СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4004044040300303

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4004044040300303»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»










Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Э. Н. Успенский «Чебурашка»»

УМК «Школа России», 2 класс








Выполнила: Суетина Д.В.

Методист: Сосновских А.В.







Тема: «Э. Н. Успенский «Чебурашка»»


Перспективная цель: формирование читательской компетентности обучающихся посредством изучения произведений из раздела «И в шутку и всерьёз».

Актуальная цель: развитие интереса к творчеству писателя посредством знакомства с биографией писателя; формирование умения полноценно воспринимать художественное произведение и эмоционально откликаться на прочитанное, в процессе чтения произведения и составления плана текста Эдуарда Николаевича Успенского «Чебурашка».

Обучающая – формирование представления об умениях полноценно воспринимать художественное произведение, а также делить текст на смысловые части посредством анализа и составления плана произведения Эдуарда Николаевича Успенского «Чебурашка».

Развивающая – развитие восприятия, внимания, словесно-логического мышления, обогащение словарного запаса ы процессе объяснения учителя и решения проблемной ситуации.

Воспитательная – воспитание доброжелательного отношения к друг другу в процессе беседы.


Предметные результаты: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста, составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа; будут знать биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль повести «Чебурашка».

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, анализировать, делать выводы; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, давать ответы на вопросы.

Регулятивные: умеют формулировать цель и сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата.

Личностные проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению.

Продукт деятельности: –––

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, рабочая доска.

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, проблемные вопросы, объяснение, демонстрация), частично-поисковый.

Литература: УМК «Школа России» – Литературное чтение 2 класс 2 часть.





















Конструкт урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

    1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться.

Ведь заданья нелегки,

Так как мы ученики.


-Итак, проверим готовность к уроку. На вашей парте должен быть учебник, дневник и пенал.

-Проверили? Хорошо! Тогда начинаем наш урок литературного чтения.

– Проверяют готовность к уроку. Садятся.







– Слушают учителя.


Личностные:

проявлять положительное отношение к литературному чтению.



    1. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке




-Ребята, скажите, как называется раздел учебника, который мы с вами сейчас изучаем?


-Верно! А какие по настроению рассказы читали мы в этом разделе?


-Правильно, работать над такой темой желательно тоже с очень хорошим настроением. Я вижу, что у большинства из вас оно есть. Давайте сейчас с вами весело проведём речевую разминку, и настроение у всех улучшится!


-Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя чистоговорку:

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно

- Теперь прочитаем полушепотом все вместе. 3,4.

- Теперь чуть быстрее.

- Совсем быстро.

- Молодцы!


-Чтобы нам продолжить знакомиться со следующими юмористическими произведениями. Давайте вспомним, на каком произведении мы с вами остановились?



-Верно! Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового произведения и нового автора. Чтобы узнать, что это за произведение, посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

( https://youtu.be/tBTVlfLkA7M )

- Итак, кто вспомнил название этого мультфильма?


- Верно. Сегодня пойдет речь об одном из героев этого произведения. Отгадайте загадку:

Он дружок зверям и детям, Он живое существо,

Но таких на целом свет

Больше нет ни одного, Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не волчонок, не сурок. А заснят он для кино

И известна всем давно .

Эта милая мордашка А зовется…


-Правильно! Это Чебурашка – герой произведения, о котором мы сегодня будем говорить!


Чтобы        узнать        тему        нашего        урока,        откройте  учебники на с. 139.

















-С каким произведением мы сегодня познакомимся?

Верно, мы познакомимся с повестью «Чебурашка».



- А знаете ли вы автора данного произведения?


- Автором этой замечательной повести является Эдуард Успенский.


- Ребята, какие задачи мы можем поставить на урок?





- И еще одна задача нашего урока - научиться  составлять план и пользоваться им при пересказе.

- Чтобы достичь всех задач, нам с вами придется очень хорошо поработать. Вы готовы начинать урок?





-И в шутку, и всерьёз.



-Весёлые.













-Выполняют упражнение.







-

.






-На произведении Б. Заходера

«Песенки Винни-пуха»







-«Крокодил Гена и его друзья»!
















-Чебурашка!






-Открывают учебник на странице 139.

-«чебурашка» из сказки «крокодил Гена и его друзья».



-Не знаем\ да, знаем (читали уже его произведения, слышали от родителей и т.п.).



-1.Познакомиться с биографией Э. Успенского.

2. Познакомиться с повестью «Чебурашка».






-Да!

Познавательные: умеют анализировать, делать выводы; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, давать ответы на вопросы.

Регулятивные: формулировать цель и сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата.

Коммуникативные: строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные:

проявлять положительное отношение к литературному чтению.










