СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5-6 Моя Малая Родина 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

5-6 Моя Малая Родина 2.Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов.Сказание о Великом князе Галичском Дмитрии Шемяке,княгине Софье и их сыне Иване Шемячиче.

Просмотр содержимого документа
«5-6 Моя Малая Родина 2»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов.

Тема занятия: «Моя Малая Родина»

Тип занятия: урок открытия новых знаний .

Цель: расширение и углубление знаний учащихся об истории родного города.

Задачи:

- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

- прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.

Оборудование: компьютер, проектор, макет города, родословной.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формировать цель занятия.

Личностные:

- способствовать развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае, городе.

Познавательные:

- умение перерабатывать самостоятельно полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход занятия

Мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Этап актуализации знаний

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни. (Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении учащихся 5 класса).

- О чём мы сегодня будем говорить на занятии? (О Родине)

- А что значит Родина? (страна-Россия, место, где родился и вырос человек)

Давайте уточним значение этого слова. (Словарь Ожегова)

- О какой Родине мы сегодня с вами будем говорить? (О Малой Родине).

- Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой? (Узнать об истории родного города)

Для каждого из вас «Малая Родина» - это ваш любимый город, ваш дом, ваша семья. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я?» Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях было – узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. С родословной своей семьи нас познакомит ученик 6 класса Савельев Саша.

Этап открытия новых знаний.

У нашего города тоже своя родословная. Послушайте Сказание о Великом князе Галичском Дмитрии Шемяке, княгине Софье и их сыне Иване Шемячиче.

Давным-давно, много-премного лет тому назад правил Галичем великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Был он умный, красивый и сильный. Не раз отражал он со своим войском набеги монголо-татар, защищал землю Галичскую. А жил он в крепости на высоком холме Балчуг(потом его стали называть холм Шемяки).Там стоял его терем-дворец. Со всех сторон он был окружён высоким забором, глубоким рвом, наполненным водой. И жена у Дмитрия была под стать ему, красавица: ясноокая, чернобровая, с длинной русой косой. Звали её княгиня Софья. Жили они – поживали в любви и согласии, только вот детей у них не было. Но вот родился у них ,наконец, сыночек-первенец. Рады князь с княгинею-наследник растёт. Нарекли они его самым русским именем Иванушкой, Иван – богатырь. Стал сынок подрастать. Родители не налюбуются: румяный, красивый, будущий князь Галичский. Но случилось вот что… Сидел на берегу озера Дмитрий князь и думал свою думу великую. Вдруг откуда ни возьмись появился возле него старикашка , весь чёрный, маленький, юркий. Как из-под земли вырос. И обратился он к Дмитрию с такими словами: - О чём думаешь? О почестях и богатстве? Хочется славу-то? Хочешь, чтобы Галич первым городом на Руси стал? А ты бы стал главным князем, царём? - Кто же этого не хочет? – ответил Дмитрий. - Так вот слушай, князь, научу я тебя , как быть великим и богатым. Надо тебе на рассвете, как только первый луч солнца коснётся озёрной глади, убить и закопать на берегу озера своего сына-первенца. И тогда свершиться чудо! Со дна озера всплывут 12 кораблей, гружёных золотом. И все они твои! А богатство – это и власть, и слава, и любовь! А сынов у тебя ещё много будет, будет кому наследство оставить. - Что ты говоришь, глупый старикашка, - вскричал , разозлившись, Дмитрий и ударил посохом старика по голове. В гневе вскочил князь, хотел догнать злодея. Но того будто и не бывало. И след простыл…Прошло много дней , но слова старика не выходят из головы князя, ка ни пытался он их забыть: - А вдруг старикашка прав, сынов-то у меня будет много, а вот случая такого больше не выпадет. И замыслил князь думу чёрную… Пробрался он ночью в покои жены, выкрал спящего сына, сам перекрестился и уже занёс меч над спящим мальчиком. И вдруг сверкнула молния, ударил гром. Он поднял голову и увидел чудо. Медленно один за другим на поверхность озера из глубин всплывали корабли, гружёные золотом. Золото сверкало и переливалось в первых лучах солнца, слепило глаза князя. « Моё, это всё моё!»- воскликнул Дмитрий и замер в ожидании, когда последний корабль всплывёт на поверхность. Вдруг он услышал страшный крик и увидел бегущую с холма Софью, босую, с растрёпанными косами. А над ней кружил чёрный ворон( Это он предупредил княгиню о беде). Она бросилась к яме, оттолкнула растерявшегося Дмитрия, выхватила младенца и побежала прочь. Ушли под воду корабли, солнце скрылось в тучах. И остался на берегу один Дмитрий. Ужас охватил его. Побежал он домой, упал в ноги Софье и стал молить у неё и у Бога о прощении .Простила его Софья. А вот Бог не простил: не дал он больше детей Шемяке. Остался один Иван Шемячич, а князем галицким он не стал. Дмитрий был последним князем. А клад так и лежит до сих пор на дне озера. Но желающих получить его больше нет. Слишком цена велика. А грачи и вороны с тех пор селятся на берёзах возле Шемякина холма. Они всегда готовы предупредить людей о беде.

