ПИЛОТНЫЙ ВАРИАНТ( ЭСКИЗ)
Тема: Такие разные книги. Разные?
Цель: воспитание ценностного отношения к чтению через формирование самостоятельной активной позиции читателя в рамках технологии ведения диспута
Задачи:
Получить первоначальное представление о нравственных взаимоотношениях в групповой работе при проведении диспута.
Прививать интерес к чтению через работу с разными книгами (печатными и электронными).
Формировать внутреннюю позицию школьника.
Оборудование: «10 золотых правил», цветные книжки - символы, цветные листы, фломастеры, магниты, столы расставляются так, чтобы образовалось две группы напротив друг друга.
Ход занятия
Входя в класс, дети получают цветные стикеры в виде миниатюрной книжки (синие и красные). Рассаживаются за столы (на стулья).
Вступление.
-Добрый день, ребята! Рада нашей встрече!
Занимайте места за столами, обращая внимание на книги:
1 группа – синяя книги, 2 группа – красная книга.
- Как вы думаете, почему символом нашей встречи стала книга?
Слайд 2.
28 марта по 1 апреля 2022 года Всероссийская Неделя детской и юношеской книги «С книгой по дорогам детства».
Обратите внимание выставку книг.
Слайд 2.1.
Книга
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
- Ребята, как вы считаете, о чем будем вести свой разговор?
-Что за книги вы видите на выставке?
Книги |
Напечатанные на бумаге | Электронные |
Формулировка темы.
Да, ребята. Такие разные книги. Разные?
- Проходить наш классный час будет в виде диспута.
3. Проведение диспута
- Кто знает, что такое диспут? Кто участвовал? Озвучим 10 золотых правил ведения диспута.
3.1. Правила диспута.
Ученики собирают и прикрепляют правила на доске.
Учитель: Правила важные нужно понять
И постараться серьёзно принять.
Я быстро начну, а ты продолжай.
Дети читают по очереди правило с места и прикрепляют его магнитом к доске
1. Все мы имеем право сказать
2. Мысли чужие нельзя прочитать.
3. Ясно и четко озвучивай мысли.
4. Внимательно слушай, заметки веди,
5. О том, что не сказано ты расскажи
6. Умей убеждать и доказывать фактом
7. Мнение нужно одаривать тактом,
8. Старайся понять и принять что услышал,
9. Крик – не уместен, доводы – выше.
10. Если не прав, то найди в себе силы
Это признать.
Правила диспута у вас на рабочих столах.
1. Думай, как спорить.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
4. Спорь честно.
5. Не повторяйся.
6. Уважай того, кто спорит с тобой.
- Молодцы, ребята! Теперь ваша задача помнить эти правила, внимательно их соблюдать и смело отстаивать свое мнение! .
1. Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
2. Неуместные шутки запрещаются.
3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.
4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
3.2. Просмотр видеоролика «Какая книга лучше, электронная или обычная?»
- Ребята, прошу внимание. Смотрите на экран!
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3507636831241809716&from=tabbar&reqid=1648137392036938-11040559372565512173-vla1-3851-vla-l7-balancer-8080-BAL-2518&suggest_reqid=126461356164103224873886584544153&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9++%C2%AB%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80+%D0%BE+%D1%82%D0%BE%D0%BC%2C+%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B9+%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B5%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%3F%C2%BB+%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9
Слайд 3.
Проблема «За какой книгой будущее?
Высказывания детей.
Жеребьевка, алгоритм проведения диспута.
Сейчас вам предстоит определить какая команда первой начнет отстаивать свои интересы.
Синие – бумажные книги, красные – электронные книги.
Распределение ролей:
« Высказываются пять ребят из каждой команды. Один (из группы синей книги) высказывается и приклепляет стикер к страничке книги, которую он защищает. Другой (из группы красной книги) высказывается своим мнением в пользу своей книги и прикрепляет стикер на станицу соответствующей книги. Представители команд имеют право дополнить выступающих ребят из своей команды.
Время на обсуждение 5 минут. В это время вы можете подойти к выставке, взять любую книгу, поработать с ней, рассмотреть.
Диспут
5 минут обсуждение, 15 минут – проведение.
Обсуждение (5 минут). Черный слайд
Время вышло (сигнал).
- Позвольте, ребята, напомнить, что ваши аргументы (высказывания) должны начинаться с фраз:
Слайд 4
«Наша команда считает, что…»
«Да, я согласен, но……» или
« Я могу с тобой (вами) согласиться, но….»
Ну что, ребята, начнем? Я приглашаю представителей команд.
Проведение диспута (15 мин)
Бумажная и электронная книга: высказывания, защищающие положительные стороны книги.
