СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

40045040200202030

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«40045040200202030»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»








Конструкт урока по литературному чтению

на тему: Ю. Ермолаев «Проговорился»

УМК «Школа России», 3 класс






Выполнила: Лепская К.Д.

Методист: Сосновских А. В.

Учитель: Кучина Е.В.

Педагог-психолог: Бородина Я.В.




Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился»

Перспективная цель: формирование читательской компетентности обучающихся посредством изучения произведений из раздела «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Актуальная цель: формирование у обучающихся навык выразительного чтения, чтения по ролям, умения выделять главное в изученном материале, развитие речи детей в процессе чтения рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился».


Задачи:

Обучающая- формирование у обучающихся представление о умение выделять главное в произведении посредством обсуждения произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».

Развивающая – развивать читательские умения через чтение вслух, выразительного чтение через чтение вслух по ролям, словесно-логическое мышление через выполнение учебных заданий.

Воспитательная – воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость в процессе обсуждения сказки.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): умеют выразительно читать произведение Ю. Ермолаева «Проговорился», умеют находить главную мысль в произведение, знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился», знают биографию Ю. Ермолаева, умеют отвечать на вопросы по содержанию текста, знают содержание рассказа С. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются.

Познавательные: осуществляют анализ объектов, поиск информации в тексте, делают выводы, извлекают информацию из иллюстраций, выполнять работу по плану.

Регулятивные: принимают учебную задачу сохраняют её на протяжении всего урока, умеют контролировать и оценивать результаты работы.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): проявляют этические чувства, доброжелательность, проявляют сотрудничество.


Продукт деятельности (если предусмотрен): нет

Оборудование: доска интерактивная, проектор, компьютер

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности

Методы, приемы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный

Литература: УМК «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. – «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть

Конструкт урока


Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник и пенал. Присаживайтесь.

-Скажите какой раздел мы сейчас изучаем?

-Хорошо.

-Какие произведения мы рассматриваем в данном разделе?

-Сегодня мы пополним наш кузовок ещё одним произведением.

-А сейчас посмотрите, пожалуйста на доску и разгадайте ребус:

-А у вас есть дома попугай?

-Что вы знаете о попугаях? Может есть интересная история?

-Хорошо. А какой писатель расскажет нам историю об этом мы узнаем позже.

Доброжелательный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


-Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

-юмористические.




-попугай.







-Да, нет и т.д.

-они чирикают, некоторые повторяют.


метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо

общаются;

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы;

личностные

проявляют сотрудничество


  1. Актуализация знаний и целеполагание.

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

-Прежде чем изучить новое произведение, узнаем насколько вы усвоили рассказ С. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», выполним тест, затем проведем взаимопроверку.

Тест

1. Что случилось с селом, в котором жили Римма и ее мама?

А) сожгли немцы

Б) бомбили немцы

В) захватили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

А) краски

Б) карандаши

В) альбом

3. О чем попросил лейтенант Римму?

А) написать записку своей жене

Б) написать письмо своей дочери

В) написать письмо своему сыну

4. По каким предметам у Риммы стояла оценка «отлично»?

А) по русскому языку

Б) по русскому языку и географии

В) по русскому языку, географии и математике

5. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

А) потому что мама уехала в командировку

Б) потому что мама не захотела расписываться

В) потому что Римма не захотела отдавать маме на подпись

-Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь листочками с соседом.

На доске ответы:

1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а.

-Поставьте оценку «5» - если нет ошибок, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки, «2» - если три и более ошибок.

-На листочках обведите букву правильного варианта ответа. Время на выполнение 1 мин.


-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать запись по карточке (1 карточка на парте) и определить о каком из трех авторов пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(На доске: Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ю. И. Ермолаев)

Карточка

Этот человек был хорошим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фашистскими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Проговорился» – есть одно произведение этого писателя.

-Так произведение какого автора мы сегодня будем изучать? Почему?







-Что вы знаете об этом авторе?

-Скажите, а произведения «Акула», «Прыжок», «Береза» написал Юрий Иванович?

-Какое произведение осталось?

-Хорошо, позже мы дополним ваши знания.

-А теперь давайте подумаем какая у нас сегодня тема?

-Верно! Какую цель мы поставим перед собой?

-Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь нашу цель?

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением






Выполняют тест



























Проверяют работу соседа.












Дети читают запись на карточке








-Ю. И. Ермолаева, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время.



-высказывают свое мнение.

-нет, их написал Лев Николаевич.



