3 класс. Математика
Тема. Приемы устных вычислений .
Учебник, с. 81–82.
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые задачи на нахождение целого по его доле, четвертого пропорционального, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся использовать приемы умножения и деления чисел от 100 до 1 000 в устных вычислениях, решать текстовые составные задачи на нахождение целого по его доле, четвертого пропорционального, записывая условие в таблицу, арифметическим способом, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке закрепим знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях, будем совершенствовать приемы устных вычислений в пределах 1 000, познакомимся с умножением и делением трехзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями.
III. Актуализация знаний. Устный счет.
Логическая задача. Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?
Варианты ответов: а) 15; б) 21; в) 30; г) 33; д) 36.
В музее ребята увидели:
1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;
2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.
– Назовите четные числа от 30 до 50. Назовите нечетные числа от 30 до 45.
– В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма? (21.)
2. Блицтурнир. а) Если на каждую рубашку для космонавта идет по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
Решение: 3 · 9 = 27 (м) – в куске.
Ответ: в куске было 27 метров полотна.
б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
Решение: 8 : 2 = 4 (м) – на 1 костюм.
Ответ: 4 метра материи требуется на 1 костюм.
в) Космический нож стоит 200 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
Решение: 200 · 3 = 600 (р.) – стоят 3 ножа.
Ответ: 600 рублей заплатили за 3 ножа.
3. Индивидуальная работа (во время устного счета).
Найдите значения выражений и сравните.
15 : 5 – 2 … 15 : (5 – 2)
3 · 8 – 20 : 4 … (3 · 8 – 20) : 4
48 + 36 + 14 … 48 + (36 + 14)
Найдите значения выражений и сравните.
12 : 6 – 2 … 12 : (6 – 2)
73 – 17 + 29 … 73 – (17 + 29)
36 : 9 + 3 – 2 … (36 : 9 + 3) – 2
Найдите значения выражений и сравните.
2 · 10 + 2 … 10 · 5 + 5
70 : 7 + 7 … 30 : 3 + 3
100 : 10 + 10 … 40 : 10 + 4
IV. Изучение нового материала.
1. Решение примеров.
60 · 4 80 : 2 540 : 9
6 дес. · 4 = 24 дес. 8 дес. : 2 = 4 дес. 54 дес. : 9 = 6 дес.
60 · 4 = 240 80 : 2 = 40 540 : 9 = 60
Чтение вывода в учебнике на с. 68. – Умножение и деление трехзначных чисел, которые оканчиваются нулями, как сложение и вычитание, легко заменить действиями с сотнями и десятками.
180 · 4 = 720, потому что 18 дес. · 4 = 72 дес.
900 : 3 = 300, потому что 9 сот. : 3 = 3 сот.
Закрепление (работа по учебнику).
№ 1 (с комментированием).
– Сравните выражения в каждом столбике и вычислите их значения.
8 : 2 = 4 23 · 4 = 92
800 : 2 = 400 230 · 4 = 920
20 · 5 = 100 48 : 3 = 16
200 · 5 = 1 000 480 : 3 = 160
№ 2 (с комментированием).
– Вычислите с устным объяснением.
300 · 3 = 900 840 : 2 = 420
400 : 4 = 100 560 : 4 = 280
№ 3 (устно).
– Космический корабль пролетел 200 км. Это составило пятую часть расстояния. Чему равно расстояние?
Решение: 200 · 5 = 1 000 (км) – всего.
Ответ: 1 000 км – все расстояние.
V. Закрепление изученного материала.
№ 4.
– Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый?
– Записываем краткое условие в виде таблицы:
| Расход на 1 вещь | Кол-во вещей | Общий расход |
Детский плащ | 2 м | 12 шт. | ? |
Взрослый плащ | 4 м | ? | Одинаковый |
– Зная, что на 12 плащей идет по 2 м ткани, найдем общий расход: 1) 12 · 2 = 24 (м) – в куске.
– Теперь можем ответить на вопрос задачи: 2) 24 : 4 = 6 (п.) – для взрослых.
Ответ: из куска ткани выйдет 6 плащей для взрослых.
Задание на смекалку.
Не вычисляя, скажите, какое произведение больше?
1) 7 · 8 · 9; 2) 9 · 8 · 6; 3) 8 · 9 · 10.
VI. Самостоятельная работа.
- Впишите недостающие числа и вычислите произведение.
I вариант II вариант
· 30 = 3 · = · 20 = 90 · =
40 · = · = 200 2 · = · 10 = 200
· 40 = · = 280 4 · = · 5 =
4 · = · 9 = · = · = 150
Взаимопроверка.
I вариант II вариант
6 · 30 = 3 · 60 = 180 9 · 20 = 90 · 2 = 180
40 · 5 = 50 · 4 = 200 2 · 100 = 20 · 10 = 200
7 · 40 = 70 · 4 = 280 4 · 50 = 40 · 5 = 200
4 · 90 = 40 · 9 = 360 3 · 50 = 30 · 5 = 150
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового узнали на уроке? (Мы познакомились с устным приемом умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями.)
– Что у вас получалось? Не получалось? Почему?
– С каким настроением вы покидаете урок?
Домашнее задание: учебник, с. 82, № 5–6.