СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Функционально-смысловые стили речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На материале учебника Е.И. Никитиной "Русская речь" составлена презентация для знакомства учеников 5-х классов с разговорным стилем речи.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Функционально-смысловые стили речи»

Функционально-смысловые стили речи Разговорный стиль

Функционально-смысловые стили речи

Разговорный стиль

Задание  Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?  Какие признаки птиц отметил мальчик?  Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?

Задание

Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?

Какие признаки птиц отметил мальчик?

Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?

ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦЫ?  Сынишка мой пришёл домой и говорит: «Что это за птиц видел, никак не пойму. Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно, кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают».

ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦЫ?

Сынишка мой пришёл домой и говорит: «Что это за птиц видел, никак не пойму. Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно, кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают».

Задание   Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?  Какие признаки птиц отметил мальчик?  Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?

Задание

Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?

Какие признаки птиц отметил мальчик?

Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?

ПЛАВУНЧИКИ  Плавунчики – мелкие кулики (со скворца и мельче) на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. («Определитель птиц»)

ПЛАВУНЧИКИ

Плавунчики – мелкие кулики (со скворца и мельче) на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.

(«Определитель птиц»)

Задание   Вам нужно подготовить к уроку природоведения сообщение о плавунчиках. Какой текст вы используете, первый или второй?  Почему?

Задание

Вам нужно подготовить к уроку природоведения сообщение о плавунчиках. Какой текст вы используете, первый или второй?

Почему?

 Прочитайте отрывок из письма пятиклассницы.  Докажите, что стиль письма — разговорный.    … Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии.   Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!

Прочитайте отрывок из письма пятиклассницы. Докажите, что стиль письма — разговорный.

… Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!

 Отметим особенности разговорного стиля на примере выделенных слов    … Я хочу тебе рассказать, Валюша , об одном происшествии.   Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь : к моей корзине белка скачет ! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево ! Забралась высоко-высоко , почти на самую макушку . Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво ! Вот хитрюга !

Отметим особенности разговорного стиля на примере выделенных слов

… Я хочу тебе рассказать, Валюша , об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь : к моей корзине белка скачет ! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево ! Забралась высоко-высоко , почти на самую макушку . Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво ! Вот хитрюга !

Проверим себя Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, оценочная лексика ( Валюша, боровичок, грибок, хитрюга ). Разговорная лексика ( схватила – взяла, макушку – верхушку, высоко-высоко ). Компрессия ( глядь – гляжу, чтоб – чтобы ) Экспрессивность ( восклицательные знаки как выражение чувств, неполные предложения ).

Проверим себя

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, оценочная лексика ( Валюша, боровичок, грибок, хитрюга ).
  • Разговорная лексика ( схватила – взяла, макушку – верхушку, высоко-высоко ).
  • Компрессия ( глядь – гляжу, чтоб – чтобы )
  • Экспрессивность ( восклицательные знаки как выражение чувств, неполные предложения ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!