СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс Джек Лондон "Любовь к жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по биографии и творчеству Джека Лондона, анализ рассказа "Любовь к жизни"Цели личностные:формировать представление о нравственных ценностях,гуманизме,позиции человека в разных жизненных обстоятельствах,его воли и безволии,человечности и своекорыстии,чувстве морального долга,освобождение от ожесточенности, недоверии друг другу.

Просмотр содержимого документа
«6 класс Джек Лондон "Любовь к жизни"»


Урок №1

Тема: Джек ЛОНДОН (Джон Гриффит) «Любовь к жизни» .Краткие сведения об авторе.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Джека Лондона, героями рассказа « Любовь к жизни».

Задачи:

Личностные:

- формировать представление о нравственной ценности гуманизма, нравственной позиции человека , его воли и безволия, человечности и своекорыстии, чувство морального долга, освобождение от индивидуализма, ожесточенности, недоверии друг другу.

Предметные:

-отрабатывать умение формулировать тему, идею литературного произведения, его ключевые проблемы.

Метапредметные:

-формировать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, умение воспринимать, анализировать ,критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.

Оборудование:

- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)

- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин, посвящённых Аляске, физическая карта мира.

- презентация к биографии писателя

Типология урока: урок « открытия» новых знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Эпиграф

Насколько человек побеждает страх,

настолько он человек.

Томас Карлейль



I .Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

Мы сейчас совершим маленькое путешествие по странам и континентам. Географы нам покажут Америку , США, Аляску, расскажут об их географическом положении, природных условиях. Почему нас заинтересовал этот материал? Именно потому, что мы сегодня познакомимся с писателем, который родился в Америке , но не просто в Америке, а в США, в городе Сан – Франциско, прошел суровую школу жизни на Аляске . Рассказ географов.

II.Работа над темой урока.

1.Исследователи жизни и творчества Джека Лондона ( рассказ по плану с презентацией ).

План

- Семья, голод и бедность – постоянные спутники детства будущего писателя.

- В надежде работой поддержать родителей.

- Трудолюбие, упорство, умение постоять за себя.

- Морские приключения Джека Лондона.

- Роль книги в его жизни.

- Заставил себя сесть за парту и получить образование.

- Студент университета и золотоискатель.

- Лондон нашел главный клад - темы и сюжеты своих будущих произведений.

- Первооткрыватель для читателей американского Севера.

2. Литературоведы.

Работа со словарем и объяснение значение слов астролог, устрицы, пиратский промысел, морские котики, Клондайк, « золотая лихорадка», золотоискатели.

3.Слово учителя. Появившиеся в печати рассказы поразили читателей своей новизной, необычными ситуациями, в которых герои проходили проверку на мужество, честь, бесстрашие.

- Где происходит действие? Каковы там условия жизни людей? Нам об этом расскажут энциклопедисты.

4.Энциклопедисты.

Действие рассказа происходит в Северо – Западной Канаде, в тундре, об условиях жизни проживавших в то время там людей расскажет нам «Энциклопедия для детей».

« Зима в тундре долгая: шесть – восемь месяцев и более. Лето короткое, с неустойчивой погодой. Заморозки возможны даже в июле. Первое, что бросается нам в глаза в тундре – отсутствие привычных нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилаются бескрайние равнины , окрашенные летом в тусклые зеленоватые тона. Вторая особенность – избыток воды. Вода хлюпает под ногами, блестит в лужах, ручьях и озерах, ведь в холодном климате она почти не испаряется, а вниз ей просачиваться не дает вечная мерзлота. Растения здесь предпочитают жаться к земле, прятаться друг за другом, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья – карликовые березы – почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет –для них лето слишком коротко». Вот в каких условиях оказались герои рассказа Джека Лондона « Любовь к жизни»

5. Выразительное чтение подготовленной группой учащихся рассказа «Любовь к жизни»( до эпизода «Встреча с волком»). Обращение к иллюстрациям в рассказе ( стр. 277)

6.Теоретики.

Дают определение понятию « композиция художественного произведения».

7. Беседа с учащимися.

- Что мы узнали о героях в начале рассказа?

- В каком положении они находились? Найди в тексте слова, свидетельствующие об их угнетенном состоянии.

- Почему Билл, услышав крик своего товарища, даже не оглянулся?

-Какие чувства испытывает человек , брошенный Биллом? Что испугало его больше всего? Что испугало его больше всего?

- Во что спутник Билла долго не мог поверить и почему?

-Можно ли эту ситуацию назвать экстремальной?

