СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок по теме «Движение земной коры. Вулканы».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока по теме движения литосферных плит. Землетрясения. 

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Урок по теме «Движение земной коры. Вулканы».»

5 класс. Урок по теме «Движение земной коры. Вулканы».

Составлен: Мартынова Светлана Владимировна, учитель географии


Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний.
Формы проведения урока: комбинированный: беседа-анализ с использованием рисунков, схем, карт, посвященных вулканизму; использование презентации, знакомство с новыми понятиями; составление схем.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, практическая работа в парах на основе проблемно- поисковой деятельности.

Оборудование: физические карты полушарий и России, атлас, школьный учебник, презентация, раздаточный материал «Схема строения вулкана», «Найди пару».

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география

Термины и понятия: вулкан, очаг, кратер, магма, лава, литосфера, земная кора, литосферные плиты, движения земной коры, сейсмический пояс, прогноз, мониторинг.

Географические объекты: горы Кавказ, вулкан/гора Эльбрус, полуостров Камчатка, Курильские острова, вулкан Ключевская Сопка, о.Исландия, вулк. Килиманджаро, вулк.Везувий.

Цель урока:

Образовательная:

  1. Познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – вулканизмом

  2. Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений и объяснить вызывающие их причины.

  3. Объяснить, обобщить и углубить знания о причинах возникновения землетрясений и вулканах.

  4. Познакомить учащихся и дать разъяснения новым терминам.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление школьников, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей;

  • продолжить отрабатывание умения обобщать и систематизировать полученные знания;

  • продолжить изучение географических объектов и развивать умения показывать их на картах;

Воспитательная:

  • воспитывать в детях чувства товарищества;

  • развивать умение работать в коллективе; слушать и слышать выступающих;

  • способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера на примере геофизического происхождения;

  • сформировать у учащихся мнение вулканизме;

  • продолжить работу по развитию у учащихся навыков обучения.


Вопросы урока:

1. Строение вулканов, вулканизм.

2. Природные явления геофизического происхождения – виды движений земной коры, землетрясения и вулканизм на нашей планете

3. Причины возникновения вулканизма

4. Польза и вред вулканизма


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (Приветствие, проверка отсутствующих, готовность к уроку).

Слово учителя: - Напомните, пожалуйста, какую тему мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков. Давайте вспомним некоторые понятия темы.

Разминка:

  • Дайте определение что такое «Литосфера»? (Литосфера – каменная оболочка земного шара, твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии).

  • - Какие типы земной коры выделяют в литосфере? (Материковую и океаническую).

  • Чем они отличаются? (наличие гранитного слоя)

  • Назовите основное свойство верхней мантии? (Мантия непрерывно перемещается в разных направления. Она может подниматься, опускаться и скользить горизонтально).

  • 4) Толщина земной коры везде одинакова? Где она самая мощная? А самая тонкая? Так какой же бывает земная кора?

  • - Монолитна ли литосфера? (Нет).



2. Основная часть урока:


Сегодня уже доказано, что литосфера Земли когда-то была единой и называлась Пангея, но шло время и движения мантии сделали свое дело: она разбила земную кору Пангею на большие блоки - литосферные плиты, которые медленно совершают дрейф, как бы скользя по поверхности верхней мантии растаскивая материки по планете. Гипотеза «Движения литосферных плит» принадлежит немецкому ученому Альфреду Вегенер . Из гипотезы следует, что земная кора находится в постоянном движении

Задание 3. Работа с атласом 6 класс «Физическая карта полушарий». (Слайд 1)

А) Найдите географические объекты материки Африка и Южная Америка, Атлантический океан. Покажите их.

Сравните береговую линию обоих континентов. Что вы замечаете?

(примерные ответы): Береговая линия материков Африки и Южной Америки подходят как «замок и ключ».

Это объясняется тем, что Пангея раскололась разломалась на блоки –плиты. А постоянные потоки магмы удалили плиты друг от друга. Атлантический океан увеличивается в размерах, т.к. по разломам мантия поднимается наверх и образуется новая земная кора.

Б) Если знать, что материк Африка движется на северо-восток, предположите, что произойдет со Средиземным морем через миллионы лет.

(примерный ответ): Средиземное море закроется, т.е. северная Африка соединиться с Южной Европой, а вода моря уйдет (выдавиться) через Гибралтарский пролив в Атлантический океан.


Таким образом, Земная кора испытывает движения, они бывают: горизонтальные и вертикальные.

Как вы думаете, что происходит, когда земная кора двигается?

(примерные ответы): землетрясения, вулканы.

Открыли тетради и записали число и тему урока «Движение земной коры. Землетрясения».

Наш урок как видно из темы будет состоять из двух частей: Движение земной коры и землетрясения.