Творческая практическая деятельность учащихся:

Стихотворения собственного сочинения читают учащиеся 6 класса

Галичу.

Над озером сонным сверкают лучи,

А город мой видит чудесные сны.

Спокойно и тихо лежит предо мной

Любимый и маленький город родной.


Уютнее Галича города нет.

Здесь каждый заботой и лаской согрет.

Мне здесь хорошо и учиться , и жить.

Я город свой буду навеки любить.

Город маленький.

Люблю свой город маленький,

Мой Галич дорогой.

Ты своим прошлым славишься,

А я горжусь тобой.


Я здесь родилась, выросла

И с детства здесь живу,

Хоть город мой и маленький,

Но я его люблю


В нём есть сады и школы,

Где учат нас всему.

Заводы и больницы,

Где лечат детвору.













Здесь магазинов много

А в хозтоварах всё:

Кастрюли, сковородки,

Лопаты и ведро.


Ножи, тарелки, вилки.

Кастрюли, черпаки

И даже продаются любые молотки.


А люди-галичане Все очень хороши: Добры, умны, красивы, Храбры все и сильны.



Наши улицы

Учитель:

Ребята перечислите мне, пожалуйста, названия улиц  нашего микрорайона Галич-3 и расскажите, почему они так называются.

Сообщение учащихся «Шокша родимая». ( Отчёт о работе в группах ):

Район Галича, в котором мы живём и где находится наша школа, называется Галич -3.А до 1973 года это была деревня. Она росла, расширялась и вот слилась с Галичем. А в начале 20 века это была совсем маленькая деревушка. В центре её стояла шестигранная кирпичная часовенка с серебряным колоколом (перед Великой Отечественной войной часовенку разрушили, остался один колокол, а потом и его сняли и куда-то увезли, когда вели линию электропередач). В часовенке вели службы, отпевали покойников, венчали молодых. А от часовенки в разные стороны разбегались улицы, их всего было шесть. Улица, которая вела на деревню Денисьево, называлась Кутюмовкой ( по фамилии 3-х братьев Кутюмовых: Алексея, Николая и Константина). Дом Кутюмовых до сих пор стоит в начале улицы. Сейчас эта улица называется Крестьянской. На ней на берегу реки Шокшанки стоит наша школа. Летом реку почти не видно. Она как ручей. А вот весной он становится шумной, бурливой рекой, которая затапливает дома , огороды, сметает всё на своём пути, принося много бед жителям. Параллельно улице Крестьянской расположена улица 50 лет Октября, а раньше она называлась Зарекой, т.к.находилась за рекой. В центре этой улицы стоит дом своеобразной архитектуры с плоской башенкой на крыше. Это дом помещиков Бубиных, людей очень образованных, начитанных, культурных. Дом до сих пор называется Бубинский. Улица, ведущая от часовенки к кладбищу, имела самое печальное название Неворотимая, по ней после отпевания везли умерших на кладбище. Обратного пути для них не было. Сейчас эта улица называется Рабочей. Достопримечательностью этой улицы является дом купцов, где все стены и потолки украшены зеркалами и картинами, ряды картин перемежаются с рядами зеркал. На картинах изображены дети, ангелочки, дамы с пышными причёсками, природа. Это в спальне и столовой, а на кухне- фрукты, овощи, дичь. Улица Победы раньше называлась Маргариткиной, так как в большом двухэтажном доме из красного кирпича жила старая барыня Маргарита. Она была одинока, у неё не было ни мужа, ни детей, зато было много собак, которые жили в многочисленных комнатах этого дома. Самое интересное название получила улица 9 Января, название такое она получила совсем не в честь трагических событий Кровавого воскресенья, а задолго до этого. На этом месте раньше был пустырь и назывался он Бутырь (бутырками называли окраины городов ). Рядом был кожевенный завод фабрикантов братьев Каликиных. На этом пустыре в землю были вкопаны огромные чаны, глубиной выше человеческого роста. В них разводили соли и замачивали шкуры. Земля, пропитанная солями , не замерзала даже зимой. Этого не знал молодой купец, который ехал здесь на коне ранним утром 9 января и утонул в незамёрзшей трясине .Это место жители стали звать 9 января, а потом эта дата совпала с событиями Кровавого воскресенья, как бы предсказав их. Так получила название улица, которая появилась позже. Центральной улицей, которая вела в Галич, была улица под названием Кокуй (теперь улица 1-е Мая ). По ней везли дрова, сено, сельхозпродукты на продажу в Галич, везли на лошадях,запряжённных в телеги.А улица была грязной, непроезжей. Застрянет крестьянин в этой грязи и сидит, «кукует» пока его не вытащат. Улица была короткой, а дальше лес,по одну сторону холмы Патрашка, по другую- болото, а на месте соединения дорог из Степанова и Шокши ( Развилка) стояла заброшенная кузница. Там обосновались разбойники с главарём по фамилии Разживин. Они грабили крестьян. Место это считалось очень опасным. Сейчас уже нет здесь ни лесов, ни болот, а появились улицы с весёлыми названиями: Молодёжная, Солнечная, Степановская. Всего в нашем районе 16 улиц. Есть ещё в Шокше место, которое хранит страшную тайну, оно называется Суховатник (видимо, место было суховатым, не совсем сырым ). Старожилы рассказывают, что в 30-е годы, когда разрушали церкви, свезли сюда иконы из Денисьевской церкви, свалили и заездили их тракторами. С тех пор земля перестала давать урожай, а люди не понимают, почему так, не знают, что это плата за великий грех. Один из местных поэтов, живущий на улице 1-е Мая, Борис Николаевич Юшин написал: Шокша родимая – малая родина Блудного сына в объятья прими! Сколько же лет вдалеке было пройдено, Ты всё ждала – и прости, и пойми.

