Конспект урока в 4 классе по ОПК "Совесть и раскаяние"
Цель: расширить представлений у детей о понятиях совесть и раскаяние в духовной жизни человека; подведение учащихся к осознанию важности обладания нравственными качествами .
Тип урока: урок открытия новых знаний
УУД:
Предметные:
Формирование убеждения, что человек имеет возможность справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмыслить тот факт, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души.
Метапредметные:
Познавательные - осмысление детьми через частично-поисковый метод значения и связи слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре, а также важнейших дел совести и этапов действий раскаяния;
Личностные: формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленном плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, ОРКСЭ.
Ключевые понятия: душа, грех, совесть, раскаяние, покаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Дорогою добра», учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями, текстами.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Всё в порядке? Всё на месте?
Ну тогда начнём урок – православной культуры. Слайд 1
У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что новое и необходимое.
Сегодня мы снова отправимся по дороге добра в мир православной культуры и сделаем для себя новые открытия.
Покажите своё настроение на уроке с помощью «Светофорика настроений». Слайд 2
Посмотрите на экран и скажите девиз нашего урока. Слайд 3
Сегодня на уроке мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать хорошими людьми.
II. Актуализация знаний. О чём мы говорили на прошлом уроке? Назовите тему. (Православное учение о человеке) Слайд 4
Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа.
Положите перед собой карточку №1. Подумайте, решите и подчеркните:
1 –вариант. Какие качествами души вы бы хотели иметь?
2 –вариант. С какими качествами души вам бы хотелось побороться?
Проверка.
III. Создание проблемной ситуации.
Кто же является свидетелем нашего недоброго поступка?
Вспомните, а было ли у вас так что вы хотели совершить что-то плохое, а голос изнутри вас останавливал и оберегал?
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство неловкости, когда совершали нехороший поступок?
Чего же вам больше всего хотелось?
Как называется такое желание?
О чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Откройте учебник. Прочитайте тему урока. Слайд 5
Определите цели нашего урока.
Что такое добро? Слайд 6
Назовите антоним слова добро.
Что такое зло? Слайд 7
Назовите синоним слова зло.
Что такое грех? Слайд 8
Что же тревожит душу, когда человек совершает грех?
Как вы понимаете что такое совесть?
Послушайте стихотворение «Что такое совесть?» А. Лопатиной и М. Скворцовой.
Зачем человеку совесть?
Совесть может разговаривать с человеком? О чём?
Вправославии совесть означает совместную весть, т. е. знание что есть добро, что есть зло.
Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий.
Посмотрите на экран. Слайд 9
Это портрет апостола Петра – самого близкого ученика Христа.
Какое у него выражение лица?
V.Работа с учебником.
Чтение отрывка «Отречение Петра» стр. 36.
Сейчас будем читать отрывок. При чтении прошу обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
Прочитаем отрывок и узнаем:
- Почему он грустит и переживает?
- Что же мучает Петра?
Легко ли поступать по совести?
- Назовите синоним слова совесть.
Что такое стыд?
А как работает совесть? Найдите и прочитайте.
Какие важные дела совершает совесть? Слайд 10
VI.Физкультминутка. Слайд 11
Как можно избавиться от терзаний совести?
У православных христиан что значит исправится?
Что же такое раскаяние? Слайд 12.
В православии есть три шага раскаяния. Слайд 13.
Как можно покаяться?
Куда идут православные люди, чтобы очистить свою совесть и принести покаяния в содеянных грехах. Слайд 14.
Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других. Смирить свою гордыню.
Как нужно каяться?
Когда раскаяние действительно придет? После раскаяния приходит радость. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Возьмите карточку номер 2. Прочитайте и выполните задание. Найдите дело совершенно противоположное греху. Проверка. Слайд 15.
Так что же самое главное в жизни человека? Слайд 16.
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
Какое открытие вы сделали для себя на сегодняшнем уроке, мы узнаем с помощью предложений, которые вы видите на экране, которые я прошу вас закончить. Слайд 17.
VIII.Самооценка. Слайд 18.
Пусть полученные знания помогут нам в жизни. Слайд 19.
IX. Домашнее задание:
Сочинить сказку «Совесть пропала»
Найти: девочкам – пословицы о совести, мальчикам – фразеологизмы о совести.
Спасибо за урок!