III.Рефлексия.

- Сегодня я для себя сделал открытие…

- Этот рассказ отличается от ранее изученных тем , что…

IV. Домашнее задание.

  1. Дочитать рассказ.

  2. Ответить на вопрос: « Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?»

3.Индивидуальное задание литературоведам.

4.Подготовка группы учащихся к выразительному чтению или художественному пересказу отрывков из рассказа (задание № 8 стр.298)



Урок № 2

Тема: Джек Лондон « Любовь к жизни».

Цель урока: выявить художественную идею рассказа, заключающуюся в утверждении неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.

Задачи:

Личностные:

- формировать представление о совершенстве как нравственной ценности гуманизма,утверждение неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.

Предметные:

-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные

-формировать умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, умение анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе.

Регулятивные



Оборудование:

- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)

- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин , посвящённых Аляске, физическая карта мира.

- презентация к рассказу.

Типология урока: урок общеметодологической направленности

Тип урока – практикум.

Ход урока.

Эпиграф

Человека можно уничтожить, но его нельзя

победить.

Эрнест Хемингуэй.

I.Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Ребята, вы дочитали рассказ Джека Лондона « Любовь к жизни». Что вам в рассказе понравилось, а что, возможно, возмутило или вызвало тревогу?

II Определение темы урока учениками, постановка учащимися целей и задач урока.

III Работа над темой урока.

1.Литературоведы. Они расскажут, чем отличается рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни « от других произведений, которые они читали, зададут вопросы классу.

- Во что верил и на что надеялся главный герой в первое время?

- Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?( учитель корректирует ответы учащихся )

2. Выразительное чтение или художественный пересказ эпизодов, которые передают трагизм положения героя.

3.Теоретики.

Тема и идея художественного произведения. Тема - основная мысль произведения. Идея – это то, о чем говорится в произведении. Обосновывают свой ответ примерами из текста.

4.Беседа с учащимися ( презентация)

- Почему в смертельной схватке обессиленный человек одерживает победу?

-Почему Билл погибает , а его спутник остается жить?

-Какое значение, по вашему мнению, имеет этот эпизод?

- Почему главный герой рассказа не имеет имени?

-В чем проявилось его мужество, стойкость, самообладание?

5.Работа в группах. ( группы по 4 человека по принципу кооперативного обучения)

Задание № 1: каждая группа получает карточку с цитатами из текста. Необходимо пронумеровать цитаты, поставив их в хронологической последовательности происходящих событий.

2

«Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их была шестьдесят семь»

1

«Билл ковылял дальше по молочно - белой воде. Он ни разу не оглянулся».


5

« Он разделил золото пополам, одну половину спрятал…,а другую всыпал обратно в мешок».

4

«Если бы он заметил эту цель раньше, он с самого начала заложил бы ее камнем, и рыба досталась бы ему».

8

«Оглянувшись как – то , он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след…»

7

« Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи - такой же, какой был у него…»

9

« Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком».

6

« Это был след другого человека, который не шел , а тащился на четвереньках».

3

«Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».



6. Проверка работы в группах.

7. Слово учителя. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Обоснуйте свое мнение. Можно ли провести параллель между романом Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и рассказом Джека Лондона « Любовь к жизни»? Попробуем определить сходство и различие этих произведений ( работа в группах по принципу коллективно – группового обучения)

Сходство: Оба одинокие, окружены дикой природой, стремятся выжить.

Отличие:

Робинзон Крузо на необитаемом острове.

Герой Джека Лондона в тундре.

1)Запасается всем, чем можно(одежда, оружие, продукты питания, рабочий инструмент).


1)Бросает все, что можно (золото, ружье, часы).

2) Строит жилье.

2)Идет, потеряв ориентиры, ночует под открытым небом.

3) Увидев на земле обглоданные кости, приходит в ужас.


3) Смеется страшным смехом, увидев обглоданные кости Билла.

8.Проверка работы в группах .

Ответ на вопрос

- Чем вызвана такая разница в поведении героев?

IV. Рефлексия.

- Я понял, что любовь к жизни – это…

- Настоящая дружба – это…

V. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра на одну из выбранных тем :

-Над чем заставил меня задуматься рассказ Д. Лондона « Любовь к жизни»?

- Совпадает ли портрет героя с его внутренней сущностью?

2.Индивидуальное задание художникам – пейзажистам, портретистам.

