СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Масленица. Сценарий квеста для 5-6 классов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивная игра проводится в здании школы. Цель: помочь детям осознать, что человек в жизни призван всегда делать выбор между добром и злом и наделён свободой выбора. Но правильный выбор - это прежде всего выбор нравственный. Именно он приносит человеку радость, чувство удовлетворения от принятого решения, осознанние ценности человеческой свободы.

Просмотр содержимого документа
«Масленица. Сценарий квеста для 5-6 классов»

Сценарий квеста «Масленица» для 5-6 классов 07.03.2019

Участники:

  1. 5 команд (5а, 5б, 5в, 6а, 6б)

  2. 5 классных руководителей – капитанов команд

  3. 10 инструкторов (ученики 11 класса) для станций

  4. 5 инструкторов-сопровождающих для команд

  5. Учитель физкультуры для проведения игры в спортзале

  6. Учитель ОПК для проведения игры в библиотеке

Кабинеты:

  1. Спортзал

  2. Актовый зал

  3. Холл 2-го этажа

  4. 22 кабинет

  5. 27 кабинет

  6. Библиотека – место испытания выбывших игроков.

Реквизит:

  1. 5 маршрутных листов (по 1-му для команды, находятся на станциях)

  2. 5 листов и ручек инструкторам-сопровождающим для фиксации условий выбора игрока на выбывание

  3. 25 слов-жетонов (по 5 для команды, находятся на станциях) – т.е. разрезанная на 25 частей фраза Иоанна Златоуста «Любовь// заключается //не в //пустых //словах и не //в простых// приветствиях, //но в явлении// и совершении //дел.// Например, в// том, чтобы// избавлять //от бедности, //помогать //больным,// освобождать //от опасностей//, покровительствовать //находящимся в //затруднениях//, плакать// с плачущими и// радоваться// с радующимися//» и 1 слово-жетон для библиотеки: св. Иоанн Златоуст.

  4. 10 табличек для кабинетов* (5 настоящих и 5 фальшивых)

  5. Спортинвентарь (для эстафеты в спортзале)

  6. Аппаратура и запись «Московской кадрили» (для актового зала)

  7. Микрофон, ноутбук, запись музыки на начало и конец Масленицы и колонки для холла (холл 2-го этажа)

  8. Тексты для чтения – отрывки из рассказа Л. Толстого и романа А.Пушкина (для 22 кабинета)

  9. Тексты для чтения (3 экземпляра) и 5 вопросов об Афоне (для 27 кабинета)

  10. Видеоролики «Притчи» (для библиотеки), таблички: гордость, жадность, сребролюбие, тщеславие, чревоугодие, уныние, зависть, малодушие.

Примечание*: табличек-символов станций (изображение лампады, например, для станции «Неугасимая лампада») надо сделать больше в 2 раза, чтобы дети искали нужную станцию по подсказке в маршрутном листе, а не прагматичным способом: осталось две станции, я видел на кабинетах две таблички, нам или туда, или туда.

Настоящие таблички нужны для станций «Золотые ворота», «Московская кадриль», «Зелёная лампа», «Сила воли», «Неугасимая лампада».

На фальшивых табличках расположены другие указатели, например, солнце, штурвал, птица, капля, трон.

План игры.

  1. 12.30 – сбор в холле, краткий инструктаж, получение капитанами маршрутных листов.

  2. 12.30-13. 15 – прохождение этапов квеста, выполнение заданий.

  3. 13. 15 – сбор в холле, общая работа со словами, которые дети получили во время игры (составление ключевой фразы-напутствия).

  4. 13.20 – окончание игры, чаепитие

Подготовительный этап.

  1. Команда придумывает себе название и эмблему для каждого игрока. Название связано с Масленицей (весна, карусель, частушка, радость, колокол).

  2. Форма одежды – спортивная/ народные костюмы.

  3. Заранее учится /повторяется «Московская кадриль»

Ход игры.

Дети вместе с классными руководителями по звонку спускаются в холл. Звучит бодрая музыка.