1 часть урока «Движение земной коры».

Итак, на глубине под земной корой мантия постоянно находится в движении: вверх, в стороны и даже на поверхность. Мантия поднимается из нижних слоев и следовательно, ее приток заставляет земная кора медленно поднимается – образуя ГОРСТ или медленно оттекать в глубину и заставляет земную кору медленно опускаться – образуя ГРАБЕН, а резкий отток мантии в с одной стороны и приток к одной стороне земной коры образует СБРОС.


Задание 1: составить схему и подписать в тетради горста, грабена и сброса. Дать объяснение новым терминам.


Слайд 2.

Одни участки земной коры могут подниматься, а другие опускаться относительно других и возникают такие явления как сброс, горст, грабен или совершать движение, скользя по верхней мантии.

- Что такое горст? Грабен? Сброс?

- Как Вы считаете, почему такое происходит в земной коре? (Движение мантии)


Вывод: Из этого следует, что литосфера и земная кора совершает постоянно два движения – вертикальное и горизонтальное, т.к. создаются очаги напряжения в местах прибытия магмы, которая растягивая земную кору и разрывает ее, образуя разрывы- разломы (Слайд 3). Следовательно, движение мантия ломает земную кору на блоки – литосферные плиты и растаскивает их своими потоками в горизонтальном направлении. (Слайд 4).


Задание 2. Найти на рисунке в учебнике места, где происходят такие движения.


Зарисовать и подписать движение литосферных плит, указать места на планете горизонтальных движений земной коры.

Запись учащимися в тетради: Литосферные плиты могут совершать 4 основных направлений работа с рис. 54 стр. 57; Слайд 5.


  1. Литосферные плиты двигаются навстречу друг друга:

Тихоокеанская и Южно-Американская: зона раз-

ломов, вулканизма и современный район горо-

образования – горы Анды.


  1. Литосферные плиты удаляются друг от друга

Африканская и Южно-Американская:

увеличение Атлантического океана и район

образования новой земной коры.

  1. Одна литосферная плита находится на месте (не подвижна), а другая как бы подныривает под нее:

Евразийская литосферная плита стоит на мес-

те, а Тихоокеанская погружается в мантию и,

следовательно, переплавляется, а Тихий океан

уменьшает свою площадь, и идет образование

глубоководных желобов – Марианский (глу-

бина 11 022 м.).


Вывод: если где-то земная кора образуется то где-то она уходит в мантию и переплавляется следовательно объем земного шара постоянен.


Общий вывод: Движение земной коры бывают вертикальные и горизонтальные, которые в свою очередь формируют две формы рельефа на планете – горы и равнины (Слайд 6 - 7). В местах разломов и на границе литосферных плит земная кора содрогается, опускается и поднимается, сминается в складки и происходит Землетрясения.


Закрепление 1 части урока. Вопросы для закрепления:

  1. Что такое литосфера?

  2. Какое главное свойство верхний мантии?

  3. Что такое Пангея?

  4. Причина разрушения Пангеи ?

  5. Что такое литосферная плита?

  6. На сколько литосферных плит разломана земная кора.

  7. Какие движения совершает литосфеные плиты

  8. Что образуется при движении литосферных плит.

  9. Какие движения совершает земная кора?

  10. Какое явление природного характера проявляется в разломах земной коры.


Вторая часть урока. Землетрясения.


А что будет, если произойдут быстрые движения земной коры?

Тема 2 части нашего урока: “Землетрясения.”


ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ЧТО ТАКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ?»

Задание 4. При просмотре фильма, Вам необходимо внимательно прослушать сопровождающее комментирование и далее после просмотра фильма ответить на вопросы:

  1. Как и любое природное явление, землетрясение имеет свои особенности: место на Земле; схему строения; причину возникновения; зону распространения, величину измерения, последствия.


Землетрясение – это быстрые движения земной коры.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.


Зарисовать схему землетрясения в тетрадь.

Какие причины вызывают землетрясения? ответы

Записать Причины землетрясений: Антропогенные и природные.

А) вулканические – вызванные извержением вулкана, мощными притоком магмы, возникновение очага напряжения на глубине скоплением магмы.

Б) тектонические – скольжение литосферных плит, сжатие земной коры, образование горстов, грабенов и сброс.

В) обвальные – при разрушении гор многовекового воздействие внешних сил Земли на горные породы, которые скатываются вниз по склону.

Г) моретрясение - возникновение очага напряжения где-то в Океане по линиям литосферных плит или разломов, освобождение большого количества энергии, возникновение волны цунами, которая обрушивается на берег. Ее мощь и сила падения вызывает землетрясение вдоль береговой линии суши.

Е) космические – при падении на Землю небесных тел: метеоритов или их остатков.

