ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе документов:
Примерные программы по учебным предметам.Всеобщая история "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы В.И. Уколовой «История древнего мира» 2013 г. с учетом государственного обязательного стандарта 2012 г.
Программы для общеобразовательных учреждений . Всеобщая история "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы В.И. Уколовой «История древнего мира» 2013 г.
Учебно-методический комплекс:
- История древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений «История древнего мира» В.И. Уколовой 2013 г.
-История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь, 2017 г.
- Контурные карты – История древнего мира.
Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 раза в неделю
Цели и задачи курса
• Современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирование личности;
• Формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
• Ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
• Объяснение ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;
• Целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;
• Ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;
• Показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;
• Раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;
• Освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;
• Характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и их восприятия в современной культуре;
• Раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В данном курсе учащиеся освоят следующие знания:
Учащиеся 5 классов должны знать и понимать основные этапы и ключевые события, выдающихся деятелей, важнейшие достижения культуры истории Древнего мира.
В процессе освоения курса учащиеся приобретут следующие умения
• Осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
• Давать общие характеристики цивилизаций и культур;
• Сравнивать факты, события, личности;
• Анализировать фрагменты исторических источников;
• Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
С курса истории Древнего мира в 5 классе основной школы начинается
систематическое изучение всемирной истории как особого учебного предмета, позволяющего понять движение человечества к современному состоянию мира, помогающего человеку найти свое место в мультикультурном и поликонфессиональном обществе, определить гражданскую позицию.
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.
К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные, аргументированные нравственные и гражданские оценки
событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, выработки толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В основу курса положены следующие научные, дидактические и методические
принципы:
1. Научность: сегодня в мировой исторической науке доминирует цивилизационно-гуманитарное освещение истории Древнего мира, в центре которого находится человек – его ментальность, образ жизни, реализация в социуме, культуре, повседневности. Эти тенденции нашли отражение в данном курсе, как и ряд важнейших научных открытий,
Особенно в области изучения первобытности, функционирования властных структур, собственности, управленческих механизмов и древних цивилизаций.
2. Информативность: курс освобожден от информационной избыточности. Информациястрого подобрана, систематизирована, адаптирована к возрастным особенностям восприятия учащихся 5 класса.
3. Альтернативность в подаче учебного материала: в курсе для 5 класса имеет строго взвешенный характер. Она отражается в ключевых позициях не развернуто, но для того, чтобы дать понять учащимся, что существуют различные точки зрения на исторические события и процессы, и тем самым активизировать их собственный исторический поиск.
4.Систематичность: направлена на формирование у учащихся понимания единства, всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления.
5. Внедрение межпредметных и внутрикурсовых связей.
6. Реализация деятельностного подхода к обучению. На это направлена методическая система курса (вопросы, задания, специальные исторические исследования учащихся, контрольные материалы, иллюстрированное сопровождение, схемы, карты). Ориентация учащихся на различные уровни познавательной деятельности – репродуктивную, преобразующую, творческо-поисковую. Использование широкого спектра форм познавательной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения (формулировки личностных результатов во ФГОС):
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение
объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
• Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
• Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
• Группировать (не по хронологии)
• Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления:
умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
• Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
• Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох 4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных
ценностей
• При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные
ценности
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:
умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?
Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира — часть всеобщей истории.Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры.
РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД.
Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнем и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ.
Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.
Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России.
Опорные понятия и термины: первобытность, древние люди, каменный век, «человек разумный», родовая община, орудия труда, собирательство, охота, раса, религия, искусство, миф.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ НА ИСХОДЕ ПЕРВОБЫТНОСТИ. РЕВОЛЮЦИЯ НОВОГО КАМЕННОГО ВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству — основной смысл неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.
Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати, вождь, дружина.
Медный век. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования. Возникновение древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.
Опорные понятия и термины: земледелие, скотоводство, ремесло, присваивающее и производящее хозяйства, неолитическая революция, соседская община, племя, социальное расслоение, знать, вождь, город, цивилизация, медный, бронзовый, железный века.
ПОВТОРЕНИЕ
Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» для истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.
