Просмотр содержимого документа
«5 класс. Функционально-смысловые стили речи»
Функционально-смысловые стили речи
Разговорный стиль
Задание
Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?
Какие признаки птиц отметил мальчик?
Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?
ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦЫ?
Сынишка мой пришёл домой и говорит: «Что это за птиц видел, никак не пойму. Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. Ни минуты не посидят спокойно, кружат жуками по воде. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают».
Задание
Прочитайте текст. Где, кому, в какой обстановке мальчик рассказывает о птицах?
Какие признаки птиц отметил мальчик?
Можно ли догадаться по ним, о ком идёт речь?
ПЛАВУНЧИКИ
Плавунчики – мелкие кулики (со скворца и мельче) на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.
(«Определитель птиц»)
Задание
Вам нужно подготовить к уроку природоведения сообщение о плавунчиках. Какой текст вы используете, первый или второй?
Почему?
Прочитайте отрывок из письма пятиклассницы. Докажите, что стиль письма — разговорный.
… Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
Отметим особенности разговорного стиля на примере выделенных слов
… Я хочу тебе рассказать, Валюша , об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила её под дерево. Только наклонилась, чтоб маслёнок срезать, глядь : к моей корзине белка скачет ! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево ! Забралась высоко-высоко , почти на самую макушку . Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво ! Вот хитрюга !
Проверим себя
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, оценочная лексика ( Валюша, боровичок, грибок, хитрюга ).
- Разговорная лексика ( схватила – взяла, макушку – верхушку, высоко-высоко ).
- Компрессия ( глядь – гляжу, чтоб – чтобы )
- Экспрессивность ( восклицательные знаки как выражение чувств, неполные предложения ).