СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Второстепенные члены предложения. Определение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Актуализировать  знания, полученные в начальной школе об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении .

Планируемые результаты:

Предметные: знать что такое «определение», способ его выражения, графическое обозначение, роль в усилении выразительности художественного описания, умение находить в предложении и верно обозначать как член предложения, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения её содержания и оформления, совершенствовать её, используя культурно-компетентностный опыт. ( стихотворения поэта-юбиляра С.А.Есенина о природе)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к языку как к национальной гордости, стремление к речевому самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Второстепенные члены предложения. Определение.»

Урок в 5 классе

Тема «Определение»

Цель урока:

Актуализировать знания, полученные в начальной школе об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении .

Планируемые результаты:

Предметные: знать что такое «определение», способ его выражения, графическое обозначение, роль в усилении выразительности художественного описания, умение находить в предложении и верно обозначать как член предложения, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения её содержания и оформления, совершенствовать её, используя культурно-компетентностный опыт. ( стихотворения поэта-юбиляра С.А.Есенина о природе)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к языку как к национальной гордости, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения. Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник.

Ход урока

  1. Орг. момент. Актуализация знаний

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …( дети хором «5»!)

С добрым утром, ребята! Я рада вас видеть , надеюсь мы будем работать плодотворно.

Фронтальный опрос:

Вопросы:

1). Какой раздел лингвистики мы повторяем? (синтаксис)

2) Что изучает синтаксис ? ( словосочетание, предложение)

3) Какие бывают предложения? (простые и сложные)

4) Что такое грамматическая основа предложения?

5)Что такое подлежащее и сказуемое?

6) Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

7) Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?

8) Какие члены предложения называются второстепенными?

9) Зачем в предложении нужны второстепенные предложения?( дают больше информации, поясняют главные и второстепенные члены)

2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. Я предлагаю вашему вниманию стихотворение «С добрым утром» замечательного русского поэта С.А.Есенина, ему исполняется 3 октября120 лет со дня рождения. (1895г-1925г) Вот каким увидел утро С.А.Есенин ( чтение наизусть заранее подготовленного ученика)

Задремали звёзды з…лотые,

Задр…жало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи р…чные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят з…лёные с…рёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обр…дилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С.А. Есенин сумел нам показать любовь к родине через любовь к природе.

Объясните пропущенные орфограммы, какое правило объединяет все пропущенные буквы.

Выпишем из стихотворения С.Есенина несколько словосочетаний:

Звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы.

Найдите главное и зависимое слово в каждом из словосочетаний.

По главному слову? – именные

По типу подчинительной связи ? - согласование

Чем выражены зависимые слова? Что обозначают? ( прилагательные, признак предмет)

Такие слова называются определениями. Как вы думаете , называется тема нашего урока?

  1. Запись темы. Определение

Попробуем сформулировать цели нашего урока

( понять , что такое определение, каковы его признаки, способы выражения, роль в речи)

Составьте предложения о берёзке. Самое красивое запишем.

Русская берёзка – символ нашей родины.( синтаксический разбор, схема)

  • Подумайте, от какого слова произошло слово «определение»?

  • Как вы понимаете значение слова «определять»?

  • Можно ли сказать, что «определять» - значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. Д.?

  • Определение отвечает на вопросы : какой? чей? который?

3.Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу ( какие?) деревья давно облетели. Только ( какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи ( какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

-Можно ли эти предложения назвать текстом?

-Красивый текст? Почему?

- Ваша задача – подобрать к существительным определения. А после выполнения задания мы послушаем ваши тексты.( 2-3 варианта заслушиваются)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из из затруднения

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? ( писатели, поэты)

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется.

Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики. 

При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты? (Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

Черёмуха душистая с весною расцвела ,
И ветки золотистые, что кудри завила. 
Кругом роса медвяная сползает  по коре,
Под нею зелень пряная  сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. 

Выпишите словосочетания с определениями ( сущ.+ прилаг.) из стихотворения С.А.Есенина. Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе?

 (Эпитеты)

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

5. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

5. Работа с учебником. Сравнить наши наблюдения с учебником.

- В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? ( часто, но не всегда)

6.Презентация «Согласованные и несогласованные определения»

Вывод Определения чаще всего в предложении выражены прилагательным, но могут быть выражены именем существительным.

7. Творческая практическая деятельность

1) - Найдите определения - эпитеты в другом стихотворении С.Есенина.

В этот лес заворожённый,

По пушинкам серебра,

Я с винтовкой заряжённой

На охоту шёл вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошёл, не наследил…

Кто ж катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше – лыжи…

Кто-то странный бегал здесь.

Кабы твёрдо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

кто здесь бродит по ночам.

Из-за ёлки бы высокой

Посмотрел я на кругу:

Кто глубокий след далёкий

Оставляет на снегу?..

- Обратите внимание, одно из определений выражено существительным. (по пушинкам серебра) Как называются такие определения? (несогласованными)

2) Замените согласованные определения несогласованными и , наоборот, несогласованные – согласованными:

Листья берёзы (берёзовые листья), горные вершины (вершины леса), золото осени ( осеннее золото), безмолвие леса (лесное безмолвие)

3) Алгоритм работы с определением.( работа в парах, коллективная работа)



Алгоритм

  1. Найду главные члены предложения.

  2. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.

  3. Поставлю от них вопросы Какой? Какая? Какие? Чей?

  4. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

  5. Если есть, значит это определение.

  6. Подчеркну определение волнистой линией.


4) Синтаксический разбор предложения.

Прекрасные стихотворения С. А. Есенина открывают нам мир родной природы.


10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Мы наш урок начали со стихотворения С. Есенина «С добрым утром»

Запишите ассоциации, вызванные этим словом «утро», подберите определения ( сонное, доброе, светлое, хорошо начинающееся, радостное, жизнерадостное и т. д) Надеюсь сегодняшнее утро у вас было полезным , добрым… Подведём итоги.

- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

- Оцените свою работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!