Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Посмотри на слайд и скажи, какое из данных гивок –твое настроение это…. Поделись впечатлениями. -Ну что, поднялось настроение? Готовы на учебную деятельность? -Так давайте начнем. | Доброжелательный настрой на урок -приветствуют учителя - да, готовы - делятся своим настроение через гивки | Личностные: будут способны к самоопределению; Коммуникативные: проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, слушать других. |
Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала - Вспомните, какое домашнее задание у вас было? - Сейчас мы его проверим (опрашиваю нескольких человек на выразительное чтение) | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ -Выразительное чтение первого отрывка на ст 138-139, самое начало текста. | Коммуникативные: проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, слушать других. |
Актуализация знаний и целеполагание. (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. - Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся? - Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. Начнём наше путешествие с речевой разминки. та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат. -Для начала послушайте меня. -Теперь прочитаем вместе -А сейчас, прочитайте друг другу в паре. Сначала 1 вариант читает 2, а потом 2 вариант читает 1. -Какой раздел мы с вами изучаем? -Какого автора мы начали изучать на прошлом уроке? -Какая фамилия была у героя в произведении которое мы начали изучать? -Возле чего гулял наш герой? Хорошо. -Откройте страницу 138 и скажите, какая тема у нас сегодня будет? -Молодцы. Всё верно. -А какую цель мы с вами поставим? -Чтобы достичь цели мы с вами должны поставить задача, как вы думаете, что мы еще рассмотрим или узнаем на сегодняшнем уроке? -Вы правы. -Давайте же начнем. | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением Предположение детей та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат. Меняются вариантами для прочтения -Как рождается герой -Николай Алексеевич Некрасов -Валежников -Возле реки Волги -Тема урока Н. Некрасов «На Волге» -Познакомится с новым отрывком произведения «На Волге» - возможно узнаем что-то новое об авторе; разберем незнакомые слова; поработаем над средствами выразительности; выделим и разберем всё произведение, а именно выделим главную мысль. | Предметные результаты : будут уметь понимать поэтическую речь, чуткому отношению к слову Метапредметные результаты : Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, слушать других. Регулятивные: умеют ставить цель на урок; принимать учебную задачу сохранять её на протяжении всего урока Личностные: будут способны к самоопределению; |
Открытие нового знания (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие -Ребята, скажите, какие жанры произведений вы знаете? -Подумайте и предположите, какой жанр может быть у нашего произведения? -Почему вы решили, что это поэма? -Верно, это поэма. Прочитайте со слайда, что такое поэма Поэ́ма — литературный и музыкальный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение. -Хорошо. Вот мы с вами и узнали жанр нашего произведения. -А сейчас, я расскажу вам еще несколько интересных фактов о поэте Николае Алексеевиче Некрасове Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью, человека который владел некими землями из Херсонской губернии. Отец будущего поэта оказался человеком суровым и властным над другими людьми. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с преподавателями гимназии не ладились — в частности, из-за ядовитых насмешливых стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург, где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу. -Сейчас я прочитаю вам следующие отрывки. Вы внимательно слушаете, следите. И после вы должны ответить мне на вопрос: Какие изменения произошли с героем? -Слушаем внимательно, отвечаем на мой вопрос. Какие изменения произошли с героем? -Прочитайте поэму самостоятельно, выделяя неизвестные для вас слова, после чего мы разберем их | Воспринимают произведение Высказывают своё мнение -Поэма - написано в большой стихотворной форме, есть сюжет. Читают определение. Слушают биографию автора Следят за первичным чтением учителя - герой был обеспокоен, насторожен, искал приключения. Самостоятельное чтение | Предметные результаты : будут уметь выражать главную мыль текста, имеют представление о жизни поэта, учатся определять тему текста по названию, предполагают содержание по названию текста, умеют воспринимать на слух; знают особенности жанра поэмы Метапредметные результаты : Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, слушать других. Регулятивные:; принимать учебную задачу сохранять её на протяжении всего урока; Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут уметь воспитывать интерес к творчеству поэмы Николая Некрасова «На волге» ; умеют прививать любовь к природе через подробного разбора поэмы по его составляющим, т.е. деление на части, настроение автора, какими красками описана поэма Предметные результаты : умеют воспринимать на слух; Метапредметные результаты : Коммуникативные: включаются в диалог, слушать других. Регулятивные:; принимать учебную задачу сохранять её на протяжении всего урока; Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут уметь воспитывать интерес к творчеству поэмы Николая Некрасова «На волге» ; |