    1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

-Сейчас, мы познакомимся с вами с биографией Эдуарда Успенского. Слушайте внимательно, то, что я вам скажу. В конце я попрошу вас ответить на вопросы.


-Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда вырос- поступил в авиационный институт. Окончив Московский авиационный институт, Успенский 3 года проработал инженером. Но эта работа его особо не радовала. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе.

-Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э.Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда- неожиданно для себя- он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку.

-Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку

Включается аудиозапись: ( https://урок.рф/data/files/x1526902233.mp3 )


-Вот так писателю пришла идея написать данное произведение. Прошло уже много лет, а Чебурашка по-прежнему востребован. Он является символом российской сборной на олимпиадах.

-Сейчас посмотрим, как вы слушали, я буду задавать вам вопрос, а вы мне ответ:

1) В каком городе родился писатель?


2)Эдуард Успенский в детстве был послушным ребёнком?


3) Где Эдуард Успенский впервые рассказ о Чебурашке? И почему?






4)О каких игрушках рассказывал писатель в аудиозаписи?




5) Почему он решил написать о них сказку?





-Молодцы ребята! Вы хорошо меня слушали! И совсем скоро, мы познакомимся с отрывком из этой сказки. Но, перед тем как читать, нам нужно прочитать трудные слова, которые встретятся в текст.


-Данные слова вы видите на доске, сначала прочитайте их по слогам, а затем всё слово целиком:



















-Молодцы! Сейчас мы с вами начнеём читать текст, сначала я начну, а затем я скажу, кто из вас продолжит (читать будут те дети, которые уже хорошо читают).

- Перед тем как начать читать, мы должны знать одно важное правило: Уважаем товарищей -

следим по тексту.


-Начинаем.




















-Слушают учителя.






















-В городе Егорьевск.


-Нет, он был проказником.



-Он рассказал про свою игрушку – Чебурашку в детском лагере, потому что все книги, которые он читал ребятам закончились, и он решил рассказать про свою игрушку.


-Он рассказывал, что у него были три любые игрушки: зелёный крокодил, кукла, и неизвестный науке зверь – чебурашка.


-Потому что он очень любил свои игрушки, и решил написать о них сказку. В которой они будут не игрушечными, а настоящими.








-Читают хором слова:
Тро-пи-чес-ком - тропическом

Гип-по-по-там - гиппопотам

От-пра-вил-ся - отправился

А-пель-си-на-ми - апельсинами

Пе-ре-дви-гать-ся - передвигаться

Соб-ствен-но-го - собственного

Че-бу-рах-нул-ся - чебурахнулся

У-це-нён-ны-е - уценённые








-Совместно с учителем читают текст.

Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста; будут знать биографию и творчество Э. Успенского.

Коммуникативные:

уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, давать ответы на вопросы.

Личностные:

Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата.



    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Вот мы и прочитали с вами данный отрывок. Кто является главным героем отрывка?


- Где жил Чебурашка?


-Как он попал туда?









-А как он оказался в магазине?











-Верно.


- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?




- Как оказался в магазине уценённых товаров?


- Какую работу предложили Чебурашке?



-Правильно! Скажите, какому типу текста можно отнести этот рассказ? Докажите!



-Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?



-молодцы! Сейчас я предлагаю в парах обсудить главного героя – Чебурашку, и сказать, какими качествами он обладает. На это вам даётся 2 минуты.








-Молодцы! А как вы думаете, какова главная мысль произведения?




-Молодцы. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

-Чебурашка.



- В ящике с апельсинами.

-Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать. Спал Чебурашка крепко; он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики.



-Апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далёкое путешествие. Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города.



-Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком.

-Потому что он был похож на бракованную игрушку.

-Чебурашке предложили работать в магазине манекеном.

- Повествование, т.к. события сменяют друг друга.



-Повесь.



-Обсуждают.



-Чебурашка обладает такими качествами: Добрый, мягкий, застенчивый, робкий, заботливый.



-Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.

Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста; определять нравственный смысл рассказа; будут знать  основную мысль повести «Чебурашка».

Коммуникативные:

уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, анализировать, делать выводы.

Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата

Физминутка

-Разминку я предлагаю вам выполнить под песню Крокодила Гены: «пусть бегут неуклюжи».


Включается видеозапись с движениями:

https://youtu.be/Zz0t3J5aPIY


-Встают и повторяют движения.


    1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

– Ребята, нам в тексте встретилось слово «Чебурахнуться». Как вы понимаете выражение «Чебурахнуться»?

-Верно! А где стал жить Чебурашка? (иллюстрация в учебнике).


-Вы знаете, что такое телефонная будка?



-Понравился ли Чебурашке его новый дом?

- Почему?

- Почему Чебурашке некому было звонить?

- А как вы думаете, нужны ли ему друзья? Зачем?