ГЛАВА 3. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕСОПОТАМИИ
Речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии. Необходимость ирригации. Глина — основной строительный материал. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы.
Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей.
Наследники Шумера. Древний Аккад. Саргон — «царь четырех сторон света», прообраз восточных владык-деспотов. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.
Опорные понятия и термины: Ближний Восток, Междуречье, речная цивилизация, ирригация, государство, город-государство, письменность, клинопись, власть-собственность, деспотия, монарх, подданные, законы, боги, храмы, жрецы.
ГЛАВА 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Цивилизация Древнего Египта — ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и ее обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения.
Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица Мемфис. Жизнь в городе, жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте.
Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды — первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии.
Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Сравнение системы власти в Древнем Египте и в Древней Месопотамии.
Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы. Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Держава хеттов. Царь и совет знати. Армия и вооружение хеттов. Завоевания хеттов. Дипломатия хеттов — важная часть международных отношений древности.
Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус, свиток. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.
Опорные понятия и термины: фараоны, вельможи, чиновники, писцы, реформа, пирамида, мумия, гробница, иероглиф, папирус, культ, искусство, обелиск.
ГЛАВА 5. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ
Финикия — страна мореплавателей. Финикийцы — торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Си-дон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Финикийская цивилизация. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа.
Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона.
Ветхий Завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной, Илья. Пророк Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта.
Опорные понятия и термины: колония, пурпур, алфавит, Библия, Ветхий Завет, монотеизм (единобожие), пророк, патриарх, завет, заповедь.
ГЛАВА 6. ВЕЛИКИЕ ВОЕННЫЕ ИМПЕРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Государство Урарту. Города, мастера-оружейники, сопротивление ассирийскому завоеванию.
ВозникновениеНововавилонскогоцарства. Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон — «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады — одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара.
Возвышение Персии. Персидская империя — крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе Персидской империи. Зороастризм — религия древних персов.
Опорные понятия и термины: страна, военная держава, империя, железо, дипломатия, международные отношения, таран, столпотворение, процессия, идолопоклонство, смута, сатрапия, маги, зороастризм.
ГЛАВА 7. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии, Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махаб-харата». Индуизм — религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы.
Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе.
Опорные понятия и термины: дравиды, арии, санскрит, веды, карма, йога, индуизм, варны, касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, парии, буддизм, нирвана.
Глава 8. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы — центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император ЦиньШихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.
Опорные понятия и термины: Поднебесная империя, каллиграфия, бумага, шелк, порох, конфуцианство, даосизм, янь и инь.
АНТИЧНОСТЬ.
ТЕМА 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ
Индейцы — древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки: выращивание кукурузы, картофеля, помидоров. Индейцы ольмеки, их города, пирамиды-храмы. Государство майя. Пирамида общественного устройства у древних майя: царь, вельможи, воины, ремесленники, купцы, земледельцы, рабы. Верования древних майя, человеческие жертвоприношения. Иероглифы майя. Солнечный календарь майя. Воспитание детей у майя. Ацтеки и инки. Государство инков. Узелковое письмо. Изолированность цивилизаций Древней Америки от других цивилизаций Древнего мира. Общие черты и различия цивилизаций Древней Америки в сравнении с цивилизациями Древнего Востока.
Опорные понятия и термины: индейцы, ольмеки, майя, ацтеки, инки, иероглифическое письмо, письмо кипу, картофель, кукуруза, помидоры.
ПОВТОРЕНИЕ
Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.
РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Понятие «античность». История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части античности.
ГЛАВА 9. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ
Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции.
Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.
Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура.
Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Опорные понятия и термины: античность, Эллада, эллины, минойцы, минойская цивилизация, ахейцы, ахейская (микенская) цивилизация, дорийцы, фреска, оракул, нимфа, сатир, гиганты, титаны, циклопы, кентавры, Горгоны, герои.
ГЛАВА 10. ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ.
Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга.
Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы.
Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена. Историческое значение древнегреческой демократии.
Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность.
ГЛАВА 11. ПОБЕДА ГРЕЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ НАД ВОСТОЧНОЙ ДЕСПОТИЕЙ
Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинскоесражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.
