на тему: «Э. Н. Успенский «Чебурашка»»
Выполнила: Суетина Д.В.
Методист: Сосновских А.В.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно. И скорей начнем урок. Будем мы трудиться. Ведь заданья нелегки, Так как мы ученики. -Итак, проверим готовность к уроку. На вашей парте должен быть учебник, дневник и пенал. -Проверили? Хорошо! Тогда начинаем наш урок литературного чтения. | – Проверяют готовность к уроку. Садятся. – Слушают учителя. | Личностные: проявлять положительное отношение к литературному чтению. |
Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | -Ребята, скажите, как называется раздел учебника, который мы с вами сейчас изучаем? -Верно! А какие по настроению рассказы читали мы в этом разделе? -Правильно, работать над такой темой желательно тоже с очень хорошим настроением. Я вижу, что у большинства из вас оно есть. Давайте сейчас с вами весело проведём речевую разминку, и настроение у всех улучшится! -Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя чистоговорку: Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно - Теперь прочитаем полушепотом все вместе. 3,4. - Теперь чуть быстрее. - Совсем быстро. - Молодцы! -Чтобы нам продолжить знакомиться со следующими юмористическими произведениями. Давайте вспомним, на каком произведении мы с вами остановились? -Верно! Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового произведения и нового автора. Чтобы узнать, что это за произведение, посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. ( https://youtu.be/tBTVlfLkA7M ) - Итак, кто вспомнил название этого мультфильма? - Верно. Сегодня пойдет речь об одном из героев этого произведения. Отгадайте загадку: Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на целом свет Больше нет ни одного, Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица, Не волчонок, не сурок. А заснят он для кино И известна всем давно . Эта милая мордашка А зовется… -Правильно! Это Чебурашка – герой произведения, о котором мы сегодня будем говорить! Чтобы узнать тему нашего урока, откройте учебники на с. 139. -С каким произведением мы сегодня познакомимся? Верно, мы познакомимся с повестью «Чебурашка». - А знаете ли вы автора данного произведения? - Автором этой замечательной повести является Эдуард Успенский. - Ребята, какие задачи мы можем поставить на урок? - И еще одна задача нашего урока - научиться составлять план и пользоваться им при пересказе. - Чтобы достичь всех задач, нам с вами придется очень хорошо поработать. Вы готовы начинать урок? | -И в шутку, и всерьёз. -Весёлые. -Выполняют упражнение. - . -На произведении Б. Заходера «Песенки Винни-пуха» -«Крокодил Гена и его друзья»! -Чебурашка! -Открывают учебник на странице 139. -«чебурашка» из сказки «крокодил Гена и его друзья». -Не знаем\ да, знаем (читали уже его произведения, слышали от родителей и т.п.). -1.Познакомиться с биографией Э. Успенского. 2. Познакомиться с повестью «Чебурашка». -Да! | Познавательные: умеют анализировать, делать выводы; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, давать ответы на вопросы. Регулятивные: формулировать цель и сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата. Коммуникативные: строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные: проявлять положительное отношение к литературному чтению. |
Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | -Сейчас, мы познакомимся с вами с биографией Эдуарда Успенского. Слушайте внимательно, то, что я вам скажу. В конце я попрошу вас ответить на вопросы. -Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда вырос- поступил в авиационный институт. Окончив Московский авиационный институт, Успенский 3 года проработал инженером. Но эта работа его особо не радовала. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе. -Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э.Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда- неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку. -Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку Включается аудиозапись: ( https://урок.рф/data/files/x1526902233.mp3 ) -Вот так писателю пришла идея написать данное произведение. Прошло уже много лет, а Чебурашка по-прежнему востребован. Он является символом российской сборной на олимпиадах. -Сейчас посмотрим, как вы слушали, я буду задавать вам вопрос, а вы мне ответ: 1) В каком городе родился писатель? 2)Эдуард Успенский в детстве был послушным ребёнком? 3) Где Эдуард Успенский впервые рассказ о Чебурашке? И почему? 