СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.7 Генеалогия - история предков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия 5.7 Генеалогия - история предков

Просмотр содержимого документа
«5.7 Генеалогия - история предков»

Разработка занятия №5.7


ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Генеалогия – история предков. (1 час).

Цель занятия: раскрыть главные составляющие исторической памяти человека – история семьи, происхождение имени.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как родословие, генеалогия, имя, отчество, фамилия.

развивающие: развивающая задача вынесена в д\з, а именно исследовательская работа по изучению своих имени и фамилии.

воспитательные: воспитать уважение к истории своей семьи.

Информационные единицы:

термины: родословие, генеалогия, имя, отчество, фамилия.


Структура занятия:


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

3. Проверка д\з



Учащиеся перед классом рассказывают об исторических песнях.

Мотивация, актуализация знаний

1 слайд

Работа с фотографией:

1. Кто узнал людей на фотографии?

2. Сколько поколений здесь изображено?

3. Как мы назовем представителей нескольких поколений из одного рода?

4. Что еще, кроме родословной, помогает человеку узнать о своем происхождении?


Ответы учеников:

1. Британская королевская семья.

2. Четыре поколения.

3. Родословие.


4. Фамилия и отчество.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?



2 слайд

О родословии и значении имени человека в историческом контексте.


Запись в тетрадь темы занятия:

Генеалогия – история предков.

Изучение нового материала

3 слайд

1. Родословие и генеалогия.


Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.


Зачем человеку знать и помнить свою родословную?

Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни


Существует историческая наука, которая изучает такие родословия – генеалогия.

Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.


Генеалогия доказывает, что история находится не только в монографиях и научных статьях, но и в каждой семье, так как, поинтересовавшись своей родословной, вы можете обнаружить, что кто-то из ваших родственников воевал, работал на крупных стройках, был знаком с известными историческими личностями, был сослан в Сибирь, или переехал сюда вследствие столыпинской реформы.


2. История имени.


У каждого из нас есть имя, но не каждый задумывался над его значением.


4 слайд

Отрывки из книги Ф.Купера «Зверобой».

1. Почему главный герой получил имя Зверобой?

2. Знаете ли вы значение своего имени?




3. История отчества.


Отчество встречается не во всех культурах. В России отчество появилось не так давно. С древности отчество имели исключительно представители знатных родов, крестьяне не удостаивались такого права. Только с XVIII века отчества начинают появляться среди представителей недворянских сословий.


5 слайд

1. Кто изображен на картинке?

2. Где живет Карлсон?


6 слайд

Карлсона на самом деле зовут не Карлсон.

Это такая форма шведского отчества: Карлсон – сын Карлса. В дальнейшем отчества начали становиться фамилиями (например, Иванов).


4. История фамилии.


Массовые фамилии появились на Руси в XVIII веке, когда крестьяне могли уходить на заработки в города. При Петре Великом были введены для этого дела паспорта.


1. Как выдумаете, может ли фамилия сказать что-нибудь об истории семьи?

2. Какие сведения она может в себе хранить?



7 слайд

Почему в Корее такое маленькое разнообразие фамилий?




Учащиеся записывают определения в тетрадь.



Вынести ответы учеников на доску.

Ученики записывают основные моменты в тетрадь.







Ученики записывают определения в тетрадь.

















1. Потому что отличался на охоте.

2. Некоторые имена понятны, например, Владимир, однако многие имена пришли к нам из других культур и языков, и их значение сейчас не является очевидным.











Ученики отвечают на вопросы:

1. Карлсон.

2. Он живет в Швеции, в Стокгольме.













Ученики отвечают на вопросы:

1. Может.


2. Фамилия может рассказать, например, о роде деятельности, месте древнего проживания.



Потому что представители кланов брали себе одну и ту же фамилию, более того, все крестьяне, принадлежавшие одному помещику, брали его фамилию.

Закрепление

Точечные вопросы:

1. Что такое родословие?


2. Что такое генеалогия?


3. Как фамилия и отчество могут помочь узнать об историческом прошлом?

Ответы учеников:

1. Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

2. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.

3. Фамилия и отчество могут помочь узнать об отцовстве человека и о том, какой деятельностью занимался один из древнейших представителей рода.

Итоги занятия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Почему родословие и полное имя являются главными составляющими исторической памяти человека?



Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

8 слайд

Домашнее задание: мини-проект

1. Значение моего имени.

2. Почему родители дали мне это имя.

3. Нравится ли мне мое имя. Если нет, какое имя я бы хотел себе?

4. Происхождение моей фамилии.


Учащиеся записывают домашнее задание.


Схема доски


Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни


Схема тетради:


Генеалогия – история предков


Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.


Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни


Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.



Работа по составлению личного родословного древа является достаточно длительной и нетривиальной. Она не подойдет в качестве домашнего задания, лучше всего ее вынести на НПК или творческий проект.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!