СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Конспект интегрированного урока по развитию речи на тему "Картина В.М. Васнецова "Снегурочка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс. Конспект интегрированного урока (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство) по развитию речи из цикла "Учимся писать описательное сочинение по картине". Тема урока "Картина В.М. Васнецова "Снегурочка". К данному конспекту есть презентация, размещённая на этой странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Конспект интегрированного урока по развитию речи на тему "Картина В.М. Васнецова "Снегурочка".»

Конспект интегрированного урока

(русский язык, чтение, изобразительное искусство).

Сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова

«Снегурочка».

I. Теоретическая часть

- Сегодня мы снова будем учиться писать сочинение, развивать нашу письменную и устную речь. Давайте вспомним, что такое сочинение? (Сочинение это текст).

- Какие виды текстов вы знаете? (Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

- Охарактеризуйте, каждый из этих видов текста. (В тексте- повествовании рассказывается о каком то событии, к нему можно задать вопрос «что случилось?». Текст-описание содержит в себе описание какого –либо предмета или события, к такому тексту можно задать вопрос «какой?» и т.п. Рассуждение содержит в себе объяснение какого-либо явления, к нему можно задать вопрос «почему?» и т.п.)

- Мы будем описывать картину. Предположите, какой вид текста мы будем составлять? (Описательный текст).

- Из скольких частей обычно состоит сочинение? (Из трёх: начало, основная часть, концовка).



II. Практическая часть

1. «Путешествие в Картинную галерею» В.М. Васнецова»

- Перед вами портрет художника, картину которого мы будем сегодня описывать.

(Слайд № )

Зовут его Виктор Михайлович Васнецов. Давайте посетим «Картинную галерею» и посмотрим несколько картин этого художника.

(Рассматриваем картины «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Ковёр самолет», «Иван царевич на Сером волке» и др.)

(Слайд № )

- Вы узнали героев этой картины? (Это Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич).

- Вот ещё одна картина, Васнецова, посвящённая полусказочному герою из древности «Витязь на распутье». Как называется жанр литературы, который описывает подвиги богатырей и витязей? (Былина).

- Вы узнали эти картины? (Да).

- Можем ли мы сказать, что этот художник – известный и знаменитый? (Да).

- Так, что же любил рисовать В.М. Васнецов? (В.М. Васнецов любил изображать на своих картинах былинных героев: витязей и богатырей).

(Слайд № )

- Продолжим наше путешествие по «Картинной галерее».

- Знакомы ли вам герои этих картин? (Да. Это Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и Иван царевич из сказки «Иван царевич и Серый волк»).

- Из какого жанра литературы к нам пришли герои этих картин? (Из жанра русских народных сказок).

- Какой вывод мы сделаем о том, что ещё мы можем видеть на картинах В.М. Васнецова? (Многие картины В.М. Васнецова посвящены героям русских народных сказок).

2. Составление плана написания сочинения

- Прежде, чем мы приступим к написанию сочинения, давайте составим план. (Работаем на доске и в черновике).

Запишите дату и наименование работы «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Далее, в середине строки запишите слово «План». Вспомните, как мы составляли план в предыдущих сочинениях: о чем писали в первой части? (О художнике, о художественном жанре, в котором он писал свои картины, о том, что художник любил изображать на своих картинах и называли картину, по которой будет написано сочинение).

- Запишите в план название первой части сочинения. (Художник В.М. Васнецов и его картины,)

- Чему мы посвящали вторую (основную) часть наших сочинений? (Мы подробно описывали каждую деталь картины).

- Какую часть речи мы чаще всего используем при описании предмета, явления или чего-нибудь ещё? (Имена прилагательные).

- Чем отличается основная часть сочинения от начала и концовки? (Основная часть состоит из нескольких частей, каждая из которых, описывает определённую деталь картины).

- Мы ещё не рассматривали картину, по которой будем сегодня писать сочинение, поэтому оставим в черновиках место, где позже составим и запишем план описания картины «Снегурочка». А пока давайте напишем первую часть нашего сочинения. Но прежде, чем мы начнём, я назову вам жанр в котором, художник Васнецов писал свои картины. Кстати, к каким жанрам принадлежали картины, по которым мы писали сочинения? (Портреты, пейзажи, натюрморты).

- Жанр, в котором творил В.М. Васнецов называется «бытовая жанровая живопись» (записать на доске).

3. Написание первой части сочинения – начала.

(Слайд № )

- Итак, перед вами таблица – слева записаны вопросы, а справа опорные слова. Используя опорные слова, отвечайте на вопросы, а затем записывайте их. Помните, прежде, чем записать предложение, нужно устно мысленно сформулировать его.

4. Составление и написание второй части сочинения – основная часть

а) описание Снегурочки

(Слайд № )

- Приступаем к написанию второй части сочинения. Прочитайте название картины. («Снегурочка»).

- Рассмотрите внимательно картину и назовите предметы, которые изображены на ней. (Девушка, опушка леса, маленькие ёлочки, небо и звёзды, огоньки домов).

- Как мы назовём основную часть сочинения? (Описание картины В.М. Васнецова «Снегурочка»).