-Проговорился


-Юрий Иванович Ермолаев «Проговорился»

-Изучить рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

1. Прочитать произведение Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

2. проанализировать произведение

3. прочитать по ролям

предметные

С. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются.

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы;

регулятивные: принимают учебную задачу сохраняют её на протяжении всего урока

личностные

проявляют доброжелательность, сотрудничество.

  1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одним автором рассказов для детей, Юрием Ивановичем Ермолаевым.

Приём «Найди ошибку»

-Сейчас вы получите информацию о Ю.И. Ермолаеве, но эта информация содержит 3 ошибки, ваша задача их найти и некоторые ошибки исправить, а некоторые убрать. Работаем в группах по 4 человека.

-Вспомним правила работы в группе.

Биография

Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Но судьба сложилась так, что ему пришлось отправиться на рыцарское сражение. После играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На телевидение Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много бесполезного». Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

-Давайте проверим, что у вас получилось. 1 группа читают, остальные внимательно слушают, потому что после буду задавать вопросы.




-Почему вы убрали предложение о рыцарях?

-Почему исправили телевидение?

-Почему исправили бесполезные?

-Хорошо, вы верно нашли ошибки.



-Скажите, на какого выучился Ю.И. Ермолаев?

-Где он работал после актерства?

-А где он озвучил свои первые рассказы?

-В чем особенность его рассказов?

-Подумайте по названию произведения, какое будет содержание? О чем будет говориться? Не забудьте про ребус, который мы отгадали в начале урока.

-Хорошо, давайте же узнаем, кто был ближе всего.

-Откройте с. 179 учебника.

-Итак, читаем по абзацу, по цепочке.

-Слушаем внимательно, потому что после буду задавать вопросы.

Воспринимают произведение







Читают информацию в группе, находят ошибки



-слушать собеседника, уважать мнение каждого, общаться шепотом

(1 группа зачитывает)

Биография

Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Но судьба сложилась так, что ему пришлось отправиться на рыцарское сражение. После играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

-Потому что он жил в другое время.

-потому что он работал на радио.

-Скорее всего автор не мог писать бесполезные рассказы, тем более дальше сказано, что в его рассказах содержатся полезные советы.

-на актёра

-На радио корреспондентом.

-На радио.

-читая его рассказы можно получить много советов.

-Как попугай проговорился и рассказал, что-то тайное и т.д.




Открывают учебник


Читают


предметные

умеют выразительно читать произведение Ю. Ермолаева «Проговорился, знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился», знают биографию Ю. Ермолаева

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются;

познавательные: осуществляют анализ объектов, поиск информации в тексте, делают выводы;

регулятивные: умеют контролировать и оценивать результаты работы.

личностные

проявляют этические чувства, доброжелательность, проявляют сотрудничество.

  1. Физкультминутка

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Три наклона, прямо встать. (Приседания)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Выполняют физкультминутку вместе с учителем.


  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


(


Организация работы по выявлению первичного восприятия


-Итак, о чем же проговорился попугай?



- Почему же это произошло?






- Вам нравится такое поведение девочки? А почему не нравится?


- Можно ли так общаться со взрослыми? А с друзьями или знакомыми?


- Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?


-Скажите совпали ваши предположения о смысле рассказа?

-Скажите, что хотел донести до нас автор, в чем главная мысль произведения?





-К какому жанру относится это произведение?

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

- Попугай «проговорился» о том, какая Ира на самом деле грубая и невоспитанная

- Ира такими словами, как «Вот еще», «Отстань», «Мне некогда», разговаривает с бабушкой, отмахиваясь от любой работы. Поэтому попугай часто слышал эти слова и запомнил

-Это некрасиво и плохо.

-Да так бывает, что люди выполняют несколько дел сразу.

-Нет, нужно быть вежливым и помогать старшим


-Да, потому что автор высмеивает Иру, она хотела похвастаться, а в итоге все над ней посмеялись.

-Да, не совсем.


- О самом главном в рассказе говорят слова Алеши: «Как не хочет? Он нам очень много рассказал». Благодаря попугаю дети понимают об отношении Ирины к окружающим, в особенности, к старшему поколению.

-рассказ

предметные

умеют находить главную мысль в произведение, знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился», умеют отвечать на вопросы по содержанию текста.

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются.

познавательные: осуществляют анализ объектов, поиск информации в тексте, делают выводы;

регулятивные: умеют контролировать и оценивать результаты работы.