Команды выстраиваются по периметру холла, у микрофона оказываются ведущие-инструкторы.

1 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, друзья наши молодые!

2 ведущий: Рады вас приветствовать на празднике Масленицы!

1 ведущий: С одной стороны, это праздник наступающей весны, а с другой – подготовительная неделя к Великому посту.

2 ведущий: Люди в это время навещали родных, чтобы примириться и испросить прощения, а потом сесть вместе за широкий стол да устроить честной пир, и с чистой душой и с любовью войти в Великий пост.

1 ведущий: Вот и мы предлагаем вам сегодня пройти испытания, которые проверят ваше умение поддержать друг друга добрым словом, уступить в споре, помочь, выслушать. Одним словом, смиряться и не надмеваться!

2 ведущий: Сейчас капитаны получат от нас маршрутные листы. В них – загадка для команды. Отгадаете её – узнаете, куда путь держать; по отгадке найдёте свою станцию. Там вас ждёт инструктор с заданием. Выполните задание – получите жетон. Не выполните задания – он вас… съест! Масленица-то языческая прожорлива. Ваша задача – остаться христианами, пройти по всем этапам игры, выполнить задания и собрать 5 слов-жетонов. Что с ними делать дальше – узнаете по окончании игры. Мы ждём вас здесь через 40 минут! Торопитесь!

Капитаны получают от ведущих маршрутные листы. Команды читают, отгадывают, отправляются по этапам.

План прохождения станций:

1

Холл

22 кабинет

Актовый зал

27 кабинет

Спортзал

2

22 кабинет

Актовый зал

27 кабинет

Спортзал

Холл

3

Актовый зал

27 кабинет

Спортзал

Холл

22 кабинет

4

27 кабинет

Спортзал

Холл

22 кабинет

Актовый зал

5

Спортзал

Холл

22 кабинет

Актовый зал

27 кабинет



На каждой станции для каждого класса есть подписанное письмо, внутри которого – новый маршрутный лист. Он выдаётся, если класс проявит сплочённость: хором споёт песню, частушку, скажет друг другу 10 ласковых слов и т.д.

Маршрутный лист содержит подсказку названия станции. Дети должны догадаться по подсказке, куда идти. Например, подсказка «О спорт, ты – мир!» указывает на спортзал.

Зашифрованные указания станций:

(**примечание: если дети ошибаются, неверно угадывают станцию, то первый раз им надо дать возможность ошибиться, т.е. не подсказывать сразу правильный ответ. Пусть пройдут по неверному маршруту и задумаются. Они должны сами искать выход в затруднительных положениях и обретать свой опыт).

  1. Холл – «Где колокольня ввысь взметнулась, стоит, сверкая, Божий храм» (Марина Коломенская, гимн школы)

  2. 22 кабинет – «Книги – маяки, возведенные в великом море времени» (Е. П. Уиппл)

  3. Актовый зал – «Театр есть искусство отражать» (Константин Станиславский)

  4. 27 кабинет – «И понял я: не всё ещё пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча» (Андрей Макаревич)

  5. Спортзал – «О спорт, ты – мир!» (Пьер де Кубертен»

Текст инструкторов.

  1. Инструктор в холле: Здравствуйте, друзья. Приветствую вас на станции «Золотые ворота́». Вас ждёт испытание на сплочённость. Пройдёте его – получите жетон. Не пройдёте его – мы забираем у вас одного члена команды, дальше продолжите игру без него. Готовы? Итак, вы берётесь за руки и образуете цепочку. Первый в цепочке ведёт всех за собой. Ведущие тоже берутся за руки, поднимают их и образуют круг. Вы проходите под руками ведущих змейкой и поёте: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!» На этих слова ворота закрываются (руки опускаются), и те, кто остался внутри круга, выбывают из игры. Игра начинается сначала. Вы выиграли, если хоть один игрок команды остался к концу игры непойманным. Мы выиграли, если смогли поймать всех. Внимание: рук в цепочке размыкать нельзя. Если вы отпустили руки соседей, вы проиграли, и игра закончена. Лучше оказаться в кругу и выбыть из игры на время, чем проиграть всей командой и оставить своего игрока до окончания Масленицы. Вопросы есть? Тогда потренируемся с речёвкой и начинаем. (** примечание: игра длится 4-5 раз, нужно постараться поймать как можно больше игроков, чтобы дети чувствовали сложность победы).