Опорные понятия и термины: полис, демократия, олигархия, тирания, гражданин, аристократия, демос, реформа, агора, ареопаг, остракизм, герусия, геронт, илоты, рабы, колонизация, колония, метрополия, варвары, скифы, лаконичность.
ГЛАВА 12. РАСЦВЕТ ГРЕЦИИ
Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах.
Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель.
Древнегреческий театр. Его происхождение. Устройство театра. Актеры. Трагедия и комедия. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.
Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики.
Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель.
Обучение детей в Древней Греции. Школа. Педагоги и ученики. Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий, Академия и Ликей. Воспитание мальчиков. Воспитание девочек. Детские игры.
Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети.
Опорные понятия и термины: народное собрание, граждане и неграждане, метеки, должностные лица, стратег, штраф, Акрополь, Парфенон, архитектура, ордер (дорический, ионический, коринфский), фриз, фронтон, скульптура, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, Олимпийские игры, олимпионики, панкратий, школа, педагог, палестра, гимнасий, стиль, философия, философ.
ГЛАВА13. УПАДОК ГРЕЦИИ. РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА
Возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и ее последствия.
Александр Македонский — историческая личность и легенды о нем. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра.
Восток и Греция после Александра Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и ученые.
Опорные понятия и термины: македонская фаланга, «товарищи царя», оратор, всеобщий мир, пергамен, мусей.
ПОВТОРЕНИЕ
Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.
ЧАСТЬ 4. ДРЕВНИЙ РИМ.
ГЛАВА 14. РАННИЙ РИМ.
Природа Италии. Предшественники римлян. Этруски.
Рим эпохи царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики.
Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев.
Римская семья. Древние нравы римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Отношение римлян к богам и духам. Римские жрецы.
Завоевание Италии Римом. Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики.
Опорные понятия и термины: этруски, самниты, римская община (цивитас), патриции, плебеи, триба, курия, магистраты, консул, цензор, диктатор, ликтор, трибун, плебисцит, сословие, патрон, клиент, сенат, сенатор, республика, фамилия, матроны, лары, пенаты, весталка, коллегия жрецов, великий понтифик, вольски, галлы, Капитолий, триумф, пиррова победа, денарий.
ГЛАВА 15. ПОЗДНЯЯ РЕСПУБЛИКА
Пунические войны. Карфаген — могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война, ее итоги. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена.
Римская армия, вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.
Опорные понятия и термины: пуны, контрибуция, легион, манипула, центурия, когорта, гладиус, дротик, калиги, провинция.
ГЛАВА 16. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ. ГИБЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ
Земельные реформы братьев Гракхов. Земельный закон Тиберия Гракха, гибель Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. Римские всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая Гракха.
Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака.
Первая гражданская война, «новые люди» в Риме. Гай Марийки Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад.
Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь — историческая личность и легенды. Мартовские иды, гибель Цезаря. Великий оратор Марк Туллий Цицерон. Поэт Лукреций Кар.
Опорные понятия и термины: земельная реформа, гражданская война, рабство, вилла, вольноотпущенники, гладиатор, амфитеатр, популяры, оптиматы, террор, проскрипции, триумвират, диктатура.
ГЛАВА 17. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСЦВЕТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Третья гражданская война. Второй триумвират. Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами. Попытка Августа восстановить древние нравы римлян. Век «золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат.
Преемники Августа, «кровавые императоры» Тиберий, Калигула, Нерон. Флавии — строители империи. Колизей. Гибель Помпей. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи.
Возникновение христианства. Восточные боги в Риме, Митра. Рим и Иудея. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви.
«Золотой век» Римской империи. Император Траян. Война с даками. Философ на троне Марк Аврелий. Рим — столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон.
Римляне в повседневной жизни. Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян. Одежда, еда и питье. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей.
