СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 кл Византийская империя при Юстиниане

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока.  Учебник Агибалова, Донской

Просмотр содержимого документа
«6 кл Византийская империя при Юстиниане»

ВИ 6 Урок - Византийская империя при Юстиниане.


Цели: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

        - выявить особенности феодализма в Византии;

          - развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

        - продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

         - воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.


Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока

  1. Особенности развития Византии.

  2. Власть императора.

  3. Юстиниан и его реформы.

  4. Войны Юстиниана.

  5. Вторжение славян и арабов.

  6. Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

                                1) рассказ учителя:

                          Особенности развития Византии. 

В  395 –разделение империи, восточную стали

называть Византийской империей или Византией.

В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

Особенности развития Византии:

- В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было  развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора.

(выписать полномочия императора)

-во главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть  была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

- В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

2) Работа с источником

                       с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

                                3) рассказ учителя:

( сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году

1) Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки.

2) Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана .

Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

- Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

  1. « Единое государство, единый закон, единая религия».

  2. Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.

  3. Строил храмы и монастыри.

  4. Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.

  5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

  6. Создал « Свод гражданского права»

- Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов  с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами.  Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

      7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой  благотворительностью.

      8. Снизил налоги.

     9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

     10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

     11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

        А) становился солдатом

        Б) уходил в монастырь

        В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

     12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

    13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые  люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

По словам историка Прокопия « Юстиниан мог   « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Войны Юстиниана.

Закрепление материала.

Рефлексия.

Д.З ПАР 6 , записи в тетради повторить.


















Тест по теме: Византия при Юстиниане.

l. Когда произошел распад Римской империи?

а) 410 г.      б)395 г.      в) 476 г.

2. Какая часть Римской империи стала называться Византией?

а) Западная      б) Восточная     в) Северная

3. Какие территории входили в состав Византии?

     а) Балканский полуостров. Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Закавказья

б) Балканский полуостров, Северная Африка, Испания

в) Северная и Южная Америка

4. Какой город был столицей Византии?

а) Константинополь        б) Рим        в) Иерусалим

5. В каком веке правил император Юстиниан?

а) в V веке        б) в VI веке        в) в VII веке

6. Как назывался свод законов какой-либо страны?

а) право        б) указы        в) уложение

      7. Как назывался документ, в который вошли все самые важные законы Византии?

а) Кодекс Юстиниана          б) Салическая правда         в) Указы императора

8. Какие народы нападали на территорию Византии в VI в.?

а) американцы и англичане б) турки и англичане в) арабы и славяне



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!