- Запишите это в ваших черновиках, там, где мы оставили место. (Запись в тетради и на доске).

- Что или кого мы будем описывать в первую очередь? (Снегурочку).

- Запишите в черновиках «а) описание Снегурочки».

- Где поместил художник главную героиню? (На переднем плане).

- Откуда она пришла? (Из леса на опушку).

- Во что одета девушка? (В светлую красивую тёплую шубку, шапочку с меховой опушкой и тёплые меховые варежки).

- Какое время суток изображено на картине? (Ночь).

- Тогда почему мы легко можем рассмотреть героиню сказок? (Её ярко освещает луна, может быть от неё самой исходит сияние).

- Как вы думаете, девушка идёт быстрым шагом или неторопливо? (Снегурочка идёт неторопливо, рассматривая всё вокруг).

- Опишите позу Снегурочки? (Головка повёрнута, ручки разведены в стороны).

- Что выражает такая поза? (Наверно что-то привлекло её внимание и удивило. Она даже остановилась).

- Как вы думаете, часто ли бывала Снегурочка в этом месте, или оказалась здесь впервые? (Скорее всего Снегурочка оказалась здесь впервые).

- Приступайте к написанию второй (основной) части вашего сочинения. Запишите ваши мысли о главной героине картины – Снегурочке. Перед вами таблица – слева записаны вопросы, а справа опорные слова. Используя опорные слова, отвечайте на вопросы, а затем записывайте их. Помните, прежде, чем записать предложение, нужно устно мысленно сформулировать его.



5. Составление и написание второй части сочинения – основная часть.

б) описание пейзажа картины

- А теперь давайте опишем место, в котором оказалась главная героиня картины. Запишите в черновиках «б) описание пейзажа картины» (записываем в черновиках и на доске).

- Чем покрыта земля на опушке леса? (Снегом).

- Снег глубокий или только припорошил землю? (Снег глубокий. Это видно по следам Снегурочки. Её ножки глубоко проваливались в снег).

- Какое деревце изобразил художник перед Снегурочкой? (Перед Снегурочкой художник изобразил маленькую ёлочку, на которой рассыпаны небольшие сугробы снега).

- Что вы видите вдалеке на заднем плане картины? (Вдалеке, на заднем плане картины художник изобразил деревню. В окнах домов виден свет. Но не сразу можно разглядеть силуэты домов. Вначале кажется, что это в ночи светятся глаза голодного зверя или чудовища, который может накинуться на беззащитную девушку).

- Приступайте к написанию второй (основной) части вашего сочинения. Запишите ваши мысли о пейзаже с картины В.М. Васнецова. Перед вами таблица – слева записаны вопросы, а справа опорные слова. Используя опорные слова, отвечайте на вопросы, а затем записывайте их. Помните, прежде, чем записать предложение, нужно устно мысленно сформулировать его.

(Слайд № )

6. Работа над третьей частью сочинения – концовка.

- Рассмотрите картину В.М. Васнецова ещё раз и скажите: вам понравилась она?

Вот послушайте, что сказал один ваш ровесник об этой картине: «Мне очень понравилась картина В.М. Васнецова «Снегурочка», прежде всего тем, что в ней чувствуется ожидание чудес. На этом полотне оживает сказка. Картина создаёт атмосферу ожидания новогоднего праздника».

Подумайте и напишите своё впечатление об этой картине.



Прочитайте текст-описание, который получился у вас. Исправьте ошибки. И перепишите ваш труд в «Тетрадь по развитию речи».



Примерное содержание сочинения по картине

В.М. Васнецова «Снегурочка».

В.М. Васнецов – знаменитый русский художник бытового жанра живописи. С его полотен на нас глядят витязи и богатыри из былин. Многие свои картины художник посвятил героям русских народных сказок.

Перед нами картина «Снегурочка». В.М. Васнецов изобразил на переднем плане девушку. Ночь. Окраина дремучего леса. Но что делает юная девушка в этом месте в такой поздний час? Да это же сама Снегурочка! Не спеша вышла она на освещённую луной лесную поляну. А может быть это вовсе и не Луна дает свет, а от Снегурочки исходит сияние. Видно, что девушка впервые оказалась в этом месте: она с интересом и удивлением оглядывает всё вокруг себя. На Снегурочке красивая тёплая длинная шубка. Головку украшает милая шапочка с меховой опушкой. На ручках тёплые меховые варежки. Красавица остановилась, с интересом и небольшим испугом повернула голову и от удивления развела руки в стороны. По видимому что-то слегка напугало и удивило девушку.

Вся земля укутана толстым слоем снега. Следы, оставленные Снегурочкой, говорят о том, что её ножки проваливались в глубокий снег. Перед девушкой растёт маленькая ёлочка, которую зима присыпала небольшими сугробиками снега. На заднем плане художник нарисовал деревню. Но лишь приглядевшись, можно понять, что это дома. Сначала свет, который виден из окон домов, кажется злобными глазами хищника или сказочного чудища.

Мне очень нравится картина В.М. Васнецова «Снегурочка», прежде всего тем, что в ней чувствуется ожидание чудес. На этом полотне оживает сказка. Картина создаёт атмосферу ожидания новогоднего праздника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!