
3) Для упрощения выполним действия
над коэффициентами.
3- 5= -2
4) Две группы подобных слагаемых.
1) -6-1= -7
2) 8 – 1= 7
Решение уравнений.
4(x+ 5) = 12
4 4
(x+5)= 3
x= 3-5
Ответ: x = - 2.
Примеры :
3 3 3
1 x + 12 = x
3
x+ 36 = 3x
x – 3x= -36
- 2x = -36
x = 36 : 2
x = 18
Ответ : x = 18
x +7 = 2x-3
3 5
5( x+ 7) = 3(2x-3)
5x + 35 = 6x – 9
5x – 6x = -9 – 35
-1x = - 44
x – 44 : 1
x = 44
Ответ : x = 44
- Разделим обе части уравнения на 4 ( или умножим на 1)
4
2) Слагаемые переносим из одной части в другую, изменив знак на противоположный.
- Умножим обе части уравнения на 3.
12 = 12 ; x = x
1 1
- Переносим слагаемые из одной части в другую
( с переменной влево, без переменной вправо)
- Приводим подобные слагаемые
x = 1x
1x- 3x = - 2x
- По основному свойству пропорции:
произведение крайних членов равно произведению средних
6 x - 9
3) См. предыдущий пример.
Перпендикулярные прямые.
1)
ED ⊥ AK
2)
AB ⊥ MN
3)
Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными .
Читают: « Прямая ED перпендикулярна прямой AK »
AB ∩ MN= 0 ( ∩ - пересекает)
∠ AON= ∠ NOB,BOM,AOM.
о
∠ NOB = 90
Прямая AB перпендикулярна прямой MN.
Для построения перпендикулярных прямых используют:
а) транспортир б) чертёжный треугольник.
Параллельные прямые.
1) AB || CD
2)
3)
AC m AC || BD
BD m
Прямые, которые не пересекаются, называются параллельными.
Построим через точку A , прямую, параллельную прямой a .
b || a
Координатная плоскость.
M ( 3 ; -5)
3 - абсцисса
- 5 - ордината
E ( -1 ; 4)
S ( 2 ; 0 )
Система координат.
Точка O – начало координат.
xOy – координатная плоскость.
Ox – ось абсцисс.
Oy – ось ординат.
Графики.
График – линия, построенная в системе координат.
График роста Маши от 1 года до 7 лет.