Урок №1
Тема: Джек ЛОНДОН (Джон Гриффит) «Любовь к жизни» .Краткие сведения об авторе.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Джека Лондона, героями рассказа « Любовь к жизни».
Задачи:
Личностные:
- формировать представление о нравственной ценности гуманизма, нравственной позиции человека , его воли и безволия, человечности и своекорыстии, чувство морального долга, освобождение от индивидуализма, ожесточенности, недоверии друг другу.
Предметные:
-отрабатывать умение формулировать тему, идею литературного произведения, его ключевые проблемы.
Метапредметные:
-формировать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, умение воспринимать, анализировать ,критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.
Оборудование:
- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)
- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин, посвящённых Аляске, физическая карта мира.
- презентация к биографии писателя
Типология урока: урок « открытия» новых знаний.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Эпиграф
Насколько человек побеждает страх,
настолько он человек.
Томас Карлейль
I .Актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
Мы сейчас совершим маленькое путешествие по странам и континентам. Географы нам покажут Америку , США, Аляску, расскажут об их географическом положении, природных условиях. Почему нас заинтересовал этот материал? Именно потому, что мы сегодня познакомимся с писателем, который родился в Америке , но не просто в Америке, а в США, в городе Сан – Франциско, прошел суровую школу жизни на Аляске . Рассказ географов.
II.Работа над темой урока.
1.Исследователи жизни и творчества Джека Лондона ( рассказ по плану с презентацией ).
План
- Семья, голод и бедность – постоянные спутники детства будущего писателя.
- В надежде работой поддержать родителей.
- Трудолюбие, упорство, умение постоять за себя.
- Морские приключения Джека Лондона.
- Роль книги в его жизни.
- Заставил себя сесть за парту и получить образование.
- Студент университета и золотоискатель.
- Лондон нашел главный клад - темы и сюжеты своих будущих произведений.
- Первооткрыватель для читателей американского Севера.
2. Литературоведы.
Работа со словарем и объяснение значение слов астролог, устрицы, пиратский промысел, морские котики, Клондайк, « золотая лихорадка», золотоискатели.
3.Слово учителя. Появившиеся в печати рассказы поразили читателей своей новизной, необычными ситуациями, в которых герои проходили проверку на мужество, честь, бесстрашие.
- Где происходит действие? Каковы там условия жизни людей? Нам об этом расскажут энциклопедисты.
4.Энциклопедисты.
Действие рассказа происходит в Северо – Западной Канаде, в тундре, об условиях жизни проживавших в то время там людей расскажет нам «Энциклопедия для детей».
« Зима в тундре долгая: шесть – восемь месяцев и более. Лето короткое, с неустойчивой погодой. Заморозки возможны даже в июле. Первое, что бросается нам в глаза в тундре – отсутствие привычных нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилаются бескрайние равнины , окрашенные летом в тусклые зеленоватые тона. Вторая особенность – избыток воды. Вода хлюпает под ногами, блестит в лужах, ручьях и озерах, ведь в холодном климате она почти не испаряется, а вниз ей просачиваться не дает вечная мерзлота. Растения здесь предпочитают жаться к земле, прятаться друг за другом, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья – карликовые березы – почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет –для них лето слишком коротко». Вот в каких условиях оказались герои рассказа Джека Лондона « Любовь к жизни»
5. Выразительное чтение подготовленной группой учащихся рассказа «Любовь к жизни»( до эпизода «Встреча с волком»). Обращение к иллюстрациям в рассказе ( стр. 277)
6.Теоретики.
Дают определение понятию « композиция художественного произведения».
7. Беседа с учащимися.
- Что мы узнали о героях в начале рассказа?
- В каком положении они находились? Найди в тексте слова, свидетельствующие об их угнетенном состоянии.
- Почему Билл, услышав крик своего товарища, даже не оглянулся?
-Какие чувства испытывает человек , брошенный Биллом? Что испугало его больше всего? Что испугало его больше всего?
- Во что спутник Билла долго не мог поверить и почему?
-Можно ли эту ситуацию назвать экстремальной?
III.Рефлексия.
- Сегодня я для себя сделал открытие…
- Этот рассказ отличается от ранее изученных тем , что…
IV. Домашнее задание.
Дочитать рассказ.
Ответить на вопрос: « Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?»
3.Индивидуальное задание литературоведам.