Ж) техногенные (искусственные) – при строительстве зданий, городов, водохранилищ, при наведенных взрывах шахт, карьерах, рудниках при добыче полезных ископаемых.


Сделайте вывод: Где происходят землетрясения?(примерный ответ: в одних и тех же местах. На границах литосферных плит и разломов).


Найти в учебнике и записать определение Сейсмические пояса Земли (- (греч. seismos — землетрясение) – это пограничные зоны между литосферными плитами, которые харак-теризуются высокой подвижностью и частыми земле-трясениями, а также являются областями сосредото-чения большинства действующих вулканов.)

В настоящее время различают два огромных пояса: широтный Средиземноморско-Трансазиатский и меридиональный Тихоокеанский.


Мы живем в России. Россия - самая большая в мире страна.

Кажется, что природная стихия по имени «Землетрясение» - так далека от нас с Вами. Что нас это и не коснется. Мы ведь живем далеко от зон землетрясений и границ литосферных плит и у нас нет вулканов. Так ли это?

Россия – территория землетрясений.

В общее их число можно отнести разрушительные землетрясения, представляющие толчки в земной коре по причине нестабильных тектонических процессов. Примерно 40% страны находятся в зоне сейсмического риска (места с периодичностью землетрясений - примерно раз в 500 лет).


Тревожными зонами, на которых фиксировались колебания земной коры На территории России силой в 8–9 баллов, является Северный Кавказ, остров Сахалин, Курильские острова, Камчатский полуостров, Байкал с Забайкальем, Саянская гряда и горы Алтай (территория Хакасия). Таким образом, Карта сейсмического районирования Росси показывает, что территория России находится сразу в двух сейсмических поясах. Какие, назовите их? (примерны ответ: за западе и юге по территория России проходит Средиземноморский пояс, а на востоке – Тихоокеанский ).


Чем оно опасно для человека и природы? (Примерный ответ: смерть, разруха, потеря близких, потеря имущества, инвалидность, психические расстройства, пожары, уничтожение растительности и животных, изменений территории: провалы земной коры, трещины, сход снежных лавин, оползней, грозы, обвалы в горах, образование гор и т.д. )


Крупнейшее землетрясение в истории России.28 мая 1995 года на Сахалине. — день страшной трагедии. Катастрофическое землетрясение силой в 7,5 баллов по шкале Рихтера (в эпицентре — 10 баллов) смахнуло с поверхности земли сахалинский Нефтегорск. Собственно, стихия длилась недолго – один толчок, и некогда ухоженные дома превратились в бесформенную груду.,


По предположениям ученых, самым опасным городом для жизни на территории России считается Петропавловск на Камчатке. Объясните почему? (примерный ответ: эта сейсмическая зона Тихоокеанская, здесь одна плита (материковая) стоит на месте, а другая – океаническая подныривает под нее и т.о. идет постоянное колебания и сотрясение земной коры )


Мы с вами живем Центральном регионе России, на восточно-европейской платформе. практически в центре России, т.е. приблизительно на равном расстоянии от западных и восточных окраин России.


Слайд 11. Помните телефон - 112. Вам всегда окажут помощь.


Слайд 12. Можно ли предсказать землетрясение? Это главная задача в изучении землетрясений. Однако землетрясения «рождаются» в глубинах недр Земли. И ученые до сих пор не могут заблаговременно определять место, время и силу вероятного землетрясения.

  • СЕЙСМОГРАФ записывает малейшее сотрясение земной коры. Сейсмограф (от греч. «сейсмо» - «землетрясение», «графо» - «пишу») - измеряет и автоматически записывает. Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).


НА СТРАЖЕ СПОКОЙСТВИЯ Специальные станции
ведут наблюдения за поведением земной коры с помощью приборов.

В 2008 году в рамках Международной программы была создана Глобальная сеть прогнозирования землетрясений (GNFE). Основной целью GNFE является краткосрочное прогнозирование землетрясений и оперативное оповещение стран входящих в состав Глобальной Сети о прогнозируемых сильных толчках (Россия в их число не входит).

В России действуют сейсмологические станции, они в своей работе используют специальные приборы – сейсмографы, которые улавливают колебания земной коры.



Подведение итогов.

  1. Задание (устно). Продолжи предложение

А) Система блоков, прилегающих друг к другу - называются…………………

Б) …………-подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

В) Место разлома и перемещения горных пород называется - ……………….

Д) Участок земли расположенный над очагом землетрясения называется – ………

5. Сейсмограф - ……………………………….



Слайд 14. ДЗ.

  • П. 20, вопросы после параграфа.

  • Доклад – «Животные- предсказатели землетрясений».

  • Составить синквейн или кроссворд на тему «землетрясения».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!