Урок №3

Тема: Джек Лондон « Любовь к жизни» .Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя

Цель: выяснить, с помощью каких приемов автор передает свое отношение к герою; объяснить роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя, дать понятие о пейзаже и его роли в данном рассказе.

Задачи

Личностные

- формировать представление о совершенстве как нравственной ценности гуманизма, утверждение неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью

Предметные

-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные

-формировать умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, умение анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе.

Оборудование

- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)

- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин , посвящённых Аляске, физическая карта мира.

- презентация к рассказу.

Типология урока: урок общеметодологической направленности

Тип урока: урок – практикум.

Ход урока

Актуализация опорных знаний

Слово учителя. Мы прочитали рассказ Джека Лондона « Любовь к жизни», давайте определим, какова будет тема сегодняшнего урока, какую цель мы поставим, что мы сегодня должны сделать и узнать?

II Работа над темой урока.

1 Художники - пейзажисты( дают определение пейзажу ( учебник, стр. 321 – 5 класс) одновременно представляют картины Р .Кента ,то есть описывают их).Пейзаж – изображение картины природы в художественном произведении. Он указывает на время и место описываемых событий, помогает понять настроение автора и героев произведения.( презентация)

2.Работа в группах ( класс делится на три группы, каждая получает одинаковое задание)

- Найти и выписать из текста 2 – 3 пейзажные зарисовки и определить их роль в тексте:

а) в какой момент дается описание природы?

б) связано ли оно с состоянием героя и как?

- Какое прилагательное чаще всего встречается в данной пейзажной зарисовке и почему?

- Как вы понимаете слова:» Он больше не боролся за жизнь, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед».(каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу « займи позицию».)

3. Портретисты. Они дают определение, что такое портрет, его роль в художественном произведении. (стр.311- 6 класс)Портрет – это описание внешности литературного героя. С его помощью автор передает настроение и особенности характера героя. В портрете проявляется отношение автора к своему герою. ( ребята приводят примеры использования элементов портретных характеристик автором).

4.Работа в группах.( три группы, у каждой одинаковое задание)

- Какие приемы использует автор, чтобы передать свое отношение к героям и происходящим событиям?

- Встречаем ли мы в рассказе подробное описание внешности героя и почему?

-На что в портрете золотоискателя писатель обращает внимание чаще всего?

- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека, в глазах которого появилась тоска, словно у раненого оленя?

-Что вы можете сказать о внешнем виде героя, почему автор так подробно описывает его одежду?

- Сравните описание внешности героя в начале рассказа и в конце, что изменилось? Каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу « займи позицию».

5 Слово учителя. Мы прочли и проанализировали рассказ « Любовь к жизни». Давайте определим его тему, а для этого попробуем ответить на вопросы:

- Почему автор так озаглавил свой рассказ?

- Какой заголовок ты можешь предложить?

Задание: выбери в режиме теста вариант главной темы рассказа:

-предательство товарища;

-борьба человека за жизнь;

-любовь к жизни помогла человеку выжить в жестоких условиях жизни и выйти победителем.

Объясни свой выбор по принципу « займи позицию».

III.Итог урока.

«Микрофон»

- Всегда ли человек жертва обстоятельств?

-Человек бессилен перед силами природы?

- Можно ли сказать, что внутренние силы человека неисчерпаемы?

IV.Домашнее задание

Письменная работа. Задание:

-Золотоискателя спасли, он на корабле, он хочет сообщить своим родным о себе. Напиши письмо его родным от имени главного героя.

Урок № 4

Тема: Р.Р. Передача средствами выразительного чтения авторского отношения к герою. Т.Л. Развитие понятия о портрете литературного героя.

Цель: раскрыть богатство выразительных средств языка в рассказе Джека Лондона, показать роль художественных средств в рассказе (гипербола, эпитеты, повторы, олицетворение), показать, как с помощью этих средств передано авторское отношение к героям произведения, развивать понятие портрета литературного героя, развивать умение работать в группах, творчески мыслить.

Оборудование: учебник, портрет Джека Лондона, живопись. Р. Кент. Серия картин, посвящённых Аляске.

Тип урока: урок – исследование с элементами языкового анализа.

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

- Слово учителя. « Любовь к жизни» - произведение небольшое по объему, но удивительно богатое по содержанию. В нем лаконично и емко переплетены и характеры героев, и жизненная правда, и десятки смысловых оттенков, и развитие сюжета, и образ самого автора. Сегодня мы займемся исследовательской работой. Нам предстоит показать и доказать, как средствами выразительного чтения передано авторское отношение к герою, повторить понятия портрета литературного героя.