Плюсы электронной книги | Плюсы бумажной книги |
Дорогой подарок. Можно похвастаться перед друзьями!! Приобретаешь высокий статус среди сверстников. | С книгой можно сходить к другу в гости, подарить на день рождения. |
Удобно, компактно. Свободное пролистывание простым движением пальца. | Эксплуатация бумажной книги очень проста — берешь, открываешь и читаешь. |
При бережном обращении электронная может прослужить не один год. | Бумажные книги живут десятилетиями и даже столетиями, в чем легко убедиться, придя в любую публичную библиотеку или в гости к родителям. |
Электронная книга компактна и удобна в обращении. | Бумажную книгу можно читать в ванной, не боясь утопить (потом ее можно высушить на батарее); бумажную книгу можно забыть на солнце, не опасаясь ее самовозгорания или выхода из строя страницы № 48; бумажную книгу можно уронить с пятого этажа, |
Электронную книгу можно скачать бесплатно и не одну и сохранить в цитатнике, который есть в электронной, но нет в бумажной | Ты знаешь, что у тебя только одна книга и ты не можешь отвлечься на другую. |
| |
| |
| У бумажной книги ни разу не “сядут батарейки”. |
Электронную книгу можно скачать бесплатно. | Бумажную книгу могут подарить. |
Можно выделять цитаты или даже целые абзацы, чтобы было легко найти их снова. Можно создавать и легко отображать различные заметки | .В бумажную книгу можно вложить красивую закладку. |
Можно учиться на отлично и тогда родители за высокие достижения купят электронную книгу | Можно насобирать полную библиотеку и гордиться своим достижением. |
Электронную удобно держать в руках, она легко помещается в небольшой сумке. | Бумажная книга – это книга в которой можно перелистывать страницы, слышать их шуршание и видеть, сколько ты уже прочитал |
Можно искать любые слова их значение внутри электронной книги или через Интернет, если есть подключение к сети. Это многократно повышает удобство чтения. | Бумажной книге не нужно обновлять прошивку, думать о совместимости, покупать карты памяти, привыкать к удобству (или неудобству) расположения кнопок и следить за тем, чтобы не кончался заряд. |
- При чтении той и другой книги необходимо делать перерыв.
- Не забывать о своём здоровье – Важный критерии при чтении любой книги!
4. Физминутка для глаз.
5.Выводы:-Каждая команда высказалась. Так что, ребята, за какой книгой будущее? Истина в том, что книга должна быть бумажной и электронной. Читать необходимо, нужно и важно. И поэтому:
Слайд 5.
Книги разные нужны, книги разные важны»
-Да, ребята, молодцы!! Обе книги важны, за обеими будущее. Читать важно и нужно. Зачем нам читать? Я хочу показать вам, что возможно будет, что нас ждет! Хотите посмотреть?
https://www.youtube.com/watch?v=TlI48rs7LBY
Итог.
Ребята, я прошу вас высказаться. Ответить на мои вопросы. Кому было трудно? Что получилось особенно? Получилась ли работа в группе?
Рефлексия
Ребята, в книжках – стикерах находятся закладки, разных цветов. Если вы считаете, что классный час вам понравился, то поместите на наш стенд зеленую закладку, если остались нерешенные вопросы – желтую, не понравилось – красную
«Благодарю за внимание!».
Самоанализ.
ПАМЯТКА.
1. Думай, как спорить.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
4. Спорь честно.
5. Не повторяйся.
6. Уважай того, кто спорит с тобой.
Начинаем высказывания с фраз:
Наша команда считает, что…
Да, я согласен, но……
Я могу с тобой (вами) согласиться, но…
1. ВСЕ МЫ ИМЕЕМ ПРАВО СКАЗАТЬ.
2. МЫСЛИ ЧУЖИЕ НЕЛЬЗЯ ПРОЧИТАТЬ.
3. ЯСНО И ЧЁТКО ОЗВУЧИВАЙ МЫСЛИ.
4. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙ, ЗАМЕТКИ ВЕДИ,
5. О ТОМ, ЧТО НЕ СКАЗАНО ТЫ РАССКАЖИ.
6. УМЕЙ УБЕЖДАТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ ФАКТОМ
7. МНЕНИЕ НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ТАКТОМ,
8. СТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ ЧТО УСЛЫШАЛ,
9. КРИК – НЕ УМЕСТЕН, ДОВОДЫ – ВЫШЕ.
10. ЕСЛИ НЕ ПРАВ, ТО НАЙДИ В СЕБЕ СИЛЫ ЭТО ПРИЗНАТЬ.