Опорные понятия и термины: империя, принцепс, император, единовластие, преторианские когорты, латынь, Колизей, вулкан, Мессия, Синедрион, прокуратор, Евангелие, Рождество, Богоматерь, проповедь, Тайная вечеря, причастие, Пасха, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы, плащаница, молитва, трапеза, священник, епископ, пресвитер, диакон, церковь, миряне, катакомбы, даки, колонна Траяна, триумфальная арка, бетон, купол, Пантеон, форум, атрий, мозаика, инсула, тога, туника, стола, термы, кафедра, портрет.
ГЛАВА 18. ПОЗДНЯЯ ИМПЕРИЯ
Империя в III в. Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Колоны и магнаты. Восстановление империи. Император — «бог и господин». Диоклетиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора.
Константин I Великий. Константинополь — новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры.
Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя в VI в., кодификация римского права при императоре Юстиниане. Историческое значение римского права.
Опорные понятия и термины: колоны, магнаты, аренда, Табель о рангах, богословие, Вселенский собор, Символ веры, патриарх, папа римский, федераты, готы, вандалы, гунны, дружинник, кодификация, право, эдикт.
ПОВТОРЕНИЕ
Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира — фундамент современной цивилизации
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Раздел | Глава | Количество часов |
| | | |
1. | | Глава 1.Зачем изучать историю | 2 |
2. | От первобытности к цивилизации. | Глава 2.Предыстория человечества. Первобытный период. | 6 |
3. | | Повторение | 1 |
4. | Древний Восток. | Глава 3.Древнейшие цивилизации Месопотамии | 3 |
5. | | Глава 4.Древний Египет | 4 |
6. | | Глава 5.Восточное Средиземноморье в древности | 3 |
7. | | Глава 6.Великие военные империи Ближнего Востока | 3 |
8. | | Глава 7.Древняя Индия | 2 |
9. | | Глава 8.Древний Китай | 2 |
10. | | Повторение | 1 |
АНТИЧНОСТЬ |
11. | Древняя Греция | Глава 9.Древнейшая Греция | 6 |
12. | | Глава 10.Полисы Греции. | 3 |
13. | | Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией. | 2 |
14. | | Глава 12.Расцвет Греции | 6 |
15. | | Глава 13.Упадок Греции. Рождение нового мира | 3 |
16. | | Повторение | 1 |
17. | Древний Рим | Глава 14.Ранний Рим | 5 |
18. | | Глава 15. Поздняя республика | 2 |
19. | | Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики | 4 |
20. | | Глава 17.Возникновение и расцвет Римской империи | 5 |
21. | | Глава 18.Поздняя империя | 2 |
22. | | Повторение | 2 |
23. | | Итоговое повторение | 2 |
| | Итого: | 70 |
Критерии оценивания.
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;- низкий уровень знания базового материала;
Литература:
1. УМК «Сферы»: Просвещение 2012
• Уколова В.И. Учебник. УМК "История. Древний мир. 5 класс"
• Уколова И.Е. Тетрадь-тренажёр. УМК "История. Древний мир. 5 класс"
• Уколова И.Е. Тетрадь-экзаменатор. УМК "История. Древний мир. 5 класс"
• Электронное приложение к учебнику. УМК "История. Древний мир. 5 класс"
Основная литература для учителя:
1. Уколова И.Е. Поурочное тематическое планирование. УМК "История. Древний мир. 5
класс"
2. Уколова В.И. Рабочая программа. 5-9 классы. УМК "История. Древний мир. 5 класс"
Дополнительная литература для учителя: 1. А.Б. Драхлер. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002
2. В.П. Бутромеев. Всемирная история в лицах. Новое время.- М.: Олма-Пресс, 2000.-319
стр.Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
4. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
5. История первобытного общества. Эпоха родовой общины. М., 1986.
6. Мультимедийный «Атлас по истории Древнего мира», Компания «Марис
Мультимедиа» и «Новый Диск» , 2003
7. Токарев А.С. Ранние формы религии. М., 1990.
8. Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский).- М., 1997.
9. Шилюк Н.Ф. История древнего мира: древний Восток: Курс лекций. Ч.1. –
Екатеринбург, 1997.
Основная литература для ученика:
1. 400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для
школьника). М.: Дрофа, 2000.
2. Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
3. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.
4. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.
5. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил
6. Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М.
Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005