4.Подготовка группы учащихся к выразительному чтению или художественному пересказу отрывков из рассказа (задание № 8 стр.298)
Урок № 2
Тема: Джек Лондон « Любовь к жизни».
Цель урока: выявить художественную идею рассказа, заключающуюся в утверждении неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.
Задачи:
Личностные:
- формировать представление о совершенстве как нравственной ценности гуманизма,утверждение неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.
Предметные:
-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные
-формировать умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, умение анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе.
Регулятивные
Оборудование:
- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)
- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин , посвящённых Аляске, физическая карта мира.
- презентация к рассказу.
Типология урока: урок общеметодологической направленности
Тип урока – практикум.
Ход урока.
Эпиграф
Человека можно уничтожить, но его нельзя
победить.
Эрнест Хемингуэй.
I.Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. Ребята, вы дочитали рассказ Джека Лондона « Любовь к жизни». Что вам в рассказе понравилось, а что, возможно, возмутило или вызвало тревогу?
II Определение темы урока учениками, постановка учащимися целей и задач урока.
III Работа над темой урока.
1.Литературоведы. Они расскажут, чем отличается рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни « от других произведений, которые они читали, зададут вопросы классу.
- Во что верил и на что надеялся главный герой в первое время?
- Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?( учитель корректирует ответы учащихся )
2. Выразительное чтение или художественный пересказ эпизодов, которые передают трагизм положения героя.
3.Теоретики.
Тема и идея художественного произведения. Тема - основная мысль произведения. Идея – это то, о чем говорится в произведении. Обосновывают свой ответ примерами из текста.
4.Беседа с учащимися ( презентация)
- Почему в смертельной схватке обессиленный человек одерживает победу?
-Почему Билл погибает , а его спутник остается жить?
-Какое значение, по вашему мнению, имеет этот эпизод?
- Почему главный герой рассказа не имеет имени?
-В чем проявилось его мужество, стойкость, самообладание?
5.Работа в группах. ( группы по 4 человека по принципу кооперативного обучения)
Задание № 1: каждая группа получает карточку с цитатами из текста. Необходимо пронумеровать цитаты, поставив их в хронологической последовательности происходящих событий.
2 | «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их была шестьдесят семь» |
1 | «Билл ковылял дальше по молочно - белой воде. Он ни разу не оглянулся». |
5 | « Он разделил золото пополам, одну половину спрятал…,а другую всыпал обратно в мешок». |
4 | «Если бы он заметил эту цель раньше, он с самого начала заложил бы ее камнем, и рыба досталась бы ему». |
8 | «Оглянувшись как – то , он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след…» |
7 | « Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи - такой же, какой был у него…» |
9 | « Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком». |
6 | « Это был след другого человека, который не шел , а тащился на четвереньках». |
3 | «Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя». |
6. Проверка работы в группах.
7. Слово учителя. Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Обоснуйте свое мнение. Можно ли провести параллель между романом Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и рассказом Джека Лондона « Любовь к жизни»? Попробуем определить сходство и различие этих произведений ( работа в группах по принципу коллективно – группового обучения)
Сходство: Оба одинокие, окружены дикой природой, стремятся выжить.
Отличие:
Робинзон Крузо на необитаемом острове. | Герой Джека Лондона в тундре. |
1)Запасается всем, чем можно(одежда, оружие, продукты питания, рабочий инструмент). | 1)Бросает все, что можно (золото, ружье, часы). |
2) Строит жилье. | 2)Идет, потеряв ориентиры, ночует под открытым небом. |
3) Увидев на земле обглоданные кости, приходит в ужас. | 3) Смеется страшным смехом, увидев обглоданные кости Билла. |
8.Проверка работы в группах .
Ответ на вопрос
- Чем вызвана такая разница в поведении героев?
IV. Рефлексия.
- Я понял, что любовь к жизни – это…
- Настоящая дружба – это…
V. Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра на одну из выбранных тем :
-Над чем заставил меня задуматься рассказ Д. Лондона « Любовь к жизни»?
- Совпадает ли портрет героя с его внутренней сущностью?
2.Индивидуальное задание художникам – пейзажистам, портретистам.
Урок №3
Тема: Джек Лондон « Любовь к жизни» .Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя
Цель: выяснить, с помощью каких приемов автор передает свое отношение к герою; объяснить роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя, дать понятие о пейзаже и его роли в данном рассказе.
Задачи
Личностные
- формировать представление о совершенстве как нравственной ценности гуманизма, утверждение неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью
Предметные
-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные
-формировать умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, умение анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе.