Физкультминутка | Игра «нос, пол, потолок» | Играют в игру | |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия -Запишите новые слова в тетрадь, чтобы не забыть их значения. Словарная работа Леший - человекообразное сказочное существо. Чёрт - в суеверии: злое рогатое существо. Рига - большой сарай для сушки и обмолачивании снопов хлеба. Всезрящий - всевидящий. -А сейчас мы снова прочитаем этот отрывок, но уже с выражением. -Теперь вам нужно ответить на несколько моих вопросов. -Верит ли герой в нянины сказки? Подтвердите словами отрывка -Можно ли мальчика назвать послушным? Докажите. -Хорошо. -Какой показалась природа главному герою? -Страшно ли было мальчику на пути к пруду? -Откройте страницу 141. -Сейчас мы начнём читать следующий отрывок -Для начала давайте прочитаем диалог Миши, Маши, и Михаила Потаповича -Как вы думаете, о чем могла подумать Маша? -Что вы можете ответить Мише, кого преодолел Валежников? -Какие опасности преодолевает герой? -Это настоящие опасности? Кого он победил? -Как вы считает, можно ли считать Валежникова героем? -Ребята, какие средства выразительности вы уже знаете? -Давайте повторим что это такое? Эпитет - это образное, художественное определение Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство. Сравнение — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. -Хорошо. Вот мы и вспомнили с вами несколько средств выразительности. | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения Записывают новые понятия в тетрадь Читают отрывки -«И в ту же ночь пошёл я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их.» -Нет. Он, несмотря на запрет няни всё-таки выходит в сад -Всезрящей, она наблюдала за ним, кругом была тишина -Да. Это подтверждают его слова(«…не воротиться ли домой?») -О том, что Валежников мог попасться чертям -Преодолел свои страхи -Чертей и леших в лесу -Нет, не настоящие. Он победил собственный страх -Да, ведь он совершил подвиг, он переборол собственные страхи - Эпитет, сравнение, олицетворение | Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): будут уметь фиксировать и знакомится с новыми словами, обучать учащихся поэтической речи, знаю средства выразительности : эпитет, сравнение, олицетворение. Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, , слушать других. Познавательные: проводят анализ и синтез при работе с поэмой ; обогащать словарный запас, Регулятивные: принимать учебную задачу сохранять её на протяжении всего урока; Личностные (соответствуют поставленным задачам: будут уметь прислушиваться к мнению окружающих; будут уметь разборать поэму по его составляющим, т.е. деление на части, настроение автора, какими красками описана поэма |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Приемы для проверки и самопроверки -Сейчас, вам нужно будет поработать в парах, вы должны найти в первом отрывке и в отрывке, который мы читали сейчас различные средства выразительности. Какие средства выразительности мы только что повторили? -Вы должны найти по несколько вариантов каждого средства выразительности и записать на листочке. -Даю вам 5 минут. -Теперь каждая пара читает строчки, которые вы нашли и выписали. | Синтез. Эпитет, сравнение, олицетворение Читают свои варианты Эпитеты: стою недвижно, хмурюсь", "дворник плут", "дом ещё пышней", "убогая хижина", "милые волны", "родные небеса", "стучусь робко", "убогая бедная юность", "дерзкие грёзы", "глупые слёзы", "ночная тишина какой-то зоркостью полна". Сравнения: "я похож на нищего", "как робкий пёс", "не детскою ногой", "рос, как многие", "как изваяния гробниц". Олицетворения: "всезрящая тишина", "играет месяц", "самолюбивая судьба". | Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам: будут находить и работать над средствами выразительности, будут уметь их различать и находить в процессе выполнения заданий по поэме. Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам): Коммуникативные: работать в парах. Познавательные: умеют воспринимать на слух.; обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования; Регулятивные: принимать учебную задачу сохранять её на протяжении всего урока Личностные (соответствуют поставленным задачам): прививать любовь к природе через подробного разбора поэмы по его составляющим, , настроение автора, какими красками описана поэма |
Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся -Итак, ребята, давайте с вами подведем итоги. Какая тема сегодня у нас была? Какое произведение изучали? Кто автор? -Какие цели ставили? -Давайте, подумаем, кто такой Валежников? -Как вы думаете, почему произведение имеет такое название? Ведь рассказ то про мальчика. -Верно. Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме -Теперь давайте оценим свою деятельность. -Закончи предложение: • На уроке я познакомился… • Я узнал… • В произведении мне понравилось… • У меня получилось…. • Мне было трудно…. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. -Мальчик из поэмы Некрасова, который очень похож на него самого - все основные действия происходят именно на Волге, ведь для автора – рассказчика она была важна. - Проводят самооценивание | Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): будут уметь формировать представления об умении выражать главную мыль текста посредством работы и анализа с поэмой Николая Некрасова «На волге»»; Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, вежливо общаться, слушать других. Познавательные: проводить рефлексию результатов деятельности Регулятивные: подведение итогов Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут уметь воспитывать интерес к творчеству поэмы Николая Некрасова «На волге» |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа С.138-140, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию к поэме | Осмысление домашнего задания -записывают домашнее задание | Предметные: умеют анализировать текст и отображать его на бумаге в виде иллюстрации |