Шокша родимая, старая, сирая, Ты затерялась в просторах страны; Стала ты городом – древнее, милое Имя родное твоё в забытьи. Нет, мы не забудем своего прошлого и прошлого нашего края, ведь без прошлого нет и настоящего и будущего.



Учитель:

Наш микрорайон славится людьми, которые внесли огромный вклад в развитие нашего города.

. О некоторых - нам расскажут ребята, которые самостоятельно находили о них информацию.

Выступление учащихся

. Быков Алексей Михайлович был директором кожзавода « Революция» . При нем, при этом скромном, энергичном человеке, знающим дело руководителя, производство. пошло в гору. Такое многоотраслевое хозяйство стало возможным благодаря тому, что он умел работать с людьми, разговаривать с ними по душам. По рассказам жителей микрорайона, Алексей Михайлович очень хорошо знал психологию человека, умел поговорить с ним так, что тот уходил из его кабинета согретый теплом и заботой. . Он знал способности каждого человека. На предприятии обрабатывали кожи, шили обувь.

Прошло много лет, а память о нём до сих пор хранится в сердцах жителей микрорайона.

Учитель: Да, много людей было в те годы и одарённых, и смелых. Но на их долю выпало много горя. Наши земляки пережили вместе со всей страной Великую Отечественную войну.

Люди должны знать свою историю и помнить её.

- Как человек сохраняет память о событиях, которые происходили? (Возлагаем венки, цветы к обелискам погибших воинов; проводим встречи с ветеранами, помогаем им).

- Какой памятник есть в нашем микрорайоне ? (Памятник погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне)

Много наших земляков отдали свои жизни за нашу Родину.

Рассказ учащихся о ветеранах ВОВ



Война, война… Какое страшное слово. Как далека война сейчас от нас. Только по книгам и кинофильмам, да по воспоминаниям фронтовиков и рассказам их родных мы можем представить себе, какой ценой была завоёвана победа. 9 мая 2016 года вся страна будет отмечать великий праздник - 71 годовщину победы в Великой Отечественной войне.

9 мая – это любимый праздник и в нашей семье. Его мы отмечаем всегда, ведь моя бабушка, Князева Анна Ивановна, была участницей этой жестокой и страшной войны. Сегодня мой рассказ о ней, смелой и сильной, доброй и внимательной, самой лучшей бабушке на свете. Как много воспоминаний связывает меня с ней. Что-то я помню из рассказов самой бабушки, многое мне рассказал мой отец. Удивительным открытием стали для меня её стихи.