Оборудование
- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост. Г.С. Меркин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)
- портрет Джека Лондона, живопись. Р.Кент. Серия картин , посвящённых Аляске, физическая карта мира.
- презентация к рассказу.
Типология урока: урок общеметодологической направленности
Тип урока: урок – практикум.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
Слово учителя. Мы прочитали рассказ Джека Лондона « Любовь к жизни», давайте определим, какова будет тема сегодняшнего урока, какую цель мы поставим, что мы сегодня должны сделать и узнать?
II Работа над темой урока.
1 Художники - пейзажисты( дают определение пейзажу ( учебник, стр. 321 – 5 класс) одновременно представляют картины Р .Кента ,то есть описывают их).Пейзаж – изображение картины природы в художественном произведении. Он указывает на время и место описываемых событий, помогает понять настроение автора и героев произведения.( презентация)
2.Работа в группах ( класс делится на три группы, каждая получает одинаковое задание)
- Найти и выписать из текста 2 – 3 пейзажные зарисовки и определить их роль в тексте:
а) в какой момент дается описание природы?
б) связано ли оно с состоянием героя и как?
- Какое прилагательное чаще всего встречается в данной пейзажной зарисовке и почему?
- Как вы понимаете слова:» Он больше не боролся за жизнь, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед».(каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу « займи позицию».)
3. Портретисты. Они дают определение, что такое портрет, его роль в художественном произведении. (стр.311- 6 класс)Портрет – это описание внешности литературного героя. С его помощью автор передает настроение и особенности характера героя. В портрете проявляется отношение автора к своему герою. ( ребята приводят примеры использования элементов портретных характеристик автором).
4.Работа в группах.( три группы, у каждой одинаковое задание)
- Какие приемы использует автор, чтобы передать свое отношение к героям и происходящим событиям?
- Встречаем ли мы в рассказе подробное описание внешности героя и почему?
-На что в портрете золотоискателя писатель обращает внимание чаще всего?
- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека, в глазах которого появилась тоска, словно у раненого оленя?
-Что вы можете сказать о внешнем виде героя, почему автор так подробно описывает его одежду?
- Сравните описание внешности героя в начале рассказа и в конце, что изменилось? Каждая группа после обсуждения задания в общем круге защищает свой ответ по принципу « займи позицию».
5 Слово учителя. Мы прочли и проанализировали рассказ « Любовь к жизни». Давайте определим его тему, а для этого попробуем ответить на вопросы:
- Почему автор так озаглавил свой рассказ?
- Какой заголовок ты можешь предложить?
Задание: выбери в режиме теста вариант главной темы рассказа:
-предательство товарища;
-борьба человека за жизнь;
-любовь к жизни помогла человеку выжить в жестоких условиях жизни и выйти победителем.
Объясни свой выбор по принципу « займи позицию».
III.Итог урока.
«Микрофон»
- Всегда ли человек жертва обстоятельств?
-Человек бессилен перед силами природы?
- Можно ли сказать, что внутренние силы человека неисчерпаемы?
IV.Домашнее задание
Письменная работа. Задание:
-Золотоискателя спасли, он на корабле, он хочет сообщить своим родным о себе. Напиши письмо его родным от имени главного героя.
Урок № 4
Тема: Р.Р. Передача средствами выразительного чтения авторского отношения к герою. Т.Л. Развитие понятия о портрете литературного героя.
Цель: раскрыть богатство выразительных средств языка в рассказе Джека Лондона, показать роль художественных средств в рассказе (гипербола, эпитеты, повторы, олицетворение), показать, как с помощью этих средств передано авторское отношение к героям произведения, развивать понятие портрета литературного героя, развивать умение работать в группах, творчески мыслить.
Оборудование: учебник, портрет Джека Лондона, живопись. Р. Кент. Серия картин, посвящённых Аляске.
Тип урока: урок – исследование с элементами языкового анализа.
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний.
- Слово учителя. « Любовь к жизни» - произведение небольшое по объему, но удивительно богатое по содержанию. В нем лаконично и емко переплетены и характеры героев, и жизненная правда, и десятки смысловых оттенков, и развитие сюжета, и образ самого автора. Сегодня мы займемся исследовательской работой. Нам предстоит показать и доказать, как средствами выразительного чтения передано авторское отношение к герою, повторить понятия портрета литературного героя.
II.Определение учащимися темы и целей урок
III .Работа над темой урока.