  2. Инструктор в 22 кабинете. Здравствуйте, друзья. Приветствую вас на станции «Зелёная лампа». Так в 19 веке называлось литературное общество, в котором состояли в том числе Пушкин и Дельвиг. Девизом общества были слова «Свет и надежда». Вот и я вам желаю …просвещения. Вам нужно будет угадать героев, автора, название произведения и привести три аргумента в пользу того, что главный герой живёт и действует по-христиански. Это задание на знание азов христианской жизни. Пройдёте его – получите жетон. Не пройдёте его – мы забираем у вас одного члена команды, дальше продолжите игру без него. Готовы? Отрывок для 5-х классов: «Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а он до края леса не дошел. «Ну, — думает, — еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошел тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров». Ответ: Лев Толстой, «Кавказский пленник», Жилин и Костылин. Аргументы: Жилин товарища в беде не бросил; мать почитает и заботится о ней; трудится даже в плену; не сдаётся врагу – не падаёт духом, не унывает. Отрывок для 6-х классов: «Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь». Ответ: Александр Пушкин, «Дубровский», Владимир Дубровский. Аргументы: пожалел продажных приказных и попросил проверить, открыта ли дверь во время пожара; был храбр и не испугался медведя; простил обидчика своего отца Троекурова и отказался от мести.

  3. Инструктор в актовом зале. Здравствуйте, друзья. Приветствую вас на станции «Московская кадриль». Вас ждёт испытание на взаимопонимание. Пройдёте его – получите жетон. Не пройдёте его – мы забираем у вас одного члена команды, дальше продолжите игру без него. Готовы? Итак, пока звучит музыка, вы танцуете. Задача простая – не сбиться. Танцевать должны только кадриль и только все вместе. Если кто-то сбился или отказался, вы проиграли. Можем дать вам одну минуту на подготовку, чтобы вы договорились о танце между собой. Вопросы есть?

  4. Инструктор в кабинете 27. Здравствуйте, друзья. Приветствую вас на станции «Неугасимая лампада». Вас ждёт испытание на внимание. Пройдёте его – получите жетон. Не пройдёте его – мы забираем у вас одного члена команды, дальше продолжите игру без него. Готовы? Вам будут предложены 3 отрывка древнего текста для прочтения, поэтому надо поделиться на 3 группы. Каждая группа изучает свой отрывок, старается запомнить факты, события, имена, даты, а потом отрывки забираются. Затем всей команде предстоит ответить на вопросы, пользуясь тем, что каждая группа в отрывке запомнила. Вопросы есть?

Отрывки текста, которые раздаются группам (время для изучения: 1-2 минуты):

1 – «Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халки́дики), омываемом водами Эге́йского моря. По преданию, христианство на Афо́не проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афо́на на полуостров был запрещен вход женщинам.

Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афана́сий Афо́нский. Он устроил обитель, названную потом Великой Ла́врой и ставшую главным афонским монастырем.

Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Ки́ево-Пече́рской обители преподобный Анто́ний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигме́н. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».

2 – «Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Гера́сим монах, милостию Божией пресви́тер и игу́мен обители Ро́сов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

Этот русский монастырь именовался Ксилу́ргу (что значит «Древоде́л» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успе́ния Богома́тери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе. Когда число монахов в Ксилу́ргу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантеле́имона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Наго́рный или Старый Русик.

Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византи́йский император Андро́ник II Палео́лог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессало́никах и на полуострове Халки́дики».

3 – «В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афо́на времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подви́жничества. Преподобный Нил Со́рский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жи́тельстве ски́тском». Принципы святого́рского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопе́дского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).

Постепенное возрождение русской Свя́то-Пантеле́имоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение его связано с трудами старца Гера́сима Афо́нского, ставшего игу́меном в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.