4)О каких игрушках рассказывал писатель в аудиозаписи? 5) Почему он решил написать о них сказку? -Молодцы ребята! Вы хорошо меня слушали! И совсем скоро, мы познакомимся с отрывком из этой сказки. Но, перед тем как читать, нам нужно прочитать трудные слова, которые встретятся в текст. -Данные слова вы видите на доске, сначала прочитайте их по слогам, а затем всё слово целиком: -Молодцы! Сейчас мы с вами начнеём читать текст, сначала я начну, а затем я скажу, кто из вас продолжит (читать будут те дети, которые уже хорошо читают). - Перед тем как начать читать, мы должны знать одно важное правило: Уважаем товарищей - следим по тексту. -Начинаем. | -Слушают учителя. -В городе Егорьевск. -Нет, он был проказником. -Он рассказал про свою игрушку – Чебурашку в детском лагере, потому что все книги, которые он читал ребятам закончились, и он решил рассказать про свою игрушку. -Он рассказывал, что у него были три любые игрушки: зелёный крокодил, кукла, и неизвестный науке зверь – чебурашка. -Потому что он очень любил свои игрушки, и решил написать о них сказку. В которой они будут не игрушечными, а настоящими. -Читают хором слова: Тро-пи-чес-ком - тропическом Гип-по-по-там - гиппопотам От-пра-вил-ся - отправился А-пель-си-на-ми - апельсинами Пе-ре-дви-гать-ся - передвигаться Соб-ствен-но-го - собственного Че-бу-рах-нул-ся - чебурахнулся У-це-нён-ны-е - уценённые -Совместно с учителем читают текст. | Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста; будут знать биографию и творчество Э. Успенского. Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, давать ответы на вопросы. Личностные: Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата. |
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | -Вот мы и прочитали с вами данный отрывок. Кто является главным героем отрывка? - Где жил Чебурашка? -Как он попал туда? -А как он оказался в магазине? -Верно. - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Как оказался в магазине уценённых товаров? - Какую работу предложили Чебурашке? -Правильно! Скажите, какому типу текста можно отнести этот рассказ? Докажите! -Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? -молодцы! Сейчас я предлагаю в парах обсудить главного героя – Чебурашку, и сказать, какими качествами он обладает. На это вам даётся 2 минуты. -Молодцы! А как вы думаете, какова главная мысль произведения? -Молодцы. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. | -Чебурашка. - В ящике с апельсинами. -Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать. Спал Чебурашка крепко; он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики. -Апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далёкое путешествие. Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. -Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком. -Потому что он был похож на бракованную игрушку. -Чебурашке предложили работать в магазине манекеном. - Повествование, т.к. события сменяют друг друга. -Повесь. -Обсуждают. -Чебурашка обладает такими качествами: Добрый, мягкий, застенчивый, робкий, заботливый. -Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья. | Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста; определять нравственный смысл рассказа; будут знать основную мысль повести «Чебурашка». Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, анализировать, делать выводы. Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата |
Физминутка | -Разминку я предлагаю вам выполнить под песню Крокодила Гены: «пусть бегут неуклюжи». Включается видеозапись с движениями: https://youtu.be/Zz0t3J5aPIY | -Встают и повторяют движения. | |
Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | – Ребята, нам в тексте встретилось слово «Чебурахнуться». Как вы понимаете выражение «Чебурахнуться»? -Верно! А где стал жить Чебурашка? (иллюстрация в учебнике). -Вы знаете, что такое телефонная будка? -Понравился ли Чебурашке его новый дом? - Почему? - Почему Чебурашке некому было звонить? - А как вы думаете, нужны ли ему друзья? Зачем? -Верно. Чтобы Чебурашка смог найти себе друзей мы с вами составим и напишем объявление. У вас у каждого на парте лежит листок, на котором написано объявление, но нам необходимо сейчас вставить пропущенные слова. Работаем все вместе. Объявление Найден________________ по кличке_____________. Он очень любит_________________. У него___________________глаза,_______________нос. Отличают его_______________уши. Рост у зверька_______________, вес______________. По характеру__________________и ______________________. Временно живёт в ______________________. Он очень хочет найти___________________. Ученик (ца) _______ класса. -Молодцы! Сейчас Чебурашка обязательно сможет найти себе друзей! -Ребята, а кто мне из вас скажет, как составит краткий пересказ прочитанного текста? Что необходимо сделать? -Молодцы! Давайте с вами попробуем разбить текст на части и озаглавить каждую часть. Что у нас получается? План текста запишите в тетрадь. -Молодцы! Идём дальше. | - Чебурахнуться – это значит упасть или удариться с шумом. -В телефонной будке. -Телефонная будка - будка с телефоном - автоматом. -Да, т.к. под рукой у него всегда был телефон и он мог позвонить в любое время. -Потому что у него не было друзей. -Да. Потому что без друзей жить плохо и одиноко. -Вставляют пропущенные слова: Объявление Найден неизвестный науке зверь_ по кличке_Чебурашка_. Он очень любит_апельсины. У него__большие__уши. Похож на бракованную игрушку. Будет стоять в витрине и жить в _телефонной будке. Он очень хочет найти друзей_. Ученик _2-б класса. -1.Необходимо прочитать текст. 2. Разбить его на части. 3.Составить план текста. 4.Составить предложения к каждой части текста. И у нас получится краткий пересказ. -Составляют план пересказа и записывают в тетрадь: В далёком тропическом лесу. В ящике с апельсинами. Во фруктовом магазине очень большого города. Главный городской зоопарк. В магазине уценённых товаров. Сарая телефонная будка | Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста, составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа; Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные: уметь анализировать, делать выводы. Личностные: проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению. Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата |
Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | -Сейчас я предлагаю вам самостоятельно заполнить рабочий лист, который лежит у вас у каждого на партах. -Вам необходимо будет проанализировать главного героя – Чебурашку. -Вам необходимо будет нарисовать его портрет и ответить на вопросы. Затем, мы по желанию послушаем несколько человек, что у вас получилось. -Всем понятно? Выполняйте! -Итак, сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось? -Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. | -Находят карточки и слушаю объяснения учителя. -Выполняют задание. -по желанию рассказывают, что написали. | Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение Личностные: проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению. Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, анализировать, делать выводы; находить ответы на вопросы в тексте. Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Ребята, давайте вспомним главную мысль нашего произведения? -Верно! А знаете ли вы, какие ни будь пословицы про дружбу? -молодцы! Я вижу вы много знаете пословиц про дружбу! - Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя - кота Леопольда. Вы помните их? -Правильно, ведь только у добрых людей бывает много друзей. -какие цели были поставлены нами на урок? -Достигли мы целей? -Молодцы! Что вы узнали нового? -А сейчас ребята, Чебурашка просит вас оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лежит Чебурашка, но к сожалению у него нет на мордашке улыбки, если вы считаете что у вас сегодня все получилось, то нарисуйте улыбающегося Чебурашку, а если нет, то грустного. | -Плохо быть одному, нужно всегда иметь друзей. -Да, знаем: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нет друга - ищи, а нашёл – береги. Человек без друзей, что дерево без корней. И т.п. -Да! Он говорил: ребята, давайте жить дружно! -Познакомится с произведение «Чебурашка», и с биографией писателя – Эдуарда Успенского. -Да! -Ответы детей. -Выполняют эмоц. рефлексию. | Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные: уметь делать выводы. Регулятивные: сохранять цель на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата. Личностные: проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению. |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания | -Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. -На дом, я предлагаю вам приготовить пересказ данного отрывка по плану, который мы с вами записали в тетрадь. -Спасибо большое за урок! До свидания! | -Слушают учителя и записывают домашнее задание. -Прощаются. | |