Моя бабушка- настоящая героиня. А ведь, казалось бы, обыкновенная девушка из многодетной семьи, окончившая Шокшанскую школу и перед самой войной Галичское педагогическое училище, не должна быть там, в пекле сражений. Женщина и война – понятия несовместимые, но в мае 1942 года бабушка добровольцем уходит на фронт и становится радисткой.

Первая бомбёжка была особенно страшной, а дальше были бои на Центральном фронте, 3-м и 4-м Украинском фронтах, на 1-м и 2-м Прибалтийском. Но, пожалуй, самое страшное испытание было на Курской дуге, под Прохоровкой. «Это было месиво земли, металла и человеческих тел»,- рассказывала бабушка. О тех кровопролитных боях, о своей подруге Лизе Козик, с которой вместе держали связь с танковой бригадой, бабушка написала стихи:

Я вспоминаю сорок третий.

Бои под Курском, под Орлом.

… Попали первый раз, как в пекло,

Мы с Лизой Козик под мостом.

Снаряды рвутся близко, рядом.

Дым, грохот, скрежет, пыль столбом,

А мне опять к комбригу надо

С радиограммою бегом.

За обеспечение связи в этом страшном сражении бабушка была награждена орденом Красной звезды. Потом были длительные бои в Крыму: штурм Сапун-горы, Микензевых гор и Севастополя. За бой под Шауляем она получила медаль «За боевые заслуги». Там, в Крыму, вручили ей ещё одну награду – орден Отечественной войны. Затем корпус участвовал в боях за освобождение Прибалтики, а день Победы встречали на румынской земле.

Все послевоенные годы бабушка вела переписку в фронтовыми товарищами, была на встречах ветеранов в Курске, в Крыму, в Москве, в Прибалтике. Своим фронтовым друзьям она посвятила стихотворение «Подвиг». В качестве эпиграфу к своему сочинению я взяла строки из этого стихотворения, потому что считаю, что нельзя забывать имена погибших и имена тех, кто защищал нашу Родину. Так завещала мне моя бабушка Анна Ивановна.

После окончания Великой Отечественной войны бабушка вернулась к мирной жизни. По профессии она учитель. 35 лет она трудилась в средней школе №2 города Галича учителем начальных классов. Воспитывала в детях любовь к своему городу, к своей Родине, уважение к старшим, трудолюбие, доброту, отзывчивость.

Бабушка прошла тяжёлые испытания. Вся её жизнь – это подвиг, подвиг в годы войны и подвиг в мирное время. Свою жизнь она посвятила людям. Очень жаль, что сейчас её нет с нами. Анна Ивановна Князева умерла 14 июля 2010 года.

Я очень люблю свою бабушку, всегда буду помнить о ней, постараюсь быть достойной её памяти. Я учусь в школе №2, иногда представляю, как, может быть, в этом кабинета у доски стояла моя бабушка Анна Ивановна и вела урок. Я стараюсь быть похожей на свою бабушку, мечтаю, как и она, стать учителем и немного пишу стихи:

Пусть прошло немало лет

С тех военных дней,

Но гордиться буду я

Бабушкой своей.

Защищая Родину,

В сорок пятый год возвратилась с орденом-

Честь ей и почёт.

А потом ребятам сердце отдала,

Педагогом стала, лидером труда.

Я уже решила, что пройдут года,

Буду педагогом так же, как она.




Учитель: Мы всегда будем помнить об этих событиях. И нам никогда не надо забывать о том, что когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг другу, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.

В 2016г. 9 мая наша страна будет праздновать 71 годовщину Победы в ВОВ. Очень жаль, что многие наши ветераны не дожили до этой даты. Но они оставили глубокий след на нашей галичской земле.

Выставка рисунков

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.

- В нашем городе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем «маленьком уголке» очень красивая природа.

-Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Чтение отрывков из сочинений ребят

-За что же мы любим свою малую родину?

Чтение стихотворения о родном городе. Милый мой Галич, сторонка родная, Как мне прожить без тебя? Нет. Не могу я без милого края, Галич мне дорог всегда.



Представление учащимися макета микрорайона

На внеурочной деятельности мы работали над созданием макета нашего микрорайона. Каждый из вас внес частичку своего труда в его создание. Давайте объединим вашу работу и посмотрим, что у нас получилось. Красиво? Пусть наш город будет таким же красивым и процветающим.

Рефлексия

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!