СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4004044040300303

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4004044040300303»

  • Словесные методы(беседа, выр.беседа,дискуссия)

  • Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения)

  • Практические методы (устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программированного обучения)

Словесные методы

Сообщение знаний обучающимся осуществляется с помощью рас­сказа, объяснения, работы с книгой.

Рассказ  — яркое, эмоциональное изложение учителем собы­тий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства.

Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педа­гогически отличается от художественного тем, что в нем исполь­зуются только отдельные приемы художественного рассказа. Рас­сказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ-вступление.

Работа с книгой  как словесный метод используется редко, но имеет огромное значение, так как сама книга — источник знаний. Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1-4-х клас­сах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразитель­ное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащим­ся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы учи­теля.

К чтению про себя необходимо относиться избирательно, так как большинство детей с нарушениями интеллекта не могут орга­низовать себя на такой вид деятельности.

Объяснение в основном представлено беседой. Это такой метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключитель­ную. Беседы используются на разных этапах урока с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учи­тель должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему урока, его цели; подобрать материал; затем определить вид бесе­ды; продумать вопросы.

Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения.

Наглядные методы

 (демонстрация, экскурсия, самостоятель­ные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в про­цессе их использования овладение учебным материалом происхо­дит с опорой на непосредственное чувственное восприятие уча­щимися действительности.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомле­нии учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натураль­ном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид, величину, форму, цвет, составные части, их взаи­моотношение.

Кроме натуральных объектов выделяются образная, символи­ческая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах специальной (коррекци­онной) школы VIII вида предпочтение отдается натуральным пред­метам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изоб­ражениям, (натуральный объект - муляж, макет; изобразительная наглядность - карта, схема).

Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем)

Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный опыт самих учащихся. Наблюдение — процесс развернутого целе­направленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­нете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в ес­тественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размыш­лению, описанию, обсуждению.

Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, ка­кой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскур­сии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.

К методам наглядного обучения относится использование тех­нических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и ви­деозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать уча­щимся динамику развития явлений (извержение вулканов, рас­пускание почек, созревание плодов и т.д.).

Требования к использованию ТСО:

  • целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблю­дать изучаемый предмет;

  • необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;

  • фильмы лучше показывать после изучения темы с целью за­ крепления знаний учащихся;

  • целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;

  • можно частично познакомить учащихся с содержанием филь­ма, указав, на что обратить особое внимание.

Практические методы.

 К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программиро­ванного обучения.

Практические методы помогают учащимся глубже понять и ос­мыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Ис­точником знаний является сама деятельность учащихся.

Использование данной группы методов происходит в основ­ном после изучения большой темы или отдельных ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных уроках.

Выполнение упражнений способствует повторению изученно­го материала, его закреплению.

Упражнения (письменные, устные) — это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специаль­ные, производные и комментированные упражнения.

При обучения письму, счету, чтению детей с нарушениями интеллектуального развития используется каждый вид упражнений. Но специальный вид — чаще, так как предполагает многократное повторение. Производные упражнения используются реже, посколь­ку они способствуют их вариативному выполнению и направлены на закрепление ранее сформированных навыков. Комментирован­ные упражнения используются при выполнении заданий по рус­скому языку, математике (комментированное письмо). Сильные ученики комментируют их выполнение под контролем учителя.

Упражнения могут быть устные и письменные.

На уроках по каждому учебному предмету используются соот­ветствующие упражнения. На уроках русского языка — граммати­ческие и орфографические; на уроках математики — упражнения в решении примеров и задач, в устном счете; на уроках истории — работа с картами, картинами; на уроках физкультуры — выпол­нение общеразвивающих, прикладных и коррекционных упраж­нений.

Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют за­дания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисля­ют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Прак­тические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики.

Ход урока, на котором проводится практическая работа, име­ет четкую структуру:

  • объяснение учителя;

  • показ (инструктаж);

  • первые пробы выполнения заданий;

  • выполнение работы;

  • контроль со стороны учителя;

  • отчет учащихся.

Самостоятельные работы —  это особый вид деятельности уча­щихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоя­щей работы.

Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоя­тельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и твор­ческие работы. Использование конкретной формы заданий обус­ловлено двумя основными факторами:

  • готовностью детей к самостоятельной работе;

  • уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию са­мостоятельной работы.

Последнее время в системе обучения детей с нарушениями интеллекта одной из разновидностей самостоятельной работы стало использование элементов программированного обучения. Достоин­ствами этого метода являются:

  • включение большого количества учащихся в самостоятель­ную деятельность;

  • вариативность заданий с учетом возможностей учащихся по конкретному предмету;

  • возможность оперативного контроля со стороны учителя;

  • развитие навыков самоконтроля, самостоятельности.
    У этого метода имеются и недостатки:

  • ограничено речевое общение;

  • не всегда можно сократить время самостоятельной работы;

  • снижается коррекционное значение речи как средства разви­тия мышления.

Но мы считаем, что умелое использование элементов програм­мированного обучения значительно усиливает у учащихся с нару­шением интеллекта интерес к овладению знаниями, способству­ет повышению эффективности обучения в целом.

Особое место в системе дидактических методов занимают по­знавательные (дидактические) игры.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!