Урок математики в 5 классе
Учитель: Березнёва Ольга Николаевна
Тема «Формулы»
Цели:
Обучающая цель: повторить формулы для расчета периметра и площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда
Задачи воспитания и развития:
Создать условия для развития мыслительных процессов, активной познавательной деятельности детей
Способствовать формированию у учащихся навыков адекватной самооценки; формированию мотивации достижения, развитию рефлексивных способностей
Содействовать воспитанию у учащихся бережного использования природных ресурсов
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий
Техническое обеспечение: проектор или телевизор
Оборудование: карты с заданием, слайды с проектами энергосберегающих домов, записи на доске, вырезанные из цветной бумаги части проекта для демонстрации на доске
Ход урока
Организационный момент. Мотивация на работу на уроке
Учитель: На предыдущем уроке мы рассмотрели формулы объемов, площадей и периметров фигур. А сегодня мы будем их применять для расчета проекта дома. Это будет не обычный дом , а энергосберегающий.
Но сначала мы подготовимся и повторим необходимые для этого знания.
Проверка домашнего задания
На доске записаны формулы и ответы к номерам домашнего задания, но они перепутаны. Учащимся предлагается сравнить решение домашнего задания с записями на доске и исправить неверное.
Запись на доске : № 5.163 V=abc 64см³, 1м³
№ 5.164 S=a² 121дм², 225дм²
№ 5.165 V=a³ 140см³, 24м³
Учащиеся называют правильные формулы и ответы к заданиям.
Повторение формул в ходе решения задач
Чтобы вспомнить , как оформлять задания, содержащие формулы, учащимся предлагается решить у доски задачи, записанные на карточках:
Объем воздуха в доме равен Vм³. Высота дома c м . Составьте формулу для расчета площади дома и найдите её, если V=63, a c=3.
Площадь пола квадратной формы равна 36м². Найдите его сторону.
Периметр квадратного окна равен 8м. Найдите его сторону.
Для повторения всех формул, необходимых для расчетов, учащиеся решают задания устно по чертежам, выполненным на доске.
Найдите периметр: 1) 2)
Найдите площадь: 3) 4) 5)
Найдите объем: 6) 7) 8)
Е 12
Т 24
Р 9
П 14
К 16
Ответы: 1)16; 2)144 3)9; 4)6; 5)12; 6)8; 7) 24; 8)2.
Из букв составляют слова К ПРОЕКТУ. Следующим этапом урока учащиеся переходят к проекту дома.
Физкультминутка
Рассказ учителя о энергосберегающем доме
На экране телевизора демонстрируется рисунок энергосберегающего дома
Учитель рассказывает учащимся о проекте дома и показывает и указывает на энергосберегающее значение основных его частей, демонстрирует из частей, вырезанных из цветной бумаги, примерный проект на доске. Ученики дополняют учителя и указывают величины, которые нужно будет рассчитывать.
Под домом находится подвал, где располагается теплонакопитель, подводящий тепло к дому из-под земли. Для проектирования нужно рассчитать объем подвала.
Чтобы не растрачивать лишнюю энергию на прогрев дома, он должен быть компактной формы, например в форме прямоугольного параллелепипеда. Чтобы рассчитать количество теплоизоляции для стен нужно знать периметр дома.
Окна являются основным источником потерь тепла, поэтому используют специальное теплосберегающее стекло, а также используют ночную изоляцию окон. С северной стороны устанавливают окна небольшого размера, а с южной - большие окна. При проектировании дома нужно знать площадь всех окон.
Чтобы энергию солнца накапливать и использовать на крыше дома устанавливают солнечный коллектор, поэтому нужно знать площадь крыши.
В таком хорошо утепленном доме, чтобы чувствовать себя комфортно, должна быть хорошая вентиляция, в которой выходящий теплый воздух согревает входящий холодный. Для правильного устройства вентиляции нужно знать объем воздуха в доме.
Вычисление размеров по проекту дома
У учеников на партах лежат рисунки проекта дома с размерами, обозначенными буквами.
Учащиеся получают задание составить формулы и найти:
Объем подвала
Периметр дома
Площадь двух окон
Площадь крыши ( используя для этого развертку)
Объём воздуха в доме и под крышей ( без учета
объёма подвала)
Числовые данные к заданию:
а=10м, b=8м, c=3м, d=9дм, h=2м, p=8м, t=9м, m=60дм, п=20дм
Учащиеся работают в парах или самостоятельно по их желанию.
Проверка решения и самооценка, рефлексия.
За доской записаны ответы к заданию:
1) V=h³ V=8дм³
2) P=(a+b)·2 P=36м
3) S=d² + mn S=1281дм²
4) S= 2pt +p² S=208м²
5) V= p²t:2 + abc V=528 м³
Учащиеся сверяют свои решения с записями на доске и выставляют себе примерную оценку карандашом. Если в задании формула составлена верно и верно выполнен подсчет, то оно оценивается 2 очками. Если есть ошибка или в формуле или в расчете, то - 1 очко. Учитель просит поднять руку тех, кто решил на 10,9,8,… . Учитель спрашивает: кто доволен своей работой на уроке? Учащиеся поднимают руку, желающие комментируют свою работу.
Домашнее задание
Сегодня вы были в роли проектировщиков. Совершенствоваться в расчетах вам предстоит дома при выполнении №5.161(2) и 5.165(2).
9. В заключении учитель демонстрирует слайды с другими проектами энергосберегающих домов.