В начале XX века в Свя́то-Пантеле́имоновом монастыре и его скитах было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константино́поле, Сало́никах, Оде́ссе и Москве. В 1875 году в Абха́зии афонцами был образован Ново-Афонский Си́моно-Канани́тский монастырь».

Вопросы и правильные ответы:

1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси

Прп. Антоний Печерский

2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря?

1016 г.

3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке

Герасим

4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу?

XI в.

5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики?

1312 г.

6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне?

Св. великомученика Пантелеимона


  1. Инструктор в спортзале. Здравствуйте, друзья. Приветствую вас на станции «Сила воли». Речь идёт о воле к победе. Вас ждут испытания силы, ловкости, смекалки и – командного духа (!) Пройдёте их – получите жетон. Не пройдёте их – мы забираем у вас одного члена команды, дальше продолжите игру без него. Готовы? Вам нужно пройти эстафету (далее даётся инструкция по выполнению эстафеты и ограничение по времени). Условие – скорость. Укладываетесь в предложенное время без штрафных очков (сбитых фигур, неверно выполненного упражнения и проч.)– идёте дальше. Нет – отдаёте одного игрока. Вопросы есть?

  2. Инструктор в библиотеке /учитель ОПК. (**Примечание. Игроки, которые выбыли из игры на одном из этапов, отводятся инструкторами-сопровождающими в библиотеку – место испытания выбывших игроков). Здравствуйте, друзья. Вы думали, что выбыли из игры, но для вас игра продолжается. И здесь вы можете помочь командам не меньше, чем на станциях. За правильное выполнение задания вы получите слова-жетоны. Но не каждый в отдельности, а все вместе, потому что теперь вы – тоже команда. Команда тайных игроков. Затем вы можете вернуться к ребятам и передать им свой выигрыш, без которого они не смогут выполнить последнего задания. Итак, вам будет показана притча. По окончании просмотра предлагается из табличек на столе выбрать название той страсти, о которой в притче говорилось, и доказать правильность своего ответа. У вас будет время на раздумье и на совещание друг с другом. (**Примечание. Если у детей будут разногласия, то инструктор побуждает их объединиться, выслушать возражения друг друга и принять какое-нибудь общее решение. Инструктор может задавать наводящие вопросы, т.к. цель – помочь детям найти компромисс, научить слушать друг друга, уступать, убеждать).

Финал.

Собрав 5 жетонов, команды вновь собираются в холле 2 этажа на построение. К микрофонам выводятся игроки, преждевременно покинувшие игру. Командам сообщается, что эти игроки, выбыв из команды, в честной одиночной игре смогли добыть товарищам последний жетон. (Аплодисменты!) Игроки возвращаются командам, последний жетон кладётся в центр зала. Командам сообщается, что им надо восстановить слова св. Иоанна Златоуста – поучение, как следует жить на свете.

Кроме того, если на станциях был сделан командами правильный выбор, то они получают подсказки для составления фразы. Правильный выбор фиксируют инструкторы-сопровождающие. Он состоит в том, что команда на станции в случае провала испытания держалась достойно и выбирала игрока в заложники либо добровольно (добровольно кто-то предложил себя сам, принеся жертву ради команды), либо по соглашению, но никак не самого слабого и беззащитного, по мнению команды не нужного, выгнанного из игры.

Сколько было сделано правильных выборов, столько жетонов инструкторы подсказывают выложить по порядку.

Затем по 1 человеку от команды выходят на середину зала с жетонами, чтобы на полу сложить из них фразу: «Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел. Например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Св. Иоанн Златоуст». Фразу должны громко прочитать все игроки.

Текст инструктора: Да, вы смогли достойно выдержать все испытания и показали себя неравнодушными людьми, хорошими товарищами. (Аплодисменты!) Поздравляем вас и желаем впредь помнить заповедь о любви (помогать, прощать, выручать, сочувствовать, оказывать милость) не словами, но делами. И не только в школе, но и в любом месте на земле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!