Попробуем ответить на вопрос:
- Каково авторское отношение к герою? Какие выразительные средства языка использовал Джек Лондон? Для этого проведем исследование в рамках групповой работы.
1.Работа в группах.
Весь класс предварительно разделен на 4 группы по 6 человека, в группах назначены ответственные за работу
1 группа Пейзажисты.
-Найдите в рассказе описания природы. Каким настроением они проникнуты? Какой представляется в них северная природа?
- Демонстрируют свои рисунки , показывают , какие иллюстрации художника Р. Кента , посвященные Аляске, тоже подойдут к выбранным отрывкам , доказывают , что в каждом отрывке автор использует богатство выразительных средств языка.
2 группа Портретисты.
-Дайте определение портрета литературного героя.
- Найдите в тексте отрывок, в котором автор передал свое отношение к герою и происходящим событиям, прочитайте его выразительно. Почему автор не дал имени главному герою?
- Составьте словесные портреты героев, как они менялись в связи с изменением обстоятельств?
- Какое впечатление произвел путник на команду корабля? Найти в тексте соответствующее описание. Совпадает ли данный портрет героя с его внутренней сущностью?
3группа Лингвисты.
- В рассказе «Любовь к жизни» можно найти много синонимов к слову идти, составьте к нему синонимический ряд. ( шагать, ковылять ,плестись, прихрамывать, спотыкаться, взбираться, ползти, брести ,блуждать, тащиться, передвигаться).
- Подберите из текста предложения, подтверждающие множество эпитетов в рассказе.
- Найдите предложения, в которых автор использует прием сравнения. Докажите, что употребленные данные художественные особенности помогли автору рассказать о трудностях , возникших на пути золотоискателей
- Какие чувства, мысли, свойства характера помогли герою справиться с неудачами и опасностями?
4 группа Исследователи.
-Почему золотоискатель высыпал из своего мешка золотой песок и самородки? Что подчеркивает автор этой деталью?
-Как вы считаете, почему, согласно замыслу автора, погиб именно Билл, а не главный герой произведения?
-Что , по вашему мнению, помогло герою выжить в экстремальной ситуации? В чем проявилась сила его характера?
-Определите основные этапы борьбы за жизнь, которую ведет главный герой рассказа. Назовите их.
2.Письменная работа. Задание:
-Золотоискателя спасли, он на корабле, он хочет сообщить своим родным о себе. Напиши письмо его родным от имени главного героя.
IV.Домашнее задание.
Выделить в тексте основные эпизоды , читать их и пересказывать.
Урок №5
Тема: Р.Р. Обучение выделению и комментированию основных эпизодов рассказа.
Цель: развивать умения работать над текстом художественного произведения, обучать учеников давать развернутые устные ответы на вопросы по содержанию текста произведения, обучать умению выделять основные эпизоды рассказа и комментировать их.
Оборудование: учебник, презентация к рассказу Джека Лондона « Любовь к жизни». Тип урока: урок применения полученных знаний.
Ход уроI.Сообщение темы и целей урока.
II Работа над темой урока.
1 Слово учителя. Сегодня мы посмотрим презентацию к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Определите, какие основные эпизоды рассказа взяты за основу данной презентации.
2.Работа с памяткой .Обсуждение и разъяснение каждого пункта плана (на примере рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»).
Памятка « Как подготовиться к развернутому ответу на вопрос по содержанию изученного произведения» |
1.Внимательно прочитай текст, обдумай его. |
2.Найди в тексте нужные для ответа фрагменты, выдели их. |
3.Отметь в тексте выразительные средства языка( эпитеты, сравнения, олицетворения). |
4.Продумай последовательность изложения своих мыслей. |
|
|
|
|
5. Составь план ответа. |
6. Если необходимо, дай собственную оценку поступкам героев, происходящих событий. |
|
7.Сделай выводы. . |
3.Работа в парах. Задание: выберите основные , на ваш взгляд, эпизоды рассказа, продумай ответ , соблюдая рекомендации, данные в памятке.
4.Проверка задания после работы в парах.
5.Рецензирование ответов учащимися и учителем.
6 Самостоятельная работа
Сочинение – миниатюра на одну из выбранных тем:
-Над чем заставил меня задуматься рассказ Д. Лондона « Любовь к жизни»
- Какие мысли , чувства, свойства характера помогли герою справиться с неудачами и опасностями?
- Какое из пережитых испытаний для золотоискателя было самым тяжелым и почему?
.