II.Определение учащимися темы и целей урок

III .Работа над темой урока.

Попробуем ответить на вопрос:

- Каково авторское отношение к герою? Какие выразительные средства языка использовал Джек Лондон? Для этого проведем исследование в рамках групповой работы.

1.Работа в группах.

Весь класс предварительно разделен на 4 группы по 6 человека, в группах назначены ответственные за работу

1 группа Пейзажисты.

-Найдите в рассказе описания природы. Каким настроением они проникнуты? Какой представляется в них северная природа?

- Демонстрируют свои рисунки , показывают , какие иллюстрации художника Р. Кента , посвященные Аляске, тоже подойдут к выбранным отрывкам , доказывают , что в каждом отрывке автор использует богатство выразительных средств языка.

2 группа Портретисты.

-Дайте определение портрета литературного героя.

- Найдите в тексте отрывок, в котором автор передал свое отношение к герою и происходящим событиям, прочитайте его выразительно. Почему автор не дал имени главному герою?

- Составьте словесные портреты героев, как они менялись в связи с изменением обстоятельств?

- Какое впечатление произвел путник на команду корабля? Найти в тексте соответствующее описание. Совпадает ли данный портрет героя с его внутренней сущностью?

3группа Лингвисты.

- В рассказе «Любовь к жизни» можно найти много синонимов к слову идти, составьте к нему синонимический ряд. ( шагать, ковылять ,плестись, прихрамывать, спотыкаться, взбираться, ползти, брести ,блуждать, тащиться, передвигаться).

- Подберите из текста предложения, подтверждающие множество эпитетов в рассказе.

- Найдите предложения, в которых автор использует прием сравнения. Докажите, что употребленные данные художественные особенности помогли автору рассказать о трудностях , возникших на пути золотоискателей

- Какие чувства, мысли, свойства характера помогли герою справиться с неудачами и опасностями?

4 группа Исследователи.

-Почему золотоискатель высыпал из своего мешка золотой песок и самородки? Что подчеркивает автор этой деталью?

-Как вы считаете, почему, согласно замыслу автора, погиб именно Билл, а не главный герой произведения?

-Что , по вашему мнению, помогло герою выжить в экстремальной ситуации? В чем проявилась сила его характера?

-Определите основные этапы борьбы за жизнь, которую ведет главный герой рассказа. Назовите их.

2.Письменная работа. Задание:

-Золотоискателя спасли, он на корабле, он хочет сообщить своим родным о себе. Напиши письмо его родным от имени главного героя.

IV.Домашнее задание.

Выделить в тексте основные эпизоды , читать их и пересказывать.

Урок №5

Тема: Р.Р. Обучение выделению и комментированию основных эпизодов рассказа.

Цель: развивать умения работать над текстом художественного произведения, обучать учеников давать развернутые устные ответы на вопросы по содержанию текста произведения, обучать умению выделять основные эпизоды рассказа и комментировать их.

Оборудование: учебник, презентация к рассказу Джека Лондона « Любовь к жизни». Тип урока: урок применения полученных знаний.

Ход уроI.Сообщение темы и целей урока.

II Работа над темой урока.

1 Слово учителя. Сегодня мы посмотрим презентацию к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Определите, какие основные эпизоды рассказа взяты за основу данной презентации.

2.Работа с памяткой .Обсуждение и разъяснение каждого пункта плана (на примере рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»).

Памятка

« Как подготовиться к развернутому ответу на вопрос по содержанию

изученного произведения»

1.Внимательно прочитай текст, обдумай его.

2.Найди в тексте нужные для ответа фрагменты, выдели их.

3.Отметь в тексте выразительные средства языка( эпитеты, сравнения, олицетворения).

4.Продумай последовательность изложения своих мыслей.





5. Составь план ответа.

6. Если необходимо, дай собственную оценку поступкам героев, происходящих событий.


7.Сделай выводы. .



3.Работа в парах. Задание: выберите основные , на ваш взгляд, эпизоды рассказа, продумай ответ , соблюдая рекомендации, данные в памятке.

4.Проверка задания после работы в парах.

5.Рецензирование ответов учащимися и учителем.

6 Самостоятельная работа

Сочинение – миниатюра на одну из выбранных тем:

-Над чем заставил меня задуматься рассказ Д. Лондона « Любовь к жизни»

- Какие мысли , чувства, свойства характера помогли герою справиться с неудачами и опасностями?

- Какое из пережитых испытаний для золотоискателя было самым тяжелым и почему?

















.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!