личностные

проявляют этические чувства, доброжелательность, проявляют сотрудничество.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы


Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

- Какие же действующие лица в данном рассказе?

- Приготовьтесь читать выразительно по ролям.

Ирочка – Арина

Бабушка – Камилла

Ученики – Денис

Попугай – Максим

Автор – Маша

-оценка «5» - соблюдены все требования.

-оценка «4» - соблюдены 4-3 требования

-оценка «3» - соблюдены 3-2 требования

Требования (на доске):

1. Своевременно начинать читать

свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

-Молодцы!

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся


-Сейчас поработаем в группах по 4 человека.

-Ваша задача заполнить рабочий лист. После мы вместе проверим. (Приложение 1)


-Как вы охарактеризовали главную героиню?

-Покажите свои рисунки.

-Молодцы!

-Какие пословицы вы отметили?








-Хорошо. И последнее задание как вы ответили на вопрос?

Самостоятельное чтение текста


-Ирина, бабушка, ученики, попугай Чико, автор



Выразительное чтение по ролям









оценивание






Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания









В группах заполняют рабочий лист














1 группа зачитывает, другие дополняют.

- грубая, невоспитанная, упрямая, настойчивая, беззаботная

- Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым.

предметные

умеют выразительно читать произведение Ю. Ермолаева «Проговорился», умеют находить главную мысль в произведение, знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился», метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются;

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы, извлекают информацию из иллюстраций;

регулятивные: умеют контролировать и оценивать результаты работы.

личностные

проявляют этические чувства, доброжелательность, проявляют сотрудничество.





  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

-Сейчас поработаем самостоятельно, предлагаю вам составить синквейн про Иру.

-Давайте вспомним из чего состоит синквейн?

-время на выполнение 3 минуты.





-Итак, давайте проверим (зачитывают несколько человек, остальные сдают на проверку).



-Отлично! ……, оценка 5.

4 – неточности в оформлении или ошибка в 1 из строчек.

3 – содержательные ошибки 2 и более.

Синтез.





Главное слово

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов

Слово.

Пример ответа:

Ирочка

невоспитанная, грубая

учит, сердится, спрашивает

Ирочка оказалась невоспитанной девочкой.

Дрессировщица

предметные

знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются.

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы, выполнять работу по плану;

регулятивные: умеют контролировать и оценивать результаты работы.

личностные

проявляют доброжелательность, сотрудничество.

  1. Рефлексия


Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся


-Наш урок подходит к концу. Скажите какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете мы достигли её?

- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

-Что узнали нового?



-Какие задания вам понравились больше всего?

-А сейчас оцените свою работу на уроке раскрасив шарик:

Зелёным цветом - если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок;

Желтым цветом - если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа.

Синим цветом - если вы плохо работали на уроке и не поняли, о чем рассказ.

-Покажите, пожалуйста, свои шарики.

-Хорошо, спасибо!

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

-Изучить рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился»

-Да.

-Чтобы показать детям, что нужно быть вежливым.


-узнали об авторе – Ю. И. Ермолаеве, что он рассказал свои первые рассказы на радио и т.д.

-синквейн, рабочий лист, искать ошибку и т.д.



Оценивают работу на уроке, приклеивают в тетрадь, после каждого урока.

предметные

умеют находить главную мысль в произведение, знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился», знают биографию Ю. Ермолаева, умеют отвечать на вопросы по содержанию текста

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются;

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы;

регулятивные: принимают учебную задачу сохраняют её на протяжении всего урока, умеют контролировать и оценивать результаты работы.

личностные

проявляют этические чувства, доброжелательность, проявляют сотрудничество.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа


-открываем дневники записываем домашнее задание на выбор:

1. Пересказ рассказа Ю. И. Ермолаев «Проворился»

2. Нарисовать понравившийся эпизод из рассказа Ю. И. Ермолаев «Проворился» и рассказать этот эпизод


Осмысление домашнего задания


Записывают домашнее задание, одно на выбор.

предметные

знают содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился

метапредметные

коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, вежливо общаются.

познавательные: осуществляют анализ объектов, делают выводы;

личностные

проявляют доброжелательность, сотрудничество.



Приложение 1

Рабочий лист

Рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился»

Задание 1: Дайте характеристику главной героине. Какая она? Нарисуйте её.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________



Задание 2: Отметьте пословицы которые подойдут к рассказу «Проговорился»:

Задание 3: Какой полезный совет из рассказа Ю.И. Ермолаева «Проговорился» вы для себя вынесли?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!