СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5. Я-исследователь 3класс 26.10.2020г.Урок №8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5. Я-исследователь 3класс 26.10.2020г.Урок №8»

Урок 8

26.10.2020г.

3 класс

Я-исследователь

Тема: Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Цель: формировать понятие «гипотеза», показать ее значимость в исследовательской работе, познакомить со способами постановки целей, задач, гипотезы исследования.


Задачи :

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Тип урока: решение частных задач.

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

  • знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Коммуникативные:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в

  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Предметные

  • систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска



Ход урока

1. Орг.момент


2.Актуализация знаний.

-Чем предлагаете заняться сегодня на занятии? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)


Деление на группы.

- В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.


Вспомните, с чего мы начали исследование.

  • Определили тему исследования;

  • Определили цель и задачи исследования;

  • Сформулировали проблему исследования;


3.Постановка целей и задач урока.

-Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;


Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Значит, высказывания нужно начинать со слов «возможно», «может быть»…

Подберите другие аналогичные слова. («допустим…», «предположим…», «что, если…»,)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

-Прочитайте:

  1. «возможно, исследование не может быть таким маленьким»;

  2. «предположим, мы не решили задач исследования»;

  3. «может быть, мы нашли мало информации по теме исследования»;

  4. «что, если мы изучили не все этапы исследования»;


-Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

-На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

- У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

Хотите узнать?

Как мы можем его узнать? ( найти в Интернете, набрав слова «научная догадка, версия»)

Давайте узнаем.

Интернет: Гипотеза

- Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

Где можем узнать значение слова «гипотеза». (в словарях)

1 группа – в «Словаре Даля»;

2 группа – в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова;

3 группа – в словаре Ушакова;

4 группа – в «Толковом словаре»Ефремовой;

4.Работа по теме урока.


Словарь Даля

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.

Словарь Ожегова

ГИП’ОТЕЗА, -ы, жен. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотез- Г. подтвердилась.

Словарь Ушакова

ГИП’ОТЕЗА, гипотезы, ·жен. (·греч. hypothesis) (·книж. ). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотез- Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий2).
Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь Ефремовой

[гипотеза]
ж.
1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.
2) разг. Любое предположение, догадка, допущение.


Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.


- Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

  1. Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?


Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

- Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)


4.Открытие нового знания.


1. Зачем нужны гипотезы?


- Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

- Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.


2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

- Сообщение по этому вопросу подготовит 1 группа.  

 Как рождаются гипотезы

    « …Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. …» (А.И.Савенков)


3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?


- К гипотезе предъявляют определённые требования:

  • Она должна содержать предположение;

  • Она должна быть проверяема, подтверждаема;

  • Она должна быть логически непротиворечивой;

  • Она должна быть реально опровергаема или доказуема;


4. Как проверить гипотезу?


Способы проверки гипотез

теоретический

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

эмпирический

(наблюдения,

опыты

эксперимент)


Физминутка

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Выдвиньте гипотезы.

Карточка или слайд №1

- Прочитайте:

  1. «предположим, птицы определяют дорогу на юг по солнцу и звёздам»,

  2. «возможно, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта»,

  3. «возможно, птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».(провокационная идея)

  4. «допустим, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним».

  5. «может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?»

  6. «что, если, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу»,


- Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

- Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

- Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

- Подготовьте в группах гипотезы по проблеме « Как птицы узнают дорогу на юг?»

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

-Во время прослушивания сообщений других групп отметьте на карточках в строке П (плюс) факты, которые вызвали положительные эмоции, ваше согласие с мнением выступающего.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

П


М


И







7. Рефлексия деятельности.

- Какие выступления вызвали положительные эмоции?

- Что не понравилось, осталось непонятным, хотелось бы поправить?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

- Что вы узнали о гипотезе?

- На какие вопросы нам удалось найти ответы?

- Как мы находили ответы на вопросы?























Урок 8

26.10.2020г.

3 класс

Я-исследователь

Тема: Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Цель: формировать понятие «гипотеза», показать ее значимость в исследовательской работе, познакомить со способами постановки гипотезы исследования.


Задачи :

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Тип урока: решение частных задач.

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

  • знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Коммуникативные:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в

  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Предметные

  • систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска



Ход урока

1. Орг.момент


2.Актуализация знаний.

-Чем предлагаете заняться сегодня на занятии? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)


Деление на группы.

- В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.


Вспомните, с чего мы начали исследование.

  • Определили тему исследования;

  • Определили цель и задачи исследования;

  • Сформулировали проблему исследования;


3.Постановка целей и задач урока.

-Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;


Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Значит, высказывания нужно начинать со слов «возможно», «может быть»…

Подберите другие аналогичные слова. («допустим…», «предположим…», «что, если…»,)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

-Прочитайте:

  1. «возможно, исследование не может быть таким маленьким»;

  2. «предположим, мы не решили задач исследования»;

  3. «может быть, мы нашли мало информации по теме исследования»;

  4. «что, если мы изучили не все этапы исследования»;


-Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

-На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

- У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

Хотите узнать?

Как мы можем его узнать? ( найти в Интернете, набрав слова «научная догадка, версия»)

Давайте узнаем.

Интернет: Гипотеза

- Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

Где можем узнать значение слова «гипотеза». (в словарях)

1 группа – в «Словаре Даля»;

4.Работа по теме урока.


Словарь Даля

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.


Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.


- Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

  1. Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?


Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

- Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)


4.Открытие нового знания.


1. Зачем нужны гипотезы?


- Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

- Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.


2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

- Сообщение по этому вопросу подготовит 1 группа.  

 Как рождаются гипотезы

    « …Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. …» (А.И.Савенков)

3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?


- К гипотезе предъявляют определённые требования:

  • Она должна содержать предположение;

  • Она должна быть проверяема, подтверждаема;

  • Она должна быть логически непротиворечивой;

  • Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

4. Как проверить гипотезу?


Способы проверки гипотез

теоретический

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

эмпирический

(наблюдения,

опыты

эксперимент)


Физминутка

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Выдвиньте гипотезы.

Карточка или слайд №1

- Прочитайте:

  1. «предположим, птицы определяют дорогу на юг по солнцу и звёздам»,


- Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

- Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

- Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

- Подготовьте в группах гипотезы по проблеме « Как птицы узнают дорогу на юг?»

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

-Во время прослушивания сообщений других групп отметьте на карточках в строке П (плюс) факты, которые вызвали положительные эмоции, ваше согласие с мнением выступающего.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

П


М


И







7. Рефлексия деятельности.

- Какие выступления вызвали положительные эмоции?

- Что не понравилось, осталось непонятным, хотелось бы поправить?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

- Что вы узнали о гипотезе?

- На какие вопросы нам удалось найти ответы?

- Как мы находили ответы на вопросы?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!