-Верно. Чтобы Чебурашка смог найти себе друзей мы с вами составим и напишем объявление. У вас у каждого на парте лежит листок, на котором написано объявление, но нам необходимо сейчас вставить пропущенные слова. Работаем все вместе.

Объявление

Найден________________ по кличке_____________. Он очень любит_________________. У него___________________глаза,_______________нос.

Отличают его_______________уши. Рост у зверька_______________, вес______________. По характеру__________________и ______________________. Временно живёт в ______________________. Он очень хочет найти___________________.

Ученик (ца) _______ класса.

-Молодцы! Сейчас Чебурашка обязательно сможет найти себе друзей!

-Ребята, а кто мне из вас скажет, как составит краткий пересказ прочитанного текста? Что необходимо сделать?





-Молодцы! Давайте с вами попробуем разбить текст на части и озаглавить каждую часть. Что у нас получается? План текста запишите в тетрадь.













-Молодцы! Идём дальше.

- Чебурахнуться – это значит упасть или удариться с шумом.



-В телефонной будке.



-Телефонная будка - будка с телефоном - автоматом.



-Да, т.к. под рукой у него всегда был телефон и он мог позвонить в любое время.


-Потому что у него не было друзей.

-Да. Потому что без друзей жить плохо и одиноко.





-Вставляют пропущенные слова:




Объявление


Найден неизвестный науке зверь_ по кличке_Чебурашка_. Он очень любит_апельсины. У него__большие__уши.  Похож на бракованную игрушку. Будет стоять в витрине и  жить в _телефонной будке. Он очень хочет найти друзей_.

Ученик _2-б  класса.









-1.Необходимо прочитать текст.

2. Разбить его на части.
3.Составить план текста.

4.Составить предложения к каждой части текста. И у нас получится краткий пересказ.



-Составляют план пересказа и записывают в тетрадь:


  1. В далёком тропическом лесу.

  2. В ящике с апельсинами.

  3. Во фруктовом магазине очень большого города.

  4. Главный городской зоопарк.

  5. В магазине уценённых товаров.

  6. Сарая телефонная будка

Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста, составлять план и использовать его при пересказе; определять нравственный смысл рассказа;

Коммуникативные:

уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные:

уметь анализировать, делать выводы.

Личностные:

проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению.

Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата

    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону


Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Сейчас я предлагаю вам самостоятельно заполнить рабочий лист, который лежит у вас у каждого на партах.


-Вам необходимо будет проанализировать главного героя – Чебурашку.


-Вам необходимо будет нарисовать его портрет и ответить на вопросы. Затем, мы по желанию послушаем несколько человек, что у вас получилось.





-Всем понятно? Выполняйте!



-Итак, сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось?



-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.


-Находят карточки и слушаю объяснения учителя.





-Выполняют задание.


-по желанию рассказывают, что написали.





Предметные: будут уметь анализировать текст, подтверждать свою точку зрения выдержками из текста

Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение

Личностные:

проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению.

Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, анализировать, делать выводы; находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные: сохранять на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата

    1. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Ребята, давайте вспомним главную мысль нашего произведения?


-Верно! А знаете ли вы, какие ни будь пословицы про дружбу?






-молодцы! Я вижу вы много знаете пословиц про дружбу!



- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя - кота Леопольда. Вы помните их?

-Правильно, ведь только у добрых людей бывает много друзей.

-какие цели были поставлены нами на урок?



-Достигли мы целей?

-Молодцы! Что вы узнали нового?

-А сейчас  ребята, Чебурашка просит вас оценить свои успехи на уроке.

У вас на столах лежит Чебурашка, но к сожалению у него нет на мордашке улыбки, если вы считаете что у вас сегодня все получилось, то нарисуйте улыбающегося Чебурашку, а если нет, то грустного.


-Плохо быть одному, нужно всегда иметь друзей.

-Да, знаем: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней. И т.п.





-Да! Он говорил: ребята, давайте жить дружно!





-Познакомится с произведение «Чебурашка», и с биографией писателя – Эдуарда Успенского.


-Да!


-Ответы детей.







-Выполняют эмоц. рефлексию.

Коммуникативные:

уметь строить речевое высказывание, высказывать свою точку зрения и принимать чужую, проявлять инициативу и активность, включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные:

уметь делать выводы.

Регулятивные:

сохранять цель на протяжении всего урока, осуществлять оценку результата.

Личностные:

проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять положительное отношение к литературному чтению.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

-На дом, я предлагаю вам приготовить пересказ данного отрывка по плану, который мы с вами записали в тетрадь.


-Спасибо большое за урок! До свидания!



-Слушают учителя и записывают домашнее задание.





-Прощаются.